Литература - русский язык Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические условия развития интереса к чтению у младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1. Роль детского чтения в развитии личности младшего
школьника. 5

1.2. Педагогические условия развития интереса к чтению у
младших школьников  11

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГАМ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 17

2.1. Источники и стимулы развития интереса к чтению у
младших школьников  17

2.2. Методики развития интереса к чтению у младших
школьников. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

  

Введение:

 

Младший школьный
возраст – это время, в котором формируются читательские интересы ребенка.

В современном
образовании становление читательских интересов постулируется в Федеральном Государственном
Образовательном Стандарте Начального Общего Образования, как необходимый результат
обучения. В требованиях к изучению общей образовательной программы начального общего
образования сказано, что к концу обучения в начальной школе у детей должно быть
сформировано осознание роли чтения в их индивидуальном развитии, существовать представления
об окружающей действительности, истории и культуре, основных этических нормах, должно
наблюдаться стремление к успеху в обучении по различным учебным дисциплинам, потребность
в регулярном чтении.

По словам В.А.
Сухомлинского «чтение — это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих
себя». Чтение и развитие интереса к чтению — это неиссякаемый источник получения
новых знаний, универсальный способ совершенствования познавательных и речевых навыков
ребенка, его креативности, значимое средство развития нравственных качеств и эстетических
переживаний.

Кризис чтения
в детском возрасте проявился наиболее сильно в потере интереса школьников к такому
виду деятельности. Для большей части учащихся чтение, в первую очередь,
воспринимается как обыкновенная учебная задача, выполнение которой не вызывает
удовольствия. В решении этой проблемы существенное значение отводится развитию интереса
детей к чтению, а вместе с ним и к процессу познания в целом.

Именно в начальной
школе у детей активно развивается стремление к познанию, интерес к окружающему
миру, что связано с психологическими особенностями учащихся младших классов.

Актуальность
темы работы, таким образом, состоит в самом осуществлении педагогической задачи
по развитию интереса к чтению в образовательном пространстве начальной школы. Это
связано с постоянно возрастающей ролью начитанности, появлением необходимости в
регулярном освоении новых приемов усвоения информации, которые выступают универсальным
средством коммуникации, мощным средством интеллектуального, духовного развития личности,
значимым условием социализации каждого человека.

Предмет
исследования — интерес к чтению у учащихся младших классов.

Объект
исследования – психолого-педагогические условия развития интереса к чтению в
младших классах школы.

Цель исследования
— определить психолого-педагогические условия развития интереса к чтению у
младших школьников сквозь призму факторов, стимулов и методик, влияющие на этот
процесс.

Задачи
исследования:

1. Рассмотреть
роль чтения в процессе становления и развития личности ребенка.

2. Изучить
педагогические возможности развития интереса к чтению в начальной школе, как на
уроках соответствующих дисциплин, так и в рамках внеурочной работы.

3. Систематизировать
многообразие источников и стимулов развития интереса к чтению у младших
школьников.

4. Проанализировать
основные методы и методики воздействия на детей младшего школьного возраста в
пространстве образовательного учреждения, используемые для формирования
устойчивого интереса к чтению.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема развития
интереса к чтению у детей младшего школьного возраста изучается в современных
педагогических работах как одна из основополагающих. Ее особое значение связано
с потребностью разработки новых методик и технологий, призванных развить
интереса к чтению у детей. В условиях распространяющейся тенденции активизации
кризиса духовно-нравственного развития подрастающего поколения, работа по
развитию интереса к чтению выступает в качестве неотъемлемого условия развития
российского социального пространства в целом.

Развитие страны происходит
не только в сфере экономических, социальных, политических ситуаций, но и, главным
образом, в контексте воспитания человека, совершенствования его
духовно-нравственных характеристик, что практически неосуществимо, если ребенок
не любит читать.

Рассмотренные в этой
связи противоречия требуют разрешения на уровне образовательных организаций, а
для этого требуется разработка различных аспектов данной проблематики:
научно-методическое обоснование развития интереса к чтению у младших
школьников; включение научно-методического и смыслового аспекта развития
интереса детей к чтению в контекст существующих образовательных программ;
создание в школьном сообществе детей благоприятных условий по формированию лояльного
отношения к чтению; культурно-просветительская работа среди детей и их
родителей по вопросам взаимодействия семьи и школы для развития у школьников
интереса к чтению.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что результаты данного исследования
не описывают всех проблем развития интереса к чтению и не могут на данном этапе
предложить окончательное решение проблемы развития интереса к чтению у учащихся
младших классов. Требуется регулярная разработка инновационных методов,
технологий и инстр

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Роль детского чтения в развитии
личности младшего школьника.

Множество книг посвящено литературе, но только некоторые рассказывают о её
чтении, хотя эти явления связаны неразрывно. Книга, которую не читают – это
просто набор букв. Чтение без литературы, по сути, в полном смысле слова
невозможно. Только вместе они живут и развиваются и, дополняя и формируя друг друга,
становятся частью культуры. Выделение функциональной связи между стимулом – литературным
текстом – и реакцией на него, называемой восприятием, выступает предметом психологии
чтения. Эта наука исследует функционирование литературы в сознании читающего индивида.
Большое значение чтение приобретает в жизни ребёнка, когда подрастающая
личность познает мир и самого себя. Без исследования сути процессов, совершающихся
мировосприятия читающего ребёнка, все стремления воздействовать на его интерес
к чтению будут малоэффективны. Правильно составленная методика в данном случае
обуславливается самим содержанием предмета. Великий русский педагог К.Д. Ушинский
писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте
законы тех психологических явлений, которыми хотите управлять, и поступайте, соображаясь
с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

Наука о развитии культуры чтения прошла огромный эволюционный путь развития.
Она напрямую связана с выделением в дифференцированную сферу культуры дореволюционной
отечественной детской литературы, которое произошло во второй половине XV в.. Иными словами, история этой области
знания насчитывает более четырёх с половиной столетий. Примерно такой же период
приходится на предысторию, когда отдельные произведения для детей ещё не писались,
но при обучении грамоте выделялись наиболее понятные им книги. По прошествии
столь значительного промежутка времени в науке накопилось большое количество идей,
мыслей по проблеме развития детского и юношеского чтения. Многие из них не
утратили актуальность и в настоящее время.

Каждая эпоха формирует к культуре чтения подрастающих поколений собственные
запросы, которые обозначают не только темы, смыслы, но и необходимые методики работы
с маленькими читателями.

Идеи применения книги как инструмента социального воздействия, всестороннего
формирования личности и саморазвития в XVIII веке постулировали М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев,
А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др. Мысли Н.И. Новикова и А.Н. Радищева о чтении у
подрастающего поколения сопротивлялись консервативным сословным взглядам на
якобы существующие ограничения круга детского чтения.

Большое внимание проблеме детского чтения уделяли революционные демократы,
выдающиеся педагоги XIX столетия: В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
Н.Г. Чернышевский, В.И. Водовозов. Развитие детского чтения в это время происходило
при участии талантливого учителя-словесника В.П. Острогорского. В предисловии
к работе «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий
с детьми и для чтения народу» он отмечал огромную пользу, которую несет детям чтение
художественной литературы лучших отечественных писателей, способствуя эстетическому
и нравственному развитию подрастающего поколения, их образованию и познавательной
активности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы