Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические условия формирования у младших школьников контрольно-оценочных действий.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы учебно-воспитательного процесса. 6

1.1.
Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного
возраста. 6

1.2. Сущность
оценочной самостоятельности школьников. 13

Глава 2.
Процесс формирования контрольно-оценочных действий у детей младшего школьного
возраста. 17

2.1. Методы
формирования оценочной деятельности у младших школьников  17

2.2. Анализ
уровней формирования контрольно-оценочных действий у младших школьников. 21

Заключение. 28

Список
использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность работы. Изменения,
происходящие в современном образовании в связи с внедрением Федерального
государственного образовательного стандарта, связаны, прежде всего, с целевыми
ориентирами, среди которых определяющую роль играют требования к достижению
обучающимися позитивных результатов реализации основной образовательной
программы начального образования.

Достижение
результатов как системообразующего компонента Стандарта невозможно без
проектирования содержания образования, признания его решающей роли, а также
определения эффективных способов организации образовательного процесса и
способов взаимодействия участников образовательного процесса в условиях
начального образования.

Среди
необходимых результатов образования выделяют личностные, метапреметные и
предметные. Особое значение имеют личностные результаты, поскольку без
ценностного осмысления, личностного самоопределения обучающихся в содержании
образования невозможно достижение ни предметных, ни метапредметных результатов.

Рефлексивная
оценка достижения планируемых результатов дает возможность, как учителю, так и
учащемуся грамотно выстраивать мыслительные и жизненные стратегии, принимать
осознанные решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться. Ценностное
самоопределение, а также механизмы контроля и саморегуляции лежат в основе
применения учителем начальных классов безотметочного оценивания.

Как
отмечает О.В. Кузнецова, система безотметочного оценивания является ключевым
фактором развития у обучающихся действий целеполагания, контроля и самоконтроля
(регулятивные УУД), ценностного самоопределения (личностные УУД).

По
мнению ряда исследователей, безотметочное оценивание гарантирует позитивные
результаты при следующих условиях:


оценивается каждое усилие учащегося;


предельно дифференцируется содержательная оценка работы, проделанной каждым
учащимся;


определяются четкие, однозначные критерии оценивания учебной деятельности
учащихся;


оценка учителя предваряется самооценкой учащегося.

Контрольно-оценочная
деятельность относится к регулятивным универсальным учебным действиям.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и
учебной деятельностью через постановку цели, планирование, контроль, коррекцию
своих действий и оценку успешности усвоения.

Ключевой
компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая
основывается на навыках рефлексии, а также учитывает особенности учащихся и
опирается на метапредметные действия. Формирование универсальных учебных
действий, в том числе действий контроля и оценки – вот важнейшая из задач
начальной школы.

Контроль
заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и
требованиям учебной задачи. Контроль помогает ученику, меняя операционный
состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий
решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому, контроль
обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их
выполнения.

Как
утверждает Г.А. Цукерман, основы оценочной самостоятельности у первоклассников
являются краеугольным камнем формирования у них учебной самостоятельности, или
«умения учиться» как умения расширять по собственной инициативе свои
способности, знания, умения.

Объект исследования – дети
младшего школьного возраста.

Предмет исследования  – формирование
контрольно-оценочных действий у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – изучить
психолого-педагогические условия формирования у младших школьников  контрольно-оценочных действий

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, изменения, произошедшие в содержании современного образования за
последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков
как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие
самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы
оценивания.

Система
оценивания в новых условиях должна способствовать сближению школьной оценки
выпускника с реальной оценкой этого же выпускника обществом.

Появление
новой цели привело и к смене ценностей: для педагога главным становится не
только сумма знаний, умений и навыков, которые осваивает ученик, но и
формирование у него способности и потребности самостоятельно приобретать новые
знания, умения и навыки.

теоретические
основы методики формирования контрольно-оценочной самостоятельности составляют
научные знания:


о сущности самоконтроля и самооценки как об универсальных учебных действиях и
компонентах учебной самостоятельности;


о природе контрольно-оценочной самостоятельности,


этапах становления контрольно-оценочной самостоятельности,


закономерностях становления контрольно-оценочной самостоятельности,


механизмах становления контрольно-оценочной самостоятельности.

Технологические
этапы формирования контрольно-оценочных действий как самостоятельного
контрольно-оценочного акта выстраиваются с учетом закономерностей формирования
умственных действий.

Действия
самоконтроля и самооценки как умственные действия формируются сначала во
внешней материальной форме, а затем во внутренней индивидуальной деятельности.

Как
утверждает Г.А. Цукерман, основы оценочной самостоятельности у первоклассников
являются краеугольным камнем формирования у них учебной самостоятельности, или
«умения учиться» как умения расширять по собственной инициативе свои
способности, знания, умения

Как
таковая оценочная самостоятельность, по мнению Г.А. Цукерман, должна включать
две составляющие:


ясно осознаваемые учащимися критерии качества учебной работы (процесса и
результата),

 — владение
учащимися способом оценивания, который принят в данном социуме.

Принципы
системы оценивания:


оценивание является постоянным процессом;


оценивание может быть только критериальным;


оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности
обучающегося, но не его личные качества;

 — оценивать можно
только то, чему учат;

 — критерии оценивания
и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и обучающимся;


включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность.

Система
оценивания планируемых результатов начальной школы предполагает включение
обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали
навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии).

В
младшем школьном возрасте в рамках ведущей деятельности самоанализ сопряжен, в
первую очередь, с учебными действиями контроля и оценки. Необходимо помнить,
что для младших школьников характерна высокая отзывчивость на новые стимулы и
впечатления, что может служить препятствием в развитии любознательности.

Ребенку необходимо
помочь сформировать собственные критерии оценки и понять, по каким критериям
оцениваются его учебные достижения

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
учебно-воспитательного процесса

1.1. Психолого-педагогические и возрастные
особенности детей младшего школьного возраста Младший
школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить
огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются
и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной
организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные
нравственные качества.

В
этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и
наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся
мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению
взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов
учебы[1].

 Младший школьник является началом
общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной.
В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней.
Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и
психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает
возможность учиться.

Готовность
ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований.

 К ним можно отнести:


общее физическое развитие ребенка,


владение достаточным объемом знаний,


владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения,
элементарного труда,


предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки),


владение речью,


желание учиться,


умение сотрудничества.

Важные
для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные,
деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их
сформированности в существенной мере зависит вхождение ребенка в школьную
жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебный
процесс[2].

В
начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в данный период
учебного процесса, необходимые учебные умения и навыки. В данный период
развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы
научных знаний, развитие теоретического, научного мышления.

Здесь
складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной
жизни. В данный период осуществляется психологическая перестройка, которая
«требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и
большой физической выносливости»[3].

Обратим
внимание на развитие личности ребенка младшего школьного возраста в
расширяющемся социальном мире. Изменения в развитии личности ребенка в среднем
детстве, представители разнообразных теоретических направлений описывают
по-разному. [1] Психология человека от рождения до
смерти. Психологический атлас человека / В.А. Аверин, И.А. Зимняя, В.П.
Зинченко [и др.]; под ред. А.А. Реан. – М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2010. –
651 с. – С. 396 [2] Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.:
Педагогика, 2005. – 237 с. – С. 147 [3] Там же. – С. 254.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы