Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические условия работы с младшими школьниками в летних оздоровительных лагерях.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТІ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНІХ ЛАГЕРЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ:ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 5
1.1 История воспитания детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях 5
1.2 Современный летний оздоровительный лагерь как особый социальный институт детства 8
1.3 Особенности воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях 14
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧИНИЮ ПРОДУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ И ОЦЕНКА ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ В СМЕНУ 18
2.1 Модель обеспечения продуктивной направленности деятельности детей младшего школьного возраста в условиях летнего оздоровительного лагеря 18
2.2 Оценка продуктивности основных форм организации деятельности детей в летнем оздоровительном лагере 24
2.3 Определение эффективности опытно-экспериментальной работы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность темы. Воспитание подрастающего поколения является непрерывным педагогическим процессом, который развивается и продол-жается в летних лагерях отдыха. Их деятельность направлена на органи-зацию досуга и отдыха, укрепления здоровья, удовлетворения интересов и духовных запросов детей. Содержание, формы и методы их работы опре-деляются статусом учреждения и строятся на принципах самоуправления и демократии, культурно-исторических традиций, приоритетности общече-ловеческих достижений и ценностей.
Организация воспитательного процесса в летнем лагере отдыха осу-ществляется с учетом специфики жизни и деятельности временного детско-го коллектива в период летних каникул. Лето открывает значительные возможности для приобщения детей, к священным страницам истории Рос-сии, традиций, обычаев, обрядов, культуры русского народа. Походы, экскурсии помогут расширить представление воспитанников о Родине, ее прошлое и настоящее родного края. Эффективность детской деятельности в лагере отдыха зависит от умения воспитателя общаться с воспитанника-ми, опираться в своей работе на их инициативу, самодеятельность, само-управление. Все виды деятельности осуществляются во временных разно-возрастных детских коллективах (отрядах); воспитательная работа строит-ся на принципах добровольного участия детей в различных делах, сво-бодном выборе ими занятий. Во время активного общения полнее раскры-вается личность ребенка, ее можно лучше изучить и понять. Следователь-но, перед современным педагогическим образованием возникла насущная потребность в подготовке специалиста, подготовленного к воспитательной работе в организации летнего детского оздоровительного лагеря.
Одной из главных проблем деятельности детских оздоровительных лагерей на современном этапе является модернизация содержания органи-зации образовательно-воспитательной работы с детьми в каникулярный период путем переосмысления традиционных подходов к образованию и воспитанию. В этих условиях важное значение приобретает осознание ис-торического опыта организации воспитательной работы детских оздоро-вительных лагерей в разные периоды их функционирования посредством определения этапов развития воспитательной работы на основе характер-ных для каждого этапа особенностей организации оздоровления и отдыха детей младшего школьного возраста. Проблема периодизации организа-ции детского оздоровления и отдыха рассматривалась в работах В.Белова, В.Торшина, И. Фришман, А.Волохова, М.Наказного. Однако, историче-ские этапы становления и развития деятельности детских оздоровительных лагерей исследователи определяют на основе общих характеристик орга-низации оздоровления и отдыха детей младшего школьного возраста, уде-ляя недостаточно внимания развитию воспитательной работы с детьми в каникулярное время.
Цель исследования – изучить педагогические условия и средства дет-ских оздоровительных лагерей в воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать определение современному летнему оздоровительному лагерю;
2.Рассмотреть особенности воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях
3. Изучить современный летний оздоровительный лагерь как особый социальный институт детства
4. Проанализировать особенности воспитательного процесса в дет-ских оздоровительных лагерях
5.Провести опытно-экспериментальную работу по обеспечению про-дуктивной направленности воспитательной деятельности детей в оздорови-тельном лагере и оценка её влияния на их самореализацию в смену
Объект исследования – процесс воспитания детей в детском оздоро-вительном лагере.
Предмет исследования – педагогические условия и средства воспита-ния детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лаге-рях.
Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях будет проходить успешно, если будет применена определенная программа, в ко-торой будут созданы следующие педагогические условия и использованы средства:
— Концептуальная модель смены предусматривала обоснование об-щих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены в направлении сохранения и улучшения здоровья воспитанников.
— Воспитательная система включала в себя содержательный компо-нент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание дея-тельности оздоровительной деятельности, направленной на реализацию целей, система отношений, складывающаяся между участниками деятель-ности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего и развивающе-воспитательного характера).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение психо-лого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: проективный метод, тестирование.
3. Методы количественного и качественного анализа: регистра-ция, подсчет средне — групповых результатов, качественный анализ ре-зультатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что раз-работанная нами программа воспитания детей может быть внедрена на ба-зе других летних оздоровительных лагерей.
Заключение:
С середины 20-го века до настоящего времени развитие воспитатель-ной работы в детских оздоровительных лагерях было неравномерным.
Детский оздоровительный лагерь — это саморазвивающаяся, саморе-гулирующаяся открытая система, органично интегрированная в социаль-ную среду.
Именно из внешней среды она черпает ресурсы для своего существо-вания: материальные, интеллектуальные, информационные, кадровые.
Детский оздоровительный лагерь — это уникальная организационно-педагогическая система. Его уникальность определяется его несходством с другими педагогическими системами — детскими садами, школами [7, с. 55].
Основными задачами детского оздоровительно-образовательного учреждения являются: создание условий для укрепления здоровья детей, освоение и применение навыков гигиены и физической культуры; реали-зация лечебно-профилактических, спортивных, образовательных, куль-турных программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профес-сиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое воспитание и развитие детей. Деятельность летнего лагеря основана на следующих педагогических принципах: демо-кратия и гуманность; единство воспитательной и оздоровительной рабо-ты; развитие национальных и культурно-исторических традиций; инициа-тива и инициатива; с учетом интересов и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Периодизация процесса становления и развития деятельности дет-ских оздоровительных лагерей рассматривалась исследователями в соот-ветствии с изменениями в нормативно-правовой базе организации оздо-ровления и отдыха, общественно-политических и социально-экономических преобразований в нашей стране, подходов в педагогиче-ском управлении и характере взаимодействия между участниками педаго-гического процесса. Анализ научных исследований по периодизации дет-ского оздоровления и отдыха показал, что существуют различные подхо-ды к определению этапов становления и развития деятельности детских оздоровительных лагерей, их хронологических рамок и названий.
Так, В. Белов, опираясь на изменения и расширение функций детских оздоровительных лагерей, выделяет три основных исторических этапа их функционирования, а именно: «оздоровительно-воспитательный» (20-е – начало 40-х гг. ХХ века); «оздоровительно-образовательно-воспитательный» (конец 40-х – 80 гг. ХХ века); «полифункциональный» (90-е гг. ХХ века до настоящего времени). На современном этапе развития детские оздоровительные лагеря, по мнению исследователя, выполняют следующие специфические функции: оздоровительная, воспитательная, об-разовательная, развивающая, культурологическая, психотерапевтическая, коммуникативная и компенсирующая.
Наряду с этим, В.Белов подчеркивает, что интеграционные процес-сы, которые происходят в сфере оздоровления и отдыха детей младшего школьного возраста, а также рост потребности в физиологической и пси-хологической реабилитации и коррекции подрастающего поколения нуж-дается в будущем дальнейшего расширения функций детских оздорови-тельных лагерей [1,с.254]. В отличие от исследований В.Белова, В. Тор-шин выделяет этапы исторического развития деятельности детских оздо-ровительных лагерей на основе развития содержания деятельности детских оздоровительных лагерей, укрепление материально-технической базы, обогащение научно-методического обеспечения воспитательной деятельно-сти. На первом этапе (XIX век), по мнению исследователя, организация оздоровления и отдыха детей младшего школьного возраста имела целью предоставления дополнительной физической и военной подготовки буду-щих защитников Отечества, воспитанников кадетских корпусов. На втором этапе (20-е годы ХХ века), основное содержание деятельности детских ла-герей сосредотачивается на восстановлении и укреплении физического здоровья детей младшего школьного возраста. Третий этап (30-80-е годы ХХ века) характеризуется обновлением содержания организации оздоров-ления и отдыха детей младшего школьного возраста путем смещение глав-ного акцента в сторону воспитания гармонично развитой личности.