Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников в условиях общеобразовательной школы»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1.
Теоретические основы изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения
процесса адаптации первоклассника к школе. 7
1.1. Проблемы
психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассника к
школе. 7
1.2. Особенности психолого-педагогического
сопровождения процесса адаптации
первоклассника к школе. 12
1.3. Возможности
психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассника к
школе. 16
Вывод по 1 главе. 20
2.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к
школе. 21
2.1. Характеристика
объекта и методов исследования. 21
2.2. Программа
психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассника к
школе. 25
2.3. Динамика
результатов исследования по итогам реализации программы.. 28
Вывод по 2 главе. 32
Заключение. 34
Список
источников и литературы.. 36
Приложение. 39
Введение:
Актуальность
исследования обусловлена тем, что начало школьного обучения для ребенка — это
период новизны и стрессовых ситуаций, а потому он является чрезвычайно
ответственным этапом в ее жизни. Усложненные требования программы, а так же
различные психофизиологические особенности ребенка не всегда дает возможность
первоклассникам быстро изменить свою привычную деятельность на учебную. От
того, насколько хорошо подготовлен ребенок к школе, умение ребенка принять
социальную роль школьника, умение общаться со сверстниками и взрослыми,
определять степень своей самостоятельности и свободы в коллективе
одноклассников, будет зависеть его успешная адаптация.
Именно
поэтому возникает необходимость в организации психолого-педагогического
сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению, что является
актуальным.
Поступление
ребенка в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Он связан с
новым типом отношений со сверстниками, учителем, новыми формами деятельности.
Большинство личностно-ориентированных педагогических разработок направлены не
только на расширение сферы познания ребенка, но и на ускорение его личностного
развития, на интенсивное развитие наблюдательности, познавательных
потребностей, сообразительности и тому подобное. Все эти задачи в процессе адаптации
учащихся реализует учитель в условиях обучения, в педагогической психологии
понимают как процесс управления учебной деятельностью учащихся. В то же время
проблему адаптации решает психолог школы через психодиагностическую и
развивающе-коррекционную работу с учениками, а также просветительскую и
консультативную работу с родителями и классным руководителем. Таким образом,
деятельность учителя и психолога требует слаженной сотрудничества в
психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации первоклассников.
Можно
обозначить следующее противоречие между: необходимостью комплексного
сопровождения процесса адаптации первоклассников и недостаточной практикой
введения специально разработанных программ по оптимизации этого процесса.
На
основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каковы
особенности психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации
первоклассников?
Объектом
данного исследования выступило психолого-педагогическое сопровождение процесса
адаптации первоклассников к обучению.
Предметом
исследования стал процесс организации психолого-педагогического сопровождения
процесса адаптации первоклассников к обучению.
Цель
исследования — проанализировать эффективность психолого-педагогического
сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению.
Гипотезой
исследования выступило предположение о том, что специально разработанная
программа психолого-педагогического сопровождения будет способствовать более
эффективному процессу адаптации первоклассников.
Заключение:
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение
первоклассников в период адаптации — это профессиональная деятельность
взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.
Проанализировав различные точки зрения на проблему
адаптации, ее можно определить как процесс и результат согласования человека с
окружающим миром, адаптации к изменившейся среде, к новым условиям жизни, к
структуре отношений в определенных социально-психологических сообществах,
установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника
в период адаптации-это целостная системно — организационная деятельность, в
процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия
для успешного обучения первоклассников и психологического развития каждого
ученика в школьной среде.
Целью психолого — педагогического сопровождения первоклассника
в образовательном процессе является обеспечение нормального развития младшего
школьника – в соответствии с нормой развития, в соответствующем возрасте.
По результатам проведенного исследования, которое было
осуществлено на базе МОУ 122 среди детей до и после апробации программы,
было выявлено:
До апробации программы, первоклассники обладают низким
уровне успешностью выполнения школьных заданий, степенью усилий при выполнении
школьных заданий, самостоятельностью, сниженным уровнем настроения с которым
ребёнок идёт в школу, взаимоотношениями с одноклассниками. Общая оценка
школьной адаптированности на низком уровне — дети дезадаптированы. Дети, в целом, отмечены педагогами, как дети,
которые плохо усваивают материал, выполнят задания с трудом, для выполнения
заданий нужна помощь, имеют высокий уровень тревожности, депрессии, сфера
общения с одноклассниками — ограничена.
После апробации программы
дети, в целом, отмечены педагогами, как успешно выполняющие школьные задания,
выполняют их легко и свободно, самостоятельно, настроение в школе очень
хорошее, и теплые и дружественные взаимоотношения с одноклассниками.
По результатам проведенного исследования
были разработаны рекомендации по оптимизации процесса школьной адаптации
первоклассников.
Фрагмент текста работы:
Проблемы психолого-педагогического сопровождения
процесса адаптации первоклассника к школе Понятие
«сопровождение» неоднократно используется в педагогической литературе, но его
четкое определение до настоящего времени не сформулировано. По происхождению
термин «сопровождение» близок к таким понятиям, как «совместное передвижение»,
«содействие», «поддержка», «помощь в преодолении трудностей одного человека
другому». В словаре В. Даля сопровождение рассматривается как действие по
глаголу «сопровождать», т.е. «провожать, сопутствовать, идти вместе для
проводов, провожатым, следовать». В общем значении сопровождение — это встреча
двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути [10].
Л.И.
Божович [5] и М.Р. Битянова [4] считают, что психолого-педагогическое
сопровождение — это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и
коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий
работы педагога для успешной социализации детей и подростков в семье в условиях
школы.
По
мнению авторов, под психолого-педагогическим сопровождением понимается метод,
обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных
решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ведущей целью педагогического
сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на
основе интеграции воспитательного потенциала учебно- воспитательных учреждений
и социальной среды[21].
По
мнению Т.И. Черемных, сопровождение — выявление причин деформации в развитии
субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет
способствовать развитию и социализации нормальной личности [23].
На
наш взгляд, интересно определение А.А. Лефинцевой, психолого-педагогическое
сопровождение — это совместное движение (взаимодействие) педагога
(сопровождающего) и воспитанника на основе прогнозирования перспектив поведения
и самопроявления воспитанника в ситуации развития, направленное на выявление
возможных проблем (трудностей) и создание условий, обеспечивающих наиболее
целесообразную помощь. Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки,
существенно сказывающихся на формирование социальной адаптивности. Оно
направлено на стимулирование и накопление социально значимого опыта
целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанников в
различных жизненных ситуациях [17].
Основными
стратегическими направлениями в процессе психолого- педагогического
сопровождения детей является создание условий:
— для преодоления депривации нарушенного
психофизического развития;
— для компенсации последствий депривации, в
частности для удовлетворения базовых потребностей в освоении основных навыков;
— для расширения возможностей социальной
активности;
— для развития навыков конструктивного
общения.
Если
раскрывать содержание понятия «сопровождение» с точки зрения процесса, то
сопровождение можно представить, как совокупность последовательных действий,
позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
При
подходе к сопровождению, как к методу, понимается способ практического
осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия
участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях
школьного взаимодействия.
Иначе
говоря, сопровождение выступает как комплекс, система, особая культура
поддержки естественного развития детей и помощи в решении задач, обучения,
воспитания и социализации.
Н.В.
Литвиненко рассматривает сопровождение как систему профессиональной
деятельности педагога, направленную на создание условий для позитивного
развития отношений детей и взрослых в школьной образовательной ситуацией [15].
При
этом комплексное сопровождение ребёнка, как система психолого- педагогической
помощи, предполагает:
1.
Сочетание и взаимопроникновение социального, правового и
психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
2.
Междисциплинарный характер согласованных
подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных
ведомств и служб;
3.
Широкий спектр различных видов
деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка,
так и на предупреждение возникновения данных явлений;
4.
Особый вид помощи ребёнку и его семье в
решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не
только в образовательном процессе, но в других важных сферах его
жизнедеятельности;
5.
Использование индивидуального и
дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и
социального развития.
Ведущей
целью психолого-педагогического сопровождения в период адаптации является
организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции
воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и личностью ребенка.
Адаптация
(лат. Adapto — приспосабливать) — в широком смысле означает приспособление к
внешним раздражителям.
В
широком смысле адаптация означает «… любое взаимодействие индивида и среды, в
которой координируются их структуры, функции и поведение» [13].