Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, склонных к девиантному поведению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, склонных к девиантному поведению 5
1.1 Характеристика феномена «девиантное поведение» 5
1.2 Теоретические подходы к пониманию и организации психолого-педагогического сопровождения 11
Глава 2 Особенности организации психолого-педагогического сопровождения профилактики девиантного поведения в образовательном учреждении 21
2.1 Диагностическое исследования особенностей девиантного поведения на примере младших школьников 21
2.2 Практические аспекты психолого-педагогического сопровождения профилактики девиантного поведения учащихся 28
Заключение 34
Список литературы 35
Введение:
Современный мир и новые образовательные технологии задают стремительный темп для интеграции подрастающего поколения. Общество требует от взрослеющей личности высокой социальной компетентности, способности к самоорганизации и постоянному саморазвитию. В связи с этим, повышается степень риска дезадаптации и проявления различных форм девиантного поведения.
Под девиантным поведением подразумевают социальное поведение, которое не соответствует установленным в обществе нормам. Проблемы неблагополучного развития личности, ее отклонений прослеживаются во всех периодах онтогенеза человека. Лица, склонные к девиантным формам поведения, представляют группу повышенного социального риска, поэтому данная проблема в настоящее время приобретает комплексный и междисциплинарный характер. При изучении девиантного поведения необходим охват широкого спектра социально-психологических проблем, поэтому возрастает необходимость поиска эффективных мер социального контроля (превентивные, профилактические, коррекционные, реабилитационные и др.) подростков, склонных к девиантному поведению. Данный факт свидетельствует об актуальности психолого-педагогического сопровождения лиц, склонных к девиантному поведению. Данные положения требуют реагирования со стороны образовательного учреждения, в частности, организации комплексной и систематической работы по сопровождению обучающихся, склонных к девиантному поведению.
Цель: изучение психолого-педагогического сопровождения обучающихся, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение лиц, склонных к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, склонных к девиантному поведению;
2. Организовать эмпирическое исследование склонности к девиантному поведению обучающихся на примере младшего школьного возраста;
4. Описать особенности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, склонных к девиантным формам поведения, в образовательном учреждении.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Заключение:
Девиантное поведение предполагает непринятие школьниками социальных норм поведения и правил поведения в социуме. Для детей, склонных к девиантному поведению, является характерным высокий уровень агрессивности и конфликтности, неумение и нежелание выполнять школьные правила и требования взрослых, недостаточный уровень социализации, проблемы в межличностной коммуникации детей со сверстниками и взрослыми.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило, что у детей младшего школьного возраста присутствует достаточно высокий уровень агрессивности и отмечаются проблемы в социальной адаптации, что может считаться предпосылками для возникновения девиантных форм поведения. Это указывает на необходимость проведения специальной деятельности по профилактике поведения в младшем школьном возрасте.
Под психолого-педагогическим сопровождением обучающихся, склонных к девиантному поведению, подразумевается технология, предназначенная для оказания помощи в решении возникающих у обучающихся проблем. Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся, склонных к девиантному поведению, становится создание ситуаций поддержки для включенности лица, склонного к девиантному поведению, в социально приемлемые отношения и предоставление возможности для его самореализации. Психолого-педагогическая деятельность по сопровождению обучающихся, склонных к девиантным формам поведения, в образовательной организации реализуется в направлениях поддержки и решения задач личностного, ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, построения конструктивных отношений, формирования жизненных навыков и социального опыта, профессионального самоопределения и предупреждения девиантных проявлений среди обучающихся.
Фрагмент текста работы:
Характеристика феномена «девиантное поведение»
Девиантное поведение — это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям [6].
Социологию девиантного поведения следует интерпретировать как «сквозную» концепцию Особенности ее предмета заключаются в том, что сфера исследуемых ею феноменов исторически варьируется и обусловлена сформировавшимися в конкретный период в конкретном социуме социальными нормами.
Под девиантным (лат.Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) [16].
В первом значении девиантное поведение в основном исследуется с точки зрения психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении оно представляет собой интерес для социологии и социальной психологии, хотя следует отметить, что подобная дифференциация весьма условна.
Многие отечественные социологи (Я. И. Гилинский, А. И. Кравченко, В. В. Касьянов, В. И. Момотов и другие) придерживаются точки зрения, что отклоняющееся поведение – собирательное определение. Оно затрагивает три формы поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведения, которые распределяются как возрастающие по степени нарушения социальных норм [22]. Все эти три формы девиаций социализируются; отклонения, противоправные, криминальные действия осваиваются максимально продуктивно в детском, подростковом возрасте. На первом этапе дети и подростки осваивают наименее серьезные формы нарушения общественного порядка, а взрослые и полиция противодействуют этому явлению. На следующем этапе развития девиантного поведения подростки и молодежь начинают совершать более серьезные правонарушения, а самые агрессивные их представители образуют даже бандформирования. Наконец, на третьем этапе криминальной социализации подростки и молодежь с девиантным поведением начинают совершать полноценные серьезные преступления. Таким образом, можно говорить о том, что в обществе существует и функционирует сложившаяся подсистема отклоняющейся социализации личности [22].
В анализе подходов к исследованию девиантного поведения возможно дифференцировать ряд стадий. На первой стадии исследования состоят исключительно в анализе разнообразных форм и признаков отклоняющегося поведения и их источников. Вторая стадия соотносится с обнаружением тенденций девиации, в частности преступности, и разработкой концепций девиаций.
Третья стадия формирования девиантологических теорий — методологическая, где параллельно с теоретическими проблемами изучаются аспекты методов и стратегий исследования отклоняющегося поведения. В процессе изучения феномена девиации сложились следующие подходы: антропобиологический, психологический, социально-философский, в рамках которых, в свою очередь, возникли множество концепций и моделей отклоняющегося поведения [6].
Для более глубокого понимания дефиниции «девиантное поведение» необходимо, в первую очередь определить понятие «норма».
В теории организации сформировалось целостное– для естественных и общественных наук – представление о норме, как о границах, меры допустимого (в целях стабилизации и преобразования системы). Социальная норма детерминирует исторически сформировавшийся в конкретном социуме предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Социальные нормы формируются как итог адекватного или искаженного отражения в сознании и действиях субъектов объективных тенденций функционирования социума. По этой причине они или соотносятся с законами социального развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее [7].