Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение ………………………………………………………… 3
Глава І.Психолого-педагогические основы развития эмоционального интеллекта личности младшего школьника.
7
1.1.Содержание понятий «эмоциональный интеллект», «развитие эмоционального интеллекта» ……7
1.2.Особенности развития эмоционального интеллекта ученика начальной школы ………………………………16
Глава ІІ.Развитие эмоционального интеллекта личности ребенка в начальной школе ……………………20
2.1.Развитие эмоционального интеллекта личности ребенка как одно из средств создания его эмоционального благополучия 20
2.2.Экспериментальное определение уровня развития эмоционального интеллекта личности младшего школьника.
34
2.3.Экспериментальные упражнения и занятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта личности ученика начальной школы ……………………………………38
Заключение …………………………………………………….. 42
Список использованной литературы …………………………. 44
Введение:
В последние десятилетия эмоциональный интеллект служит предметом исследования в психологии. Это было обусловлено все большим ростом эмоционального напряжения современного общества, а также наличием разнообразных стрессовых влияний окружающей среды. Все указанные причины приводят к дезадаптации и дезинтеграции жизнедеятельности человека, к распространению эмоциональных расстройств, особенно депрессивных состояний. И, главное, они плохо влияют на психическое здоровье человека, его эмоциональное самочувствие.
В этом контексте, особое внимание привлекает состояние психического здоровья и психологического благополучия младших школьников. Сегодня современное образование ориентировано, главным образом, на интеллектуальное развитие учеников. Учителя же мало внимания уделяют эмоциональным переживаниям школьников, возникающим в процессе учебной деятельности. Поэтому сейчас возникла необходимость концептуального обоснования понятия эмоционального интеллекта и его роли в образовательной среде, а именно в обеспечении психологического благополучия младших школьников.
Актуальность исследования обусловлена внедрением компетентностного подхода и гуманистической педагогической парадигмы в современной начальной школе и повышением исследовательского интереса психологов и педагогов по развитию эмоционального интеллекта личности ребенка младшего школьного возраста, как важной составляющей адаптации и социализации ребенка в школе.
Эмоциональный интеллект является одной из главных составляющих в достижении успеха в жизни и ощущение счастья. Если в течение ХХ в. для дипломатии, науки и учебных заведений важным был логический интеллект, то в XXI в., когда процесс глобализации охватил все сферы жизни, актуальным стал эмоциональный интеллект и связанные с ним формы практического и творческого интеллекта.
Многие исследователи (И. Андреева, Х. Вайсбах, У. Дакс, Е.Ильин, М.Холодная, П.Экман и др.) считают, что для решения эмоциональных и психологических вопросов необходима целенаправленная деятельность по развитию эмоциональной сферы личности, той способности, что в современных исследованиях называется эмоциональным интеллектом.
В теоретическом контексте данная проблема недостаточно разработана отечественными и зарубежными учеными из-за недостаточного внимания к изучению глубинных источников, особенностей детерминации и форм выражения и течения эмоциональных проявлений личности.
Недостаточная разработанность этой проблемы в социальном контексте грозит тем, что человеческая цивилизация может начать саморазрушение, если эмоции в дальнейшем будут противостоять уму.
В педагогике до сих пор не разработаны научные подходы к целенаправленному формированию в процессе обучения и воспитания эмоциональной разумности субъектов обучения на основе экспериментального изучения особенностей течения эмоциональных процессов, состояний и устойчивых свойств личности. Необходимо отметить, что проблема изучения понятия «эмоциональный интеллект» становится более популярной в научной и педагогической среде, хотя в науке еще не существует его четкого и однозначного определения. Различные аспекты его толкования имели место во все времена во время изучения проблемы эмоциональной культуры человека, общества.
Сегодняшняя жизнь, которая богата на экономические и психологические трудности, требует не только от взрослых, но и от детей значительного напряжения душевных и физических ресурсов, чтобы успешно адаптироваться к изменяющимся условиям. Эмоциональная загруженность и насыщенность стрессами заметно увеличивается с началом школьной жизни.
Наблюдения и результаты исследований показывают, что для значительного количества младших школьников характерны высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, напряженность. Поэтому управление собственным эмоциональным состоянием, овладение приемами и способами саморегуляции является важным компонентом психологического воспитания младших школьников.
Ребенок такого возраста нуждается в помощи со стороны взрослого по развитию умения осуществлять контроль над собственным эмоциональным состоянием, видеть и анализировать эмоции других. Для решения этой проблемы возникает необходимость применения ряда приемов, внедрение которых будет способствовать развитию эмоционального интеллекта личности ребенка младшего школьного возраста. Исходя из актуальности исследования, можем сформулировать тему нашей работы: «Психолого- педагогические условия развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: эмоциональный интеллект учеников младших классов.
Предмет: процесс развития эмоционального интеллекта личности младших школьников.
Цель: теоретическое обоснование и определение путей возможного решения проблемы развития эмоционального интеллекта учеников младших классов.
Гипотеза: результативное развитие эмоционального интеллекта личности младшего школьника ускоряется при условии проектирования и внедрения целенаправленной работы в проектно- игровой форме.
Задания:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмоционального интеллекта личности младшего школьника.
2. Осуществить попытку отбора и адаптации психолого-педагогического инструментария для определения уровней развития эмоционального интеллекта личности ребенка младшего школьного возраста.
3. Упорядочить, внедрить и проверить экспериментальным путем результативность психолого-педагогического исследования.
Научная и практическая значимость:
В исследовании дается научное обоснование актуальности проблемы развития эмоционального интеллекта младших школьников общеобразовательной школы средствами проектной работы на основе реализации игровой деятельности с целью их социализации.
Практическая значимость исследования заключается в комплексной практической реализации игровой деятельности младших школьников в различных ее видах и формах в сочетании с элементами сказкотерапии и арт-терапии: игры-тренинги; ролевая инсценировка сказки; игровые упражнения; упражнения в виде задач-раскрасок на идентификацию основных эмоций и т.п.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме, синтез, систематизация материала, диагностирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, проектирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе …
Заключение:
1. Реализация заданий социализации личности младшего школьника делает особенно актуальной и значимой проблему формирования у ребенка представления о себе и своих способностях, умение объективно оценивать и применять собственные личностные эмоционально – волевые качества, правильно строить взаимоотношения с окружающими, конструктивно управлять своими эмоциями уже в начальной школе. Значит развитие эмоционального интеллекта личности младшего школьника в процессе его социализации является важной педагогической проблемой, которая нуждается в последующей реализации в начальном образовании.
2. В работе присутствует теоретическое психолого–педагогическое подтверждение актуальности исследования проблемы развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством педагогической работы. Определено, что способность к целенаправленному развитию эмоционального интеллекта личности школьника в процессе его социализации становится важной характеристикой профессиональной компетенцией психолога.
3. Как показал проведенный анализ психолого-педагогических источников в педагогической практике развитие эмоциональной сферы младших школьников достигается различными методами (игровыми, наблюдение, беседа и т.д.) и средствами (задания, упражнение, общение, и т.д.). Все они достаточно детализировано описаны в психолого-педагогической литературе, но в большинстве случаев без указывания на развитие эмоционального интеллекта младшего школьника. Современная практика обучения и воспитания уже не ограничивается только формированием у ребенка знаний, умений и навыков, но и придает большого значения личностным строениям высшего уровня, тем личностным качествам ребенка, которые связаны с развитием его эмоционально-волевой сферы, к личностным образовательным результатам, к которым относится и эмоциональный интеллект.
4. Определено, что личностные качества младших школьников формируются не изолированно, а в практическом взаимодействии с социальной средой, в которой они находятся. Процесс развития эмоционального интеллекта находится в процессе взаимодействия младшего школьника с учителем, ровесниками и семьей. А поэтому нужно уделять больше внимания детям с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, проводить с ними игры, упражнения, направлять их учебную деятельность, поощрять их активное участие в жизнедеятельности класса, уделять достаточное внимание, учитывать психическое и эмоциональное состояние ребенка.
5. Указано, что в процессе развития эмоционального интеллекта в учеников начальных классов важно учитывать закономерность, обозначающую то, что лучше всего дети познают себя в деятельности, которую сами выполняют, и как они в этой деятельности могут совершать самоконтроль над своими эмоциями и чувствовать эмоции окружающих. Игровая деятельность может рассматриваться как средство развития эмоционального интеллекта личности ученика, поскольку она непосредственно исполняет функцию развития (ученики получают хороший опыт, навыки реального действия в обществе) и является видом деятельности. В процессе групповой формы деятельности у детей возникает уверенность, желание достичь поставленной цели в исполнении заданий. Групповая игровая деятельность помогает развитию личности и овладению навыками саморегуляции и самоконтроля над своими чувствами и действиями.
6. Совершена поисковая попытка адаптации тестовой методики определения уровня эмоционального интеллекта Н. Холла для младших школьников. Результаты реализации проекта показали положительную перспективу его эффективного внедрения при широкомасштабном исследовании.
Фрагмент текста работы:
Глава І. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Содержание понятий «эмоциональный интеллект», «развитие эмоционального интеллекта»
Постепенное изменение взглядов на соотношение интеллектуальных и эмоциональных процессов предшествовало появлению термина «эмоциональный интеллект».
Истоки этой проблемы мы можем встретить в ранних работах античных философов, которые выделяли эмоции и разум в отдельные сферы и подчеркивали доминирование разума над эмоциями.
На последующем этапе, по мере развития психологических знаний в рамках философии, наблюдается активизация эмпирических исследований в области эмоций и мышления. Здесь авторы связывали взаимное влияние интеллекта и эмоций с жизнедеятельностью человека в повседневной жизни. На следующем этапе изучения интеллекта и эмоций, особенности их взаимодействия рассматривались в русле психологии интеллекта и отдельно в рамках психологии эмоций. В психологии интеллекта второстепенная роль отводилась эмоциональным переживаниям, а в психологии эмоций признавалась важная, но все же вспомогательная роль когнитивных процессов. Далее отмечается рост интереса к изучению особенностей взаимных влияний эмоций и интеллекта [8, с. 48].
Современная трактовка эмоционального интеллекта появилась из понятия «социальный интеллект» и которая была разработана Э. Торндайком, Дж. Хилфордом, Г. Айзенком. В развитии психологической науки, а также ее составляющей – психологии интеллекта, в определенный период времени много внимания стало уделяться информационным моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления отошла на задний план. И именно понятие «социальный интеллект» явилось тем связующим звеном между когнитивной и аффективной сторонами процесса познания.
Как считает Е. А. Алябьева, «именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был главным для выживания человека в доисторические времена, так как он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, жить в мире и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами» [7]. Основоположник психоанализа З. Фрейд немало занимался вопросом эмоций и контроля над ними. Немаловажную роль в изучении интеллекта сыграл Д.Уэкслер, который охарактеризовал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, целесообразно мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром» [13, с. 4]. Впервые понятие именно эмоционального интеллекта стало фигурировать только в 1960-х годах. В 1964 году оно появилось в труде М. Белдока, а в 1966 году в работе Б. Лойнера.
На 1980-1990 годы пришѐлся расцвет теории эмоционального интеллекта. Говард Гарднер, в 1983 году, «издал свою знаменитую модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный». У. Пэйн (1985) опубликовал свою работу, посвящѐнную развитию эмоционального интеллекта. Р. Бар, в своей докторской диссертации (1988) ввел понятие эмоционального коэффициента – EQ. В статье Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» (1990) описывается эмоциональный интеллект как «разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства» [5, с. 5]. Также они утверждают, что «эмоциональный интеллект представлен в двух «ипостасях»: межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект. Межличностный интеллект ориентирован на адаптацию к другим людям, способность сопереживать им, воодушевлять и стимулировать их к тем или иным действиям, разобраться в своих взаимосвязях и упростить общение с окружающими, а внутриличностый предполагает способность человека находить взаимосвязи между мыслями, поступками и чувствами» [10, с. 16]. Теперь же эмоциональный интеллект рассматривается как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоциональную подоплеку отношений и эмоции, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией [6].
Представления современников об эмоциональном интеллекте являются довольно расплывчатыми и широкими. Сделанный анализ современных исследовательских мнений по этой теме позволяет сделать вывод об отсутствии единой трактовки этого конструкта. Поэтому возникает необходимость формирования научных основ эмоционального интеллекта, а также систематизации, обобщения имеющихся данных. Нужно также теоретически обосновать определение самого понятия эмоционального интеллекта, уточнить структуру данного феномена. Это способствует определению научно обоснованных методов диагностики эмоционального интеллекта и его практической значимости[17].
И.С. Степанов формирует эмоциональный интеллект «…как системно-функциональное свойство личности, обеспечивающеге его социальную успешность и включающего инструментальные и личностные факторы. Для достижения социальной успешности можно развивать инструментальные составляющие эмоционального интеллекта посредством тренинговой или психокоррекционной работы, развивая при этом личностные составляющие эмоционального интеллекта» [10, с. 12]. Эмоциональный интеллект имеет ярко выраженные гендерные особенности.
При изучении эмоционального интеллекта Дж. Майер выделил пять периодов развития эмоционального интеллекта:
1) «1900 – 1969 годы – изучение интеллекта и эмоций было индивидуализированным;
2) 1970 – 1989 годы – в центре внимания ученых находилось действие интеллектуальных и когнитивных процессов;
3) 1990 – 1993 годы – предмет психологического исследования -эмоциональный интеллект;
4) 1994 – 1997 годы – популяризация эмоционального интеллекта;
5) с 1998 года по настоящее время –прояснение сущности этого феномена» [9, с. 58].
Х. Гарднер разделяет интеллект на:
1. Пространственный – способность воспринимать пространственные свойства и отношения, изменять имеющиеся образы и решать мыслительные задачи, используя зрительно – пространственными представлениями.
2. Межличностный – способность к эмпатии, пониманию настроения людей, их намерений и чувств, ладить с людьми и добиваться своего с помощью окружающих.
3. Внутриличностный – способность, позволяющая человеку вкрадываться в тайные глубины своих переживаний и мыслей.
4. Логико-математический – математические способности, способность к умозаключениям, лежащим в основе научной деятельности.
5. Лингвистический – обусловливает способностью ставить и разрешать проблемы, используя языковые средства, а также персональной восприимчивостью к звучанию слова и фразы, к их грамматическому строю.