Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогическое сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Характеристика детей с нарушениями интеллекта 6
1.2. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 16
2.1. Выявление особенностей и потребностей семей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта 16
2.2. Рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллекта 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 28
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России отмечается повышенный интерес к проблемам современной семьи. Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В современной России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции).
Ж.В. Пузанова под «детьми с ограниченными возможностями» рассматриваются лица, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. А семьи с такими детьми определяются как семьи с особым статусом, особенности и проблемы которых определяются большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, и главное – специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии полностью меняет прежний образ жизни семьи, меняет отношение родителей к жизни, их взгляды, ценности и т.д. Уход за ребёнком с ОВЗ и ответственность за его жизнь накладывают на родителей таких детей большие нагрузки. Родители испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Многие замыкаются, отдаляются от друзей, родственников. Некоторые сталкиваются с презрением и даже ненавистью окружающих к ребенку. Семья ребенка-инвалида часто становится малообщительной, избирательной в контактах. У них сужается круг друзей и знакомых, ограничивается общение с родственниками из-за особенностей своего ребенка. Рождение детей с отклонениями, как правило, влияет и на отношения между родителями. В большинстве случаев семьи распадаются.
Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями, сталкивается с рядом проблем и не может самостоятельно, без посторонней помощи их решить. Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребёнка. Усилия специалистов должны быть направлены не только на диагностику и лечение больного ребёнка, но и на психологическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. В нашей стране родители, живущие с больным ребёнком, часто оказываются в изоляции, одиночестве, наедине со своим особым горем. У родителей возникает чувство страха и отчаяния. Поэтому им необходима помощь и поддержка с самого начала. Помощь детям с особыми потребностями заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции.
Степень разработанности темы. Данной проблемой занимаются многие исследователи. Так, особенности детей с ОВЗ и их семей изучали Е.А. Верисоцкая, Э.И. Мещерякова, Л.Н. Молчанова, Д.С. Пюра, О.А. Федосеева и др.; специфику сопровождения семей с детьми с ОВЗ рассматривали И.В. Ларкина, И.Ю. Левченко, Л.Б. Осипова, Н.С. Плащинская и др.; особенности социально-психологической помощи описывали Л.Ю. Александрова, Н.В. Обухова, Р.В. Овчарова, Л.М. Ондар, Г.Ш. Тажутдинова и др.
Оказание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, в частности, детей с нарушениями интеллекта, требует системного подхода и комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу.
Объект исследования – семьи, воспитывающие детей с нарушениями интеллекта. Предмет исследования – психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей детей с нарушениями интеллекта.
Цель исследования – определить особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детей с нарушениями интеллекта.
2. Описать особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 
3. Провести исследование особенностей семей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью, их потребностей.
4. Разработать рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллекта. 
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и практический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанных рекомендациях по оказанию психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллекта и возможности их применения в работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями интеллекта.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; синтез и обобщение; наблюдение; анкетирование.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Умственная отсталость представляет собой стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.
Для лиц с интеллектуальной недостаточностью характерны ограниченность представлений об окружающем мира, недостаточно развитые память, мышление, внимание и пр.
В современных социально-экономических условиях нашего государства дети с ограниченными возможностями и их семьи испытывают множество различных трудностей, со многими из которых они не в силах справиться без помощи государства и общества в целом. 
Помимо общих социальных трудностей, которые испытывает значительная часть населения в сложившейся социально-экономической ситуации, таким семьям также гораздо тяжелее приспосабливаться к различным негативным социальным изменениям, помимо этого, такие семьи обладают пониженной способностью к самозащите, испытывают низкую материальную обеспеченность, страдают от недостаточно развитой правовой базы, недостаточной помощи со стороны государства. 
В современных условиях возникла острая необходимость в разработке новых эффективных механизмов и методик оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с нарушениями интеллекта.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта считаем информирование их об особенностях развития, воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта, обучение родителей построению эмоционально-близких отношений с их ребенком.
Формами реализации данных направлений могут быть: 1) посещение семьи; 2) беседы; 3) консультации; 4) семинары-практикумы; 5) семейные клубы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Характеристика детей с нарушениями интеллекта
На сегодняшний день психолого-педагогические науки рассматривают интеллектуальное нарушение как одну из важнейших проблем. Такие ученые, как Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др, исследовали данную проблему. Данным аспектом заинтересованы не только эксперты этой области олигофренопедагоги, но и специалисты пограничных наук (психиатры, психологи, невропатологи).
В дефектологии рассматривают умственную отсталость как «стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы».
С.Д. Забрамная понимает под интеллектуальным нарушением «качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы». При данной атипии развития, страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. При этом складывается диффузный характер патологического развития детей с нарушением интеллекта, который вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Дети с интеллектуальной недостаточностью среди «проблемных» детей составляют самую представительную группу. Причиной интеллектуального нарушения в своем подавляющем большинстве являются органические поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Представления у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризируются неполнотой, неточностью, фрагментарностью, быстро сглаживаются, забываются. У умственно отсталых детей, по сравнению с нормально развивающимися детьми, наблюдаются специфические особенности в процессе развития мышления. У них не сформированы процессы абстрагирования и обобщения, анализа и синтеза, им свойственна косность, инертность мышления.
Характерной чертой детей с интеллектуальной недостаточностью являются недостаточно развитые познавательные интересы. В сравнении со сверстниками, развивающимися нормально, для детей с отклонениями потребность в познании характерна в меньшей степени. Анализируя исследования С.Я. Рубинштейна и Л.В. Занкова, исследовательница М.В. Гузнищева делает выводы о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью обладают недоразвитыми познавательными интересами на всех этапах их формирования.
Таким образом, дети с интеллектуальной недостаточностью не могут получить полные представления об окружающем мире, поэтому их представления бедны и искажены. У детей с интеллектуальной недостаточностью уже на первой ступени познания – восприятии, наблюдаются отклонения. Восприятие неразрывно взаимосвязано с мышлением. Мышление представляет собой главный инструмент познания, которое состоит из ряда таких операций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстракция. Исследования В.Г. Петровой и Ж.И. Шифа показывают, что все перечисленные операции у детей с интеллектуальной недостаточностью не сформированы и обладают своеобразными характеристиками.
Такие дети, анализируя предметы, выстраивают нелогичные, бессистемные цепочки, заостряют внимание на более заметных частях и пропускают большое количество важных свойств, выделяют общие свойства предметов и опускают их индивидуальные характеристики. Дети в результате такого анализа испытывают трудности в определении взаимосвязи между частями предмета, могут установить только зрительные свойства объектов (цвет, размер и пр.).
У детей с интеллектуальной недостаточностью восприятие и осмысливание учебного материала тесно взаимосвязано с особенностями их памяти. В формировании таких основных процессов памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение, у детей наблюдаются специфические особенности. К примеру, они легче запоминают внешние признаки, которые восприняты зрительно и случайно, чем осознать и выстроить внутренние логические связи.
Формирование произвольного внимания у детей с нарушением интеллекта происходит намного позднее, чем у нормальных сверстников. Л.В. Занков отмечал, что слабость памяти детей с нарушением интеллекта проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы.
Г.В. Пачурин с соавторами в своем исследовании подтверждают необходимость новых форм работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью и делают акцент на том, что умственно отсталые дети требуют особого внимания.
Таким образом, учитывая все изложенное выше, мы можем сделать вывод, для детей с интеллектуальной недостаточностью свойственно замедленное развитие всех познавательных процессов, в отличии от нормально развивающихся сверстников. И мышление, восприятие и память характеризируются специфичностью, кроме того, им свойственные и личностные особенности развития.