Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические условия развития интереса к чтению у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………….7
1.1. Лингвистические особенности развития интереса к чтению у младших школьников…………………………………………………………… 7
1.2. Методические особенности развития интереса к чтению у младших школьников………………………………………………………….. 15
1.3. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте развития интереса к чтению у младших школьников…………………………………. 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …. 28
2.1. Диагностика сформированности интереса к чтению у младших школьников……………………………………………………………………. 28
2.2. Комплекс заданий (комплекс упражнений, комплекс игр, программа, задачник и т.п.), направленный на развитие интереса к чтению
у младших школьников……………………………………………………….. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 46
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………… 53
Введение:
Для воспитания нового поколения, грамотной, всесторонне развитой личности и поднятия культурного потенциала страны, как никогда важно читающее общество. Чтению необходимо уделять особое внимание, так как в будущем можно столкнуться с поколением некомпетентных и малообразованных читателей. Чтение является культурным феноменом каждого общества, средство духовно-нравственного воспитания, развития и образования.
В соответствии с утвержденным приказом Минобразования России в государственном образовательном стандарте начального общего образования выделена данная проблема, как основная из основных целей обучения по литературному чтению на ступени начального общего образования. В нем подчеркивается, что «формировать у младших школьников осознание значимости чтения для личного развития; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации» [58].
На основании задач ФГОС НОО была разработана и внедрена «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на реализацию в период 2007- 2020 гг. [35]. Акцентируется внимание на что, что необходимо вернуть престижность чтению и приумножить ряды активных читателей. Это отражено в «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ» реализация которой намечена на 2018-2026 гг. [25].
Развивать интерес к чтению и закладывать прочный фундамент этической культуры личности необходимо именно в младшем школьном возрасте. Навык чтения ─ основа, которая в будущем позволит наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности. «Чтобы душа ребенка откликнулась на художественное произведение, зазвенела волшебной музыкой, надо, как отметил В.А. Сухомлинский, суметь затронуть ее струну» [51].
Успешное овладение навыком чтения – один из главных показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, трудности в процессе обучения чтению говорят об определенных проблемах развития того или иного психического познавательного процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального общего образования. Эта задача чрезвычайно важна и актуальна, ведь чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
Книга является основным средством решения данной проблемы. В них дети смогут найти ответы на многие волнующие их вопросы. Но на сегодняшний день у большинства современных школьников интерес к чтению книги, как способу познания окружающего мира, замещен интересом к миру виртуальному, созданному современными информационными техническим средствами.
Используя современные технологии, формы и методы работы можно умело формировать и развивать культуру чтения школьников, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности Процесс развития интереса к чтению у младших школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую и методическую, но и как социальную проблему.
Вопрос развития интереса к чтению поднимался в научных трудах исследователей: С.И. Абакумова, О.В. Джежелей, С.П. Лавлинского, М.Р. Львова, В.Г. Марацмана, М.И. Омороковой, Г.М. Первовой, Н.Н. Светловской, И.И. Тихомировой и др. Они вели активные поиски путей развития интереса и разрабатывали методическую основу для становления ребенка как читателя.
Проанализировав теоретическую и методическую литературу, а также практический опыт по данной теме были выявлены противоречия между:
социальным заказом общества остановить тенденцию падения читательского интереса среди школьников наряду с увлечением средствами массовой коммуникации;
требованиями к планируемым результатам обучения литературному чтению, зафиксированными в стандарте обусловили проблему исследования: как развить интерес к чтению у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс заданий (комплекс упражнений, комплекс игр, программа, задачник и т.п.), направленный на развитие интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий, направленных на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Задачи исследования:
− изучить и проанализировать состояние проблемы развития интереса к чтению у младших школьников в педагогической теории и практике;
− осуществить отбор методов и приёмов работы по развитию интереса к чтению у младших школьников;
− проанализировать современные программы и учебники начального общего образования в свете исследуемой проблемы;
− выявить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у младших школьников;
− на базе начальной диагностики спроектировать комплекс направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования:
− методы теоретического анализа: анализ методической литературы;
анализ нормативных документов, образовательных программ
начального общего образования;
− частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом процесса учебного процесса в начальной школе, анализ продуктов учебной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проблема развития интереса к чтению у младших школьников рассматривается в современных педагогических исследованиях как одна из наиболее важных. Ее особая актуальность определяется необходимостью создания новых методик и технологий, направленных на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Интерес к чтению требует правильной педагогической организации. Различают три группы условий, стимулирующих развитие интереса [36].
Первая связана с содержанием и направлением обучения: методический аппарат; соблюдение принципов отбора круга чтения: эстетический; целостности; доступности; учета читательских интересов учащихся; целесообразности изучения произведения для литературного развития школьников; яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения: учет возрастных и психологических особенностей учеников; учет структуры читательского интереса.
Вторая – организация процесса обучения: на начальном этапе основное внимание уделяется технике чтения. Необходимо включить процесс выработки навыков чтения у детей в широкую, содержательную, эмоциональную, интересную деятельность. Формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач; систематическое использование разнообразных форм работы (внеклассные занятия, работа с родителями).
Третья – определяется отношениями, складывающимися между учеников и учителем. Необходимо создание учителей особой атмосферы доверия на уроке, ценности человеческого общения, средством которого выступает литература как вид искусства.
Проблему формирования интереса к чтению можно решить положительно, если будут учтены: — структура читательского интереса;- принципы отбора круга чтения;- разнообразные формы работы;- отношения, складывающиеся между учителем и учащимися.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были изучены основные понятия, относящиеся к проблеме исследования, рассмотрены трудности формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста и пути их преодоления, а также определены психолого-педагогические условия формирования читательского интереса у младших школьников.
Педагог при формировании интереса к чтению должен учитывать все факторы (содержание, направление и организация обучения), оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на этот процесс, он должен не только знать причины снижения читательской активности учащихся: усиленное влияние СМИ; смена позиции родителей после поступления ребёнка в школу и т.д., но и обладать такой педагогической компетентностью, чтобы, несмотря на все преграды, возникающие на пути воспитания и образования детей, суметь достичь желаемого результата, осуществить свой педагогический долг.
В работе представлены методические основы формирования интереса к чтению в начальной школе, разобраны основные виды работ на уроках литературного чтения: чтение всего текста; чтение цепочкой по предложению; чтение по ролям и т.д., позволяющие каждому педагогу найти тот способ работы, который будет являться для него наиболее удобным. Проведен анализ учебников по литературному чтению.
Научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её является долгом каждого родителя и педагога. Необходимо помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Именно это позволит обобщить приобретенные навыки и работать над их дальнейшим развитием.
С учетом проведенного анализа УМК и полученных результатов диагностики был разработан комплекс заданий и предложено поурочно- тематическое планирование для 4-го класса. Выделены два блока заданий на основе метода творческого чтения и чтения-рассматривания.
Наиболее активно рекомендуется применять задания, базирующиеся на приемах творческого чтения, которые предлагается использовать на этапе интерпретации: выразительное чтение, по ролям, инсценирование, иллюстрирование: графическое и словесное, создание литературных текстов, составление рассказа по аналогии, придумывание продолжения, творческий пересказ, интервью с героем или автором. Это обусловлено тем, что в рамках урока благодаря данному направлению учитель может способствовать развитию интереса через повышение положительного отношения к чтению. Но не менее важны задания, разработанные на основе метода чтения- рассматривания. Путем использования его основополагающего приема «рассматривание выставки книг» и сопутствующего «реклама книги» происходит приобщение детей к самостоятельному чтению и расширение читательского кругозора.
Предложены рекомендации для родителей по формированию читательского интереса у детей младшего школьного возраста. Семье отводится одна из ключевых ролей, ведь она, как социальный институт, формирует в ребёнке те или иные качества, интересы и предпочтения. Если родители не обладают культурой чтения, то очень маловероятно, что дети полюбят книгу.
Таким образом, в процессе исследования найдены пути решения проблемы, определенной в начале работы, а точнее, разработан комплекс заданий, способствующий развитию интереса к чтению у младших школьников. Подобные задания необходимо включать в уроки литературного чтения и активно применять в своей практике учителям для формирования, развития, поддержания и стимулирования интереса к чтению у младших школьников и для воспитания поколения истинных читателей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Лингвистические особенности развития интереса к чтению у младших школьников
Любовь к литературе начинается в начальной школе, именно здесь, следует дать возможность погрузиться ребенку в изучение мира литературы, сформировать у него интерес к чтению книг вообще.
Основоположником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву называть великого чешского педагога Я. А. Коменского. В своей знаменитой книге «Великая дидактика» он отмечал, что, нужно прежде всего заинтересовать учеников тем или иным занятием, доказав превосходство предмета, его пользу, удовольствие и только положительное. Он установил связь между решением этой проблемы с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемерным содействием с родителями, его уважения в глазах детей (так как любовь и впечатление самые главные и существенные средства для того, чтобы побудить стремление к подражанию) [24].
На сегодняшний день чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить взгляды, усиливать понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, усовершенствовать личность. Чтение как речевая деятельность стимулирует общую интеллектуальную деятельность человека, оказывает благотворное влияние на формирование его мировоззрения, на его социальное поведение и общественную деятельность. Самое важное – образовать процесс так, чтобы чтение содействовало воспитанию личности, а созревающая личность чувствовала необходимость в чтении как источнике собственного развития, самообразования.
Большую роль в жизни ребенка играет чтение, вырабатывает у него предопределенное мировоззрение, установленные нормы поведения и художественный вкус. Великие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева, З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, и др. в своих трудах углубленно и основательно анализируют такие важнейшие стороны данного вопроса, как предназначение чтения, литературы в деле формирования растущего поколения, проблемы психологической природы детского чтения, линии формирования читателя. Все же итоги данных изучений представляют, что вопрос воспитания интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в абсолютной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Будет ли чтение сильным орудием обогащения собственного и общественного опыта ребенка, a также средством его самопознания и формирования, сложится ли у него не только заинтересованность, а надобность в чтении книг, зависят от ситуаций обучения, устремленных на развитие личности и начал читательской культуры.
А.Н. Соколов писал, что чтение, с одной стороны, является процессом чувственного познания, а с другой стороны, представляет собой опосредование речью отражения действительности, так как объектом восприятия является письменное речевое сообщение.
В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения.
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который складывается из восприятия и осмысления письменной речи; чтение входит в сферу коммуникативно-социальной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму речевого общения. Оно высоко ценится с точки зрения использования, важности и доступности.Чтение более тесно связано со слушанием, так как в обоих процессах принимается сообщение. Чтение относится к письменным видам общения (как и письмо) [7].
По мнению И.Н. Верещагина и Г.В. Роговой, чтение имеет следующую структуру: мотив, цель, условие, результат. Мотивом является всегда общение с использованием печатного слова. Цель – получить информацию по интересующей проблеме. Условия чтения включают владение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из чтения с разной степенью точности и глубины [42].
Речь – это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.
Речевая деятельность и чтение имеет определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня.
Первый – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы – желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.
Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события.
Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится его понимание. Итак, предмет речевой деятельности – мысль, а результат – ее понимание.
Важно сформировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того, данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса [8].
Чтение про себя – это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления губами не является чтением про себя. Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1. Роль детского чтения в развитии личности младшего
школьника. 5
1.2. Педагогические условия развития интереса к чтению у
младших школьников 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И КНИГАМ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 17
2.1. Источники и стимулы развития интереса к чтению у
младших школьников 17
2.2. Методики развития интереса к чтению у младших
школьников. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Младший школьный
возраст – это время, в котором формируются читательские интересы ребенка.
В современном
образовании становление читательских интересов постулируется в Федеральном Государственном
Образовательном Стандарте Начального Общего Образования, как необходимый результат
обучения. В требованиях к изучению общей образовательной программы начального общего
образования сказано, что к концу обучения в начальной школе у детей должно быть
сформировано осознание роли чтения в их индивидуальном развитии, существовать представления
об окружающей действительности, истории и культуре, основных этических нормах, должно
наблюдаться стремление к успеху в обучении по различным учебным дисциплинам, потребность
в регулярном чтении.
По словам В.А.
Сухомлинского «чтение — это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих
себя». Чтение и развитие интереса к чтению — это неиссякаемый источник получения
новых знаний, универсальный способ совершенствования познавательных и речевых навыков
ребенка, его креативности, значимое средство развития нравственных качеств и эстетических
переживаний.
Кризис чтения
в детском возрасте проявился наиболее сильно в потере интереса школьников к такому
виду деятельности. Для большей части учащихся чтение, в первую очередь,
воспринимается как обыкновенная учебная задача, выполнение которой не вызывает
удовольствия. В решении этой проблемы существенное значение отводится развитию интереса
детей к чтению, а вместе с ним и к процессу познания в целом.
Именно в начальной
школе у детей активно развивается стремление к познанию, интерес к окружающему
миру, что связано с психологическими особенностями учащихся младших классов.
Актуальность
темы работы, таким образом, состоит в самом осуществлении педагогической задачи
по развитию интереса к чтению в образовательном пространстве начальной школы. Это
связано с постоянно возрастающей ролью начитанности, появлением необходимости в
регулярном освоении новых приемов усвоения информации, которые выступают универсальным
средством коммуникации, мощным средством интеллектуального, духовного развития личности,
значимым условием социализации каждого человека.
Предмет
исследования — интерес к чтению у учащихся младших классов.
Объект
исследования – психолого-педагогические условия развития интереса к чтению в
младших классах школы.
Цель исследования
— определить психолого-педагогические условия развития интереса к чтению у
младших школьников сквозь призму факторов, стимулов и методик, влияющие на этот
процесс.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть
роль чтения в процессе становления и развития личности ребенка.
2. Изучить
педагогические возможности развития интереса к чтению в начальной школе, как на
уроках соответствующих дисциплин, так и в рамках внеурочной работы.
3. Систематизировать
многообразие источников и стимулов развития интереса к чтению у младших
школьников.
4. Проанализировать
основные методы и методики воздействия на детей младшего школьного возраста в
пространстве образовательного учреждения, используемые для формирования
устойчивого интереса к чтению.
Заключение:
Проблема развития
интереса к чтению у детей младшего школьного возраста изучается в современных
педагогических работах как одна из основополагающих. Ее особое значение связано
с потребностью разработки новых методик и технологий, призванных развить
интереса к чтению у детей. В условиях распространяющейся тенденции активизации
кризиса духовно-нравственного развития подрастающего поколения, работа по
развитию интереса к чтению выступает в качестве неотъемлемого условия развития
российского социального пространства в целом.
Развитие страны происходит
не только в сфере экономических, социальных, политических ситуаций, но и, главным
образом, в контексте воспитания человека, совершенствования его
духовно-нравственных характеристик, что практически неосуществимо, если ребенок
не любит читать.
Рассмотренные в этой
связи противоречия требуют разрешения на уровне образовательных организаций, а
для этого требуется разработка различных аспектов данной проблематики:
научно-методическое обоснование развития интереса к чтению у младших
школьников; включение научно-методического и смыслового аспекта развития
интереса детей к чтению в контекст существующих образовательных программ;
создание в школьном сообществе детей благоприятных условий по формированию лояльного
отношения к чтению; культурно-просветительская работа среди детей и их
родителей по вопросам взаимодействия семьи и школы для развития у школьников
интереса к чтению.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что результаты данного исследования
не описывают всех проблем развития интереса к чтению и не могут на данном этапе
предложить окончательное решение проблемы развития интереса к чтению у учащихся
младших классов. Требуется регулярная разработка инновационных методов,
технологий и инстр
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Роль детского чтения в развитии
личности младшего школьника.
Множество книг посвящено литературе, но только некоторые рассказывают о её
чтении, хотя эти явления связаны неразрывно. Книга, которую не читают – это
просто набор букв. Чтение без литературы, по сути, в полном смысле слова
невозможно. Только вместе они живут и развиваются и, дополняя и формируя друг друга,
становятся частью культуры. Выделение функциональной связи между стимулом – литературным
текстом – и реакцией на него, называемой восприятием, выступает предметом психологии
чтения. Эта наука исследует функционирование литературы в сознании читающего индивида.
Большое значение чтение приобретает в жизни ребёнка, когда подрастающая
личность познает мир и самого себя. Без исследования сути процессов, совершающихся
мировосприятия читающего ребёнка, все стремления воздействовать на его интерес
к чтению будут малоэффективны. Правильно составленная методика в данном случае
обуславливается самим содержанием предмета. Великий русский педагог К.Д. Ушинский
писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте
законы тех психологических явлений, которыми хотите управлять, и поступайте, соображаясь
с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».
Наука о развитии культуры чтения прошла огромный эволюционный путь развития.
Она напрямую связана с выделением в дифференцированную сферу культуры дореволюционной
отечественной детской литературы, которое произошло во второй половине XV в.. Иными словами, история этой области
знания насчитывает более четырёх с половиной столетий. Примерно такой же период
приходится на предысторию, когда отдельные произведения для детей ещё не писались,
но при обучении грамоте выделялись наиболее понятные им книги. По прошествии
столь значительного промежутка времени в науке накопилось большое количество идей,
мыслей по проблеме развития детского и юношеского чтения. Многие из них не
утратили актуальность и в настоящее время.
Каждая эпоха формирует к культуре чтения подрастающих поколений собственные
запросы, которые обозначают не только темы, смыслы, но и необходимые методики работы
с маленькими читателями.
Идеи применения книги как инструмента социального воздействия, всестороннего
формирования личности и саморазвития в XVIII веке постулировали М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев,
А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др. Мысли Н.И. Новикова и А.Н. Радищева о чтении у
подрастающего поколения сопротивлялись консервативным сословным взглядам на
якобы существующие ограничения круга детского чтения.
Большое внимание проблеме детского чтения уделяли революционные демократы,
выдающиеся педагоги XIX столетия: В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
Н.Г. Чернышевский, В.И. Водовозов. Развитие детского чтения в это время происходило
при участии талантливого учителя-словесника В.П. Острогорского. В предисловии
к работе «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий
с детьми и для чтения народу» он отмечал огромную пользу, которую несет детям чтение
художественной литературы лучших отечественных писателей, способствуя эстетическому
и нравственному развитию подрастающего поколения, их образованию и познавательной
активности.