Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости и их преодоления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава I. Теоретико-методологическая
основа исследования школьной неуспеваемости  5
1.1. Анализ научных подходов к
определению понятия «школьная неуспеваемость»  5
1.2. Факторы и причины школьной
неуспеваемости. 9
1.3. Трудности обучения у младших школьников. 13
1.4. Профилактика и преодоление
школьной неуспеваемости младших школьников  18
Глава II. Эмпирические исследование
школьной неуспеваемости: анализ причин и путей преодоления. 22
2.1. Анализ исследования «Беседа с педагогом на выявление
трудностей обучения» (авторы С.Н. Костромина, А.Ф. Ануфриев) 22
2.2. Анализ исследования «Тест уровня школьной тревожности» (автор Б.Н. Филлипс) 28
2.3. Анализ исследования «Оценка уровня школьной мотивации» (автор Н.Г. Лусканова) 32
Заключение. 37
Список литературы. 41

  

Введение:

 

В настоящее время актуальными
остаются проблемы успеваемости в контексте учебной деятельности в
общеобразовательных учреждениях. Как проблема науки и практики школьная
неуспеваемость является предметом научного изучения уже давно, однако именно в
последние годы повысился интерес к ее ней со стороны специалистов разных
областей знания. Учебную неуспеваемость можно охарактеризовать как
несоответствие подготовки обучающихся существующим требованиям к усвоению
научных знаний, навыков и умений или низкий уровень овладения учебным
материалами. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание
со стороны, как психологов, так и педагогов – Ю.К. Бабанский, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, и др.

Несмотря на пристальный интерес
ученых к проблеме неуспеваемости, количество учащихся с трудностями в обучении
в каждым годом растет, что обусловливает необходимость своевременной
организации с детьми коррекционной работы по преодолению и профилактике неуспеваемости.
В настоящее время существует противоречие между увеличением числа неуспевающих
учеников и ограниченным количеством методических разработок по преодолению
неуспеваемости. Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему исследования: поиск путей преодоления
и профилактики школьной неуспеваемости.

Объект исследования: школьная неуспеваемость и ее
причины. Предмет исследования: преодоление и профилактика
школьной неуспеваемости.

Цель исследования: изучить причины и пути
преодоления школьной неуспеваемости среди детей младшего школьного возраста.

Гипотеза № 1:
уровень успеваемости учеников зависит от наличия пробелов по учебным предметам,
неусидчивости, недостаточным уровнем развития познавательной и
эмоционально-волевой сферы, несформированности приемов учебной деятельности
(исследование № 1).

Гипотеза № 2: чем
уровень школьной успеваемости, тем выше уровень тревожности (исследование № 2)

Гипотеза № 3: уровень школьной мотивации тем
выше, чем выше уровень школьной успеваемости и чем ниже уровень тревожности (№
3).

Задачи исследования:

1. Проанализировать научные подходы
к определению понятия «школьная успеваемость, неуспеваемость».

2. Определить причины и факторы школьной
неуспеваемости.

3. Охарактеризовать пути
профилактики и преодоления школьной неуспеваемости младших школьников.

4. Провести исследование школьной
неуспеваемости среди детей младшего школьного возраста и дать анализ
результатам исследования.

Методы исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение,
интервьюирование, анализ продуктов деятельности учащихся; изучение
документации.

Новизна
исследования: экспериментально проверено
наличие взаимосвязи между успеваемостью и уровнем школьной мотивации,
успеваемостью и уровнем школьной тревожности; подготовлены научно обоснованные
рекомендации учителю по преодолению школьной неуспеваемости детей младшего
школьного возраста для внедрения в практику работы.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках
исследования проблемы и могут служить основой для решения задач в практике
педагогов начального образования при организации психолого-педагогической
помощи учащимся младшего школьного возраста с учебной неуспеваемостью, в рамках
образовательного процесса.

Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение,
список литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Школьная
неуспеваемость является одной из ведущих проблем педагогики. Неуспеваемость в
исследованиях ученых трактуется как «несоответствие
подготовки обучающихся требованиям содержания образования» (В.С. Цетлин); «систематическое отставание
учеников в уровне усвоения содержания образования по сравнению с
предусмотренной учебной программой» (П.И. Пидкатистый); «недостаточная познавательная нагрузка для детей, способных превысить
обязательные требования» (А.А. Бударин); «наличие неудовлетворительных оценок к концу четверти» (А.М. Гельмонт);  «несформированность отдельных компонентов учебной деятельности» (Д.Б. Эльконин) и т.д.

Школьная неуспеваемость
обусловлена рядом психологических, дидактических, физиологических и социальных
причин, и формируется поэтапно. Поэтому при разработке
индивидуально-дифференцированных подходов в решении проблем неуспеваемости
анализируются причины, вызвавшие неуспеваемость — отсутствие учебной мотивации,
несформированность у учеников познавательных, эмоционально-волевых процессов,
отставания возрастного развития, низкая работоспособность, качество организации
образовательного процесса, характер взаимоотношений с учителем и т.д.

Для выявления уровня
успеваемости у младших школьников и причин ее возникновения был осуществлен
подбор методического инструментария — с учителем проводились беседы на
выявление уровня успеваемости учеников и определение трудностей обучения. Также
с учениками проводился тест школьной тревожности Филлипса и методика на
определение школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

По итогам анализа
успеваемости выявлено 4 учеников (16,7%) с отличной успеваемостью; 12 человек
(50%) — со средней, 6 человек (25%) — с нестабильной и 2 человека (8,3%) — со
слабой успеваемостью.

Среди трудностей
обучения учителем названы такие, как неумение подчинять свое поведение правилам
и требованиям; пробелы в знаниях по учебным предметам; слабый уровень развития
способностей; завышенные требования родителей к успеваемости.

Результаты беседы с
учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в
учебной деятельности: трудности в решении математических задач, знание таблицы
сложения; трудности при выполнении задач в классе; постоянное переспрашивание
учителя, что обусловлено опозданиями, невнимательностью и рассеянностью на
уроках, неусидчивостью, а также страхом перед устными ответами.

По мнению учителя,
пропуски детьми букв при письме обусловлены слабой концентрацией внимания и
несформированными навыками самоконтроля; орфографические ошибки — низкой
произвольностью, низким объемом кратковременной памяти и внимания; трудности
решения математических задач — неразвитым логическим и образным мышлением;
трудности при пересказывании — несформированностью логического запоминания;
трудности в воспроизведении таблицы умножения — низким уровнем развития памяти
и внимания. У многих учеников отмечается несформированность приемов учебной
деятельности.

Таким образом,
гипотеза № 1 подтвердилась: уровень
успеваемости учеников зависит от наличия пробелов по учебным предметам,
неусидчивости, недостаточным уровнем развития познавательной и
эмоционально-волевой сферы, несформированности приемов учебной деятельности.

По тесту на выявление
школьной тревожности Филлипса из общего
количества испытуемых у 8 (33,3%) детей выявлен повышенный уровень тревожности,
у остальных 16 (66,7%) учеников показатели по всем шкалам находятся в пределах
нормы. Наиболее выраженными факторами стали следующие: фрустрация потребности в
достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний;
проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Таким образом,
гипотеза № 2 подтвердилась в отношении того, что чем уровень школьной
успеваемости, тем выше уровень тревожности
— повышенный уровень тревожности выявлен у младших школьников, кто
относится к слабо и нестабильно неуспевающим ученикам.

По методике на определение школьной мотивации (Н.Г.
Лускановой), направленной на
выявление социальной позиции школьников, 
у 11 учеников (45,8%) зафиксирована высокая мотивация, дети
демонстрируют высокую активность в учебной деятельности. 8 учеников (33,4%)
показали наличие среднего уровня мотивации. У 1 ученика (4,2%) отношение к
школе складывается, исходя не из учебной деятельности, а из внешней (игровой)
мотивации; 2 ученика (8,3%) характеризуются низкой мотивацией — отсутствием
отношения позиции школьника; и у 2 учеников (8,3%) отсутствует позиция
школьника.

Таким образом, гипотеза № 3
частично подтвердилась: уровень школьной мотивации тем выше, чем выше уровень
школьной успеваемости и чем ниже уровень тревожности.

Поиск новых средств
преодоления проявлений неуспеваемости у младших школьников подчеркивает
необходимость проведения с младшими школьниками коррекционно-педагогической
работы по профилактике неуспеваемости. При этом целесообразно своевременное
выявлять симптомы и причины неуспеваемости у младших школьников; проводить
систематическую работу по повышению успеваемости школьников, отрабатывать
приемы учебной деятельности, память, внимание, мышление, навыки самоконтроля.

В качестве основных рекомендаций учителю
по преодолению школьной неуспеваемости можно выделить такие, как применение
индивидуального подхода к ученикам, перестроение приемов работы с неуспевающими
детьми; учет уровня подготовленности, типа нервной системы и выносливости
школьников; использование поощрений и похвалы; формирование положительной
мотивации к учению; применение наглядного материала на уроках и знаковой
системы оценивания; создание ситуации успеха для проблемных учеников;
оптимизация урочного режима (чередование умственных нагрузок и релаксационных
пауз); использование частой смены деятельности; подбор заданий с учетом
способностей каждого ученика.

С целью профилактики и устранения
неуспеваемости учеников эффективным является использование в образовательном
процессе опоры на образцы, наглядные материалы; заданий и упражнений на логику
и сопоставление; оптимальный подбор форм учебной работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретико-методологическая основа исследования школьной
неуспеваемости 1.1. Анализ научных подходов к определению понятия «школьная
неуспеваемость»

Одной из центральных проблем
педагогики и педагогической психологии является проблема школьной
неуспеваемости. Ее решению посвящено достаточно большое количество
исследований, начиная с Я.А. Коменского, утверждавшего, что причины
неудовлетворительного обучения обусловлены факторами как внешнего характера
(влияние родителей, учителей), так и факторами личностного, интеллектуального и
физиологического плана (упрямство ребенка, нежелание учиться, отсутствие
способностей, недостатки развития и проблемы со здоровьем) [4, с. 19].

В целом неуспеваемость
представляет собой отставание в учении, при котором ученик не овладевает на
удовлетворительном уровне за определенный отведенный промежуток времени
знаниями, которые предусмотрены школьной программой. Для выявления средств
преодоления неуспеваемости необходимо знать причины, являющиеся причиной ее
возникновения, поскольку неуспеваемость не во всех случаях обусловлена низкими
умственными способностями и нежеланием учиться. В связи с этим в педагогической
науке и практике существует тенденция дифференцировать причины школьной
неуспеваемости на внешние (воздействие окружающей среды) и внутренние
(особенности развития).

Особый вклад в изучение причин
неуспеваемости привнесен Ю.К. Бабанским, который выделил типичные причины для
устойчивой (второгодники) и кратковременной неуспеваемости и установил наличие
логической связи между самими причинами неуспеваемости, а также описал
специфику неуспеваемости школьников разного пола [1, с. 199].

В соответствии с трактовкой Ю.К. Бабанского,
неуспеваемость представляет собой не соответствующую нормативным критериям

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы