Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические условия формирования у младших школьников контрольно-оценочных действий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы учебно-воспитательного процесса. 6
1.1.
Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного
возраста. 6
1.2. Сущность
оценочной самостоятельности школьников. 13
Глава 2.
Процесс формирования контрольно-оценочных действий у детей младшего школьного
возраста. 17
2.1. Методы
формирования оценочной деятельности у младших школьников 17
2.2. Анализ
уровней формирования контрольно-оценочных действий у младших школьников. 21
Заключение. 28
Список
использованной литературы.. 31
Введение:
Актуальность работы. Изменения,
происходящие в современном образовании в связи с внедрением Федерального
государственного образовательного стандарта, связаны, прежде всего, с целевыми
ориентирами, среди которых определяющую роль играют требования к достижению
обучающимися позитивных результатов реализации основной образовательной
программы начального образования.
Достижение
результатов как системообразующего компонента Стандарта невозможно без
проектирования содержания образования, признания его решающей роли, а также
определения эффективных способов организации образовательного процесса и
способов взаимодействия участников образовательного процесса в условиях
начального образования.
Среди
необходимых результатов образования выделяют личностные, метапреметные и
предметные. Особое значение имеют личностные результаты, поскольку без
ценностного осмысления, личностного самоопределения обучающихся в содержании
образования невозможно достижение ни предметных, ни метапредметных результатов.
Рефлексивная
оценка достижения планируемых результатов дает возможность, как учителю, так и
учащемуся грамотно выстраивать мыслительные и жизненные стратегии, принимать
осознанные решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться. Ценностное
самоопределение, а также механизмы контроля и саморегуляции лежат в основе
применения учителем начальных классов безотметочного оценивания.
Как
отмечает О.В. Кузнецова, система безотметочного оценивания является ключевым
фактором развития у обучающихся действий целеполагания, контроля и самоконтроля
(регулятивные УУД), ценностного самоопределения (личностные УУД).
По
мнению ряда исследователей, безотметочное оценивание гарантирует позитивные
результаты при следующих условиях:
—
оценивается каждое усилие учащегося;
—
предельно дифференцируется содержательная оценка работы, проделанной каждым
учащимся;
—
определяются четкие, однозначные критерии оценивания учебной деятельности
учащихся;
—
оценка учителя предваряется самооценкой учащегося.
Контрольно-оценочная
деятельность относится к регулятивным универсальным учебным действиям.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и
учебной деятельностью через постановку цели, планирование, контроль, коррекцию
своих действий и оценку успешности усвоения.
Ключевой
компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая
основывается на навыках рефлексии, а также учитывает особенности учащихся и
опирается на метапредметные действия. Формирование универсальных учебных
действий, в том числе действий контроля и оценки – вот важнейшая из задач
начальной школы.
Контроль
заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и
требованиям учебной задачи. Контроль помогает ученику, меняя операционный
состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий
решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому, контроль
обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их
выполнения.
Как
утверждает Г.А. Цукерман, основы оценочной самостоятельности у первоклассников
являются краеугольным камнем формирования у них учебной самостоятельности, или
«умения учиться» как умения расширять по собственной инициативе свои
способности, знания, умения.
Объект исследования – дети
младшего школьного возраста.
Предмет исследования – формирование
контрольно-оценочных действий у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – изучить
психолого-педагогические условия формирования у младших школьников контрольно-оценочных действий
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
Заключение:
Таким
образом, изменения, произошедшие в содержании современного образования за
последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков
как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие
самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы
оценивания.
Система
оценивания в новых условиях должна способствовать сближению школьной оценки
выпускника с реальной оценкой этого же выпускника обществом.
Появление
новой цели привело и к смене ценностей: для педагога главным становится не
только сумма знаний, умений и навыков, которые осваивает ученик, но и
формирование у него способности и потребности самостоятельно приобретать новые
знания, умения и навыки.
теоретические
основы методики формирования контрольно-оценочной самостоятельности составляют
научные знания:
—
о сущности самоконтроля и самооценки как об универсальных учебных действиях и
компонентах учебной самостоятельности;
—
о природе контрольно-оценочной самостоятельности,
—
этапах становления контрольно-оценочной самостоятельности,
—
закономерностях становления контрольно-оценочной самостоятельности,
—
механизмах становления контрольно-оценочной самостоятельности.
Технологические
этапы формирования контрольно-оценочных действий как самостоятельного
контрольно-оценочного акта выстраиваются с учетом закономерностей формирования
умственных действий.
Действия
самоконтроля и самооценки как умственные действия формируются сначала во
внешней материальной форме, а затем во внутренней индивидуальной деятельности.
Как
утверждает Г.А. Цукерман, основы оценочной самостоятельности у первоклассников
являются краеугольным камнем формирования у них учебной самостоятельности, или
«умения учиться» как умения расширять по собственной инициативе свои
способности, знания, умения
Как
таковая оценочная самостоятельность, по мнению Г.А. Цукерман, должна включать
две составляющие:
—
ясно осознаваемые учащимися критерии качества учебной работы (процесса и
результата),
— владение
учащимися способом оценивания, который принят в данном социуме.
Принципы
системы оценивания:
—
оценивание является постоянным процессом;
—
оценивание может быть только критериальным;
—
оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности
обучающегося, но не его личные качества;
— оценивать можно
только то, чему учат;
— критерии оценивания
и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и обучающимся;
—
включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность.
Система
оценивания планируемых результатов начальной школы предполагает включение
обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали
навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).
В
младшем школьном возрасте в рамках ведущей деятельности самоанализ сопряжен, в
первую очередь, с учебными действиями контроля и оценки. Необходимо помнить,
что для младших школьников характерна высокая отзывчивость на новые стимулы и
впечатления, что может служить препятствием в развитии любознательности.
Ребенку необходимо
помочь сформировать собственные критерии оценки и понять, по каким критериям
оцениваются его учебные достижения
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
учебно-воспитательного процесса
1.1. Психолого-педагогические и возрастные
особенности детей младшего школьного возраста Младший
школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить
огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются
и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной
организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные
нравственные качества.
В
этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и
наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся
мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению
взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов
учебы[1].
Младший школьник является началом
общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной.
В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней.
Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и
психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает
возможность учиться.
Готовность
ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований.
К ним можно отнести:
—
общее физическое развитие ребенка,
—
владение достаточным объемом знаний,
—
владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения,
элементарного труда,
—
предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки),
—
владение речью,
—
желание учиться,
—
умение сотрудничества.
Важные
для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные,
деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их
сформированности в существенной мере зависит вхождение ребенка в школьную
жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебный
процесс[2].
В
начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в данный период
учебного процесса, необходимые учебные умения и навыки. В данный период
развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы
научных знаний, развитие теоретического, научного мышления.
Здесь
складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной
жизни. В данный период осуществляется психологическая перестройка, которая
«требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и
большой физической выносливости»[3].
Обратим
внимание на развитие личности ребенка младшего школьного возраста в
расширяющемся социальном мире. Изменения в развитии личности ребенка в среднем
детстве, представители разнообразных теоретических направлений описывают
по-разному. [1] Психология человека от рождения до
смерти. Психологический атлас человека / В.А. Аверин, И.А. Зимняя, В.П.
Зинченко [и др.]; под ред. А.А. Реан. – М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2010. –
651 с. – С. 396 [2] Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.:
Педагогика, 2005. – 237 с. – С. 147 [3] Там же. – С. 254.