Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости и их преодоление

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретические аспекты изучения причин школьной неуспеваемости и их преодоление. 6

1.1
Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе. 6

1.2
Типология школьной неуспеваемости. 11

1.3
Психологические особенности неуспевающих школьников. 16

1.4
Педагогические условия устранения школьной неуспеваемости. 21

2.
Практические аспекты изучения причин школьной неуспеваемости и их преодоление. 26

2.1
Исследование №1. 26

2.2
Исследование №2. 30

2.3
Исследование №3. 34

2.4
Методические рекомендации по преодолению школьной неуспеваемости. 38

Заключение. 42

Список
использованных источников. 44

Приложения. 48

  

Введение:

 

Проблема
школьной неуспеваемости является одной из центральных в
психолого-педагогической науке. От успешности освоения школьного материала
зависит не только будущее самих учащихся, но и всей страны. Возникающие у
учащихся в процессе обучения трудности, определенным образом мешают им
осваивать образовательную программу, что способно привести к «выпадению» из
образовательного процесса (апатии и неудовлетворенное отношение к школе,
прогулы и т.д.).

А
значит очень важно вовремя предупредить и преодолеть школьную неуспеваемость.
Под которой понимают «несоответствие между подготовкой обучаемых и требованиями
содержания образования, что фиксируется по прошествии значительного отрезка
процесса обучения (цепочка уроков, по одной теме или разделу курса, учебная
четверть, полугодие, год)» [24, с. 306].

Актуальность исследования. Однако
практическое преодоление неуспеваемости невозможно без теоретических
обоснований психолого-педагогических причинах ее проявления в современной
школе.

Причины
школьной неуспеваемости в массовой общеобразовательной школе рассматривались
многими отечественными педагогами и психологами (М.А. Данилов, Н.А. Менчинская,
Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Славина, Ю.К.
Бабанский и др.). Исследователями перечисляется целый перечень таких причин
(неподготовленность к школьному обучению, соматическая ослабленность детей при
длительных заболеваниях, недостатки зрения и слуха, умственная отсталость,
негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем и многое др.).

Не
смотря на такое пристальное внимание педагогов и психологов к проблеме школьной
неуспеваемости, число учащихся, продолжающих испытывать трудности в обучении,
продолжает непрерывно расти. Так же необходимо сказать, что каждая из
выявленных причин неуспеваемости в обучении имеет связь с отставанием лишь
относительно небольшого количества учащихся, в сравнении со всеми школьниками,
которые явно или скрыто, испытывают трудности в образовательном процессе.

Многообразие
причин неуспеваемости затрудняет деятельность педагогов по их выявлению, и в
большинстве случаев выбираетс традиционный способ работы с неуспевающими
учащимися – дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении
пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные
занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта
работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не
дает желаемого результата.

Поэтому
необходимо дальнейшее выявление основных психолого-педагогических причин
школьной неуспеваемости, что позволит разработать эффективные меры борьбы с
нею.

Объект исследования:
школьная неуспеваемость.

Предмет исследования:
психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости.

Цель исследования:
рассмотреть психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости и их
преодоление.

Задачи
исследования:

1. Дать определение понятию школьной
неуспеваемости.

2. Рассмотреть типологию школьной
неуспеваемости.

3. Охарактеризовать психологические
особенности неуспевающих школьников.

4. Перечислить педагогические условия
устранения школьной неуспеваемости.

5. Обобщить исследования основных
психолого-педагогических причин школьной неуспеваемости.

6. Привести рекомендации по преодолению
психолого-педагогических причин школьной неуспеваемости.

Гипотеза исследования. Психолого-педагогическими
причинами школьной неуспеваемости являются:

· низкий уровень учебной мотивации, слабо
сформированные такие психические качества, как произвольное внимание,
образно-логическое мышление, умение внимательно слушать и точно выполнять
требования учителей и взрослых (исследование №1);

· отношение родителей к учебе ребенка
(исследование №2);

· препятствия среды при выполнении домашнего
задания (семейные конфликты и проблемы в коллективе с одноклассниками)
(исследование №3).

Методы исследования:
теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы)
и практические (тестирование).

Научная новизна исследования состоит
в том, что в работе впервые сделана попытка обобщить основные
психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости, которые явно или
скрыто, оказывают влияние на трудности всех неуспевающих школьников в
образовательном процессе, а не отдельных учащихся.

Теоретическая значимость исследования: в
работе сформулированы основные психолого-педагогические причины школьной
неуспеваемости.

Практическая значимость исследования:
результаты работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций
преодоления школьной неуспеваемости.

Структура работы:
введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список
использованной литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работа
посвящена изучению психолого-педагогических причин школьной неуспеваемости и их
преодолению. Исследование проведено на теоретическом и практическом уровнях.

В
первой главе представлена теоретическая часть исследования. Выяснено, что под
неуспеваемостью понимают ситуацию, при которой поведение и результаты обучения
идут в разрез с воспитательными и дидактическими требованиями школы. Она
выражена в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет
интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая
неуспеваемость приводит к педагогической запущенности, под которой понимается
комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества.
Существуют различные типологии школьной неуспеваемости, однако все они сводятся
к характеристике отклонений от основных требований усвоения школьной программы.

Определены
основные признаки неуспеваемости учащихся:

1.
Наличие пробелов в знаниях и специальных для данного предмета умений, а так же
пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, что не позволяет
ученику, за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и
навыков.

2.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не
позволяющий учащемуся проявлять самостоятельность, настойчивость,
организованность и другие качества, необходимые для успешного обучения.

Кроме
того, определены педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости:
создание ситуации успеха, формирование учебной мотивации, раскрытие сильных
сторон ученика и, опора на них, предотвращение появления причин школьной
неуспеваемости.

Вторая
глава посвящена практическому исследованию психолого-педагогических причин
школьной неуспеваемости и их преодолению. В работе рассмотрены три
исследования.

Гипотезами
исследований являются предположения, что психолого-педагогическими причинами
школьной неуспеваемости являются:

· низкий уровень учебной мотивации, слабо
сформированные такие психические качества, как произвольное внимание,
образно-логическое мышление, умение внимательно слушать и точно выполнять
требования учителей и взрослых (исследование №1);

· отношение родителей к учебе ребенка
(исследование №2);

· препятствия среды при выполнении домашнего
задания (семейные конфликты и проблемы в коллективе с одноклассниками)
(исследование №3).

Результаты
первого исследования показывают, что психолого-педагогическими причинами неуспеваемости
школьников являются низкий уровень развития. А именно: низкий уровень учебной
мотивации, слабо сформированное произвольное внимание, слабо сформированное
образно-логическое мышление, низкая
способность внимательно слушать и точно выполнять требования учителей и
взрослых. Все это отражается на отставании школьника в усвоении учебного
материала.

Результаты
второго исследования показывают, что взаимоотношения в семье напрямую влияют на
учебу школьника. Так, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и
заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов
успешной учебы ребенка.

Результаты
третьего исследования показывают, что семейные конфликты и проблемы в
коллективе одноклассников отвлекают учащихся он учебы, делают ее для них
второстепенной, поэтому они мало готовятся к урокам и отстают в учебе.

Таким
образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотезы исследований
могут считаться подтвержденными.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения причин школьной
неуспеваемости и их преодоление

1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической
литературе

Сегодня проблеме
неуспеваемости отводится важное место в вопросе обучения. Принято считать, что
внешний показатель школьного благополучия обучающегося связан с его
успеваемостью. Но согласно социологическим данным от 15 до 40% учащихся
сталкиваются с различными трудностями в самом процессе школьного обучения [42].

Является бесспорным,
что не существует детей, которые хотят учиться плохо. С приходом ребенка в
школу, он стремится к светлому будущему, его переполняют фантазии об
увлекательном школьном мире. Однако когда ребенок получает первые двойки, у
него пропадает желание учиться. В последующем, у него меняются первоначальные
заветные планы, его поведение начинает изменяться в худшую сторону.

По этой причине
преодоление неуспеваемости – важнейшая задача в практической и теоретической
педагогики всего мира.

По П.П. Блонскому,
неуспеваемость представляет собой «ситуацию, при которой поведение учащегося и
результаты его обучения не совпадают с воспитательными и дидактическими
требованиями учебного заведения» [3, с. 25]. П.П. Блонский не соглашался с
теми, кто считал виновными в этой проблеме самого учащегося. Его исследованиями
было доказано, что не успешность детей может происходить по вине учителя.

Сходного мнения
придерживается и В.С. Цетлин. Неуспешность – «это несоответствие подготовки
учащихся требованиям, что предъявляются содержанием образования, определяемое
по окончании определенного значительного промежутка в процессе обучения» [16,
с. 113].

М.А. Данилов и В.
Оконь характеризуют неуспеваемость как «нарушение единства, взаимоотношений
между учащимися и учителями» [4, с. 4].

Современная
педагогика не имеет определения, которое бы трактовало неуспеваемость в
качестве отдельного термина. Так, М.С. Певзнер говорит, что содержание понятия
неуспеваемости «не является раз и навсегда данным. Оно подразумевает изменение
целей и содержания образования, недостатки в организации педагогического
процесса» [9, с. 3].

И.Н. Садовников
настаивает на том, что не существует отстающих детей, можно встретить учащихся,
которые не смогли в свое время овладеть необходимыми знаниями по сравнению с
большинством учеников всего класса. И если такое отставание не будет
ликвидировано, оно переходит в неуспеваемость [13, с. 47].

Т.Д. Тюменцева так же
говорит, что все дети могут достичь успеха в обучении. Однако термин
неуспеваемость, она заменяет отставанием, что происходит в том случае, если
педагог не знает индивидуальных способностей учащихся. То есть, в отношении
каждого учащегося «должна использоваться своя методика», что позволит педагогу
вместо обвинений в его неспособностях, стремиться вводить новые подходы в
работе» [35, с. 30].

Отставание – это
«невыполнение требований (требования), какого-либо этапа внутри того отрезка
учебного процесса, на протяжении которого определяется успеваемость» [1, с.
22]. Под отставанием можно понимать и сам процесс накапливания невыполнений
требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из
моментов данного процесса.

И неуспеваемость, и
отставание взаимосвязаны. В.С. Цетлин относит отставание к началу
неуспеваемости. Отставание возникает по причине негативного опыта, что
накапливается у учащихся из-за не преодоленных трудностей. Сталкиваясь с ними,
учащиеся не могут успешно освоить учебный материал, и накапливают пробелы в
знаниях [39].

То есть,
неуспеваемость как продукт, синтезирует в себе отдельные отставания, в виде
итога процесса отставания. Различные отставания, если не будут преодолены,
ведут, в конечном счете, к неуспеваемости.

Согласно
педагогического словаря Б.М. Бим-Бада, школьная неуспеваемость – это низкий, по
сравнению с определенной общеобразовательной программой, усвоенный уровень
самого содержания образования. Неуспеваемость нельзя идентифицировать с
оценками, в виду того, что ее содержание более обширно, – имеет связь с
недостатками общего воспитания личности. А устранить ее возможно посредством
предупреждения и преодоления [5]

Вопреки бытующему
мнению, неуспеваемость учащихся далеко не всегда зависит от низких умственных
способностей или нежелания учиться. Неуспевающий учащийся не может показать тот
уровень знаний, умений, оперативность ума и исполнения операций, который
демонстрируется его одноклассниками. Тем не менее, это совсем не значит, что он
хуже других. Интеллект отстающих в учебе по основным показателям не хуже
успевающих учащихся [20].

В педагогической
практике в случае неправильного выяснения причин неуспеваемости в отношении
отстающих учащихся, может применяться скудный и несовершенный набор средств:
занятия с дополнительным использованием традиционных методов обучения,
различные формы дисциплинарного давления на обучаемых. Все это оказывается не
только малоэффективным, но и небезопасным, т.к. не обеспечивает устранения
реальных причин неуспеваемости.

Такие причины могут
быть различными (физическими, психическими, социальными). Кроме того,
неуспеваемость может быть обусловлена несколькими взаимосвязанными причинами,
что порождает в свою очередь уже образованные вторичные нарушения в учебной
деятельности. Другими словами, неуспеваемость всегда является лишь итогом. Она
не способна изменяться: усиливаться или ослабевать [39]. И такой итог
обязательно необходимо предотвратить.

Другими словами,
неуспеваемость является сложным и многогранным явлением школьной
действительности, которое требует разносторонних подходов при ее изучении [11,
с. 234].

Основными признаками
неуспеваемости у учащихся являются:

1. Пробелы в фактических
знаниях и специальных для конкретного предмета умениях, делающие не возможным
усвоение существенных элементов изучаемых понятий, а также осуществление
необходимых практических действий.

2. Пробелы в навыках
учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы до такой степени, что
учащийся не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний,
умений и навыков.

3. Недостаточность
уровня развития и воспитанности личностных качеств, что не позволяет обучаемом,
проявить самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества,
важные для успешного учения [6].

К.Д. Ушинский
настаивал на том, что успешное обучение каждого ребенка без исключения возможно
лишь при условии создания таких условий обучения, которые бы позволили
обучаемым постоянно демонстрировать активность и самостоятельность; вести
учебную работу без принуждения, но с большим желанием [36]. Для этого, педагогу
помимо мастерства, требуется внимательное и бережное отношение к каждому
учащемуся и любовь к своему делу.

В качестве основных
причин школьной неуспеваемости, называются факторы:

· недостаточность подготовки педагога к занятиям;

· постепенное устаревание методов и приемов обучения, что
ведет к отставанию детей, а в последующем и к деструктивной неуспеваемости.

Л.С. Славиной выделила такие причины неуспеваемости, имеющие отношение к
отсутствию навыков и способов учебной деятельности или их неправильному
формированию:

· трудности связанные с освоением учебного материала;

· неумение трудиться и отсутствие познавательных учебных
процессов;

· не сформированность навыков и способов учебной
деятельности [14, с. 56].

По мнению Е.А. Аркина, причина неуспеваемости кроется в
социальных факторах:

· неблагоприятной атмосфере в семье;

· плохих жилищных условиях, отсутствии книг и учебных
пособий;

· переполненности классов [2, с. 146].

Вместе с социальными
факторами на школьную неуспеваемость учащихся могут оказывать влияние и
специфические особенности психического и физического развития:

1) Врожденные
психические заболевания, способные привести к нарушению процесса мышления
(ведет к умственной недоразвитости): постоянные стрессы, неблагоприятная
атмосфера дома и в школе, неспособность ребенка находить общий язык со
сверстниками и т.д.);

2) Замедленный темп
развития ребенка, дистанционирование родителей от воспитания и обучения ребенка
в дошкольном возрасте;

3) Физическая
ослабленность ребенка, проблемы со здоровьем, что отражается на пропуске
занятий и соответственно общем отставании по предметам;

4) Темп жизни, ведущий
к противоречиям между качеством образования и потребностью общества в хорошо
образованном поколении.

Таким образом, можно
сказать, что школьная неуспеваемость выражается в том, что учащийся слабо
усваивает какие-либо аспекты школьной программы. Систематическая неуспеваемость
приводит к педагогической запущенности, что выражено в комплексе негативных
качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества. Такие дети часто
бросают школу и пополняют группу риска.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1.
ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 6

1.1.
Характеристика понятия «школьная неуспеваемость». 6

1.2 Школьная
неуспеваемость у детей младшего школьного возраста: причины возникновения и
пути преодоления. 10

ГЛАВА 2.
ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 15

2.1.
Эмпирическое исследование изучения причин неуспеваемости. 15

2.2.
Результаты эмпирического исследования. 16

2.3.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

Приложение 1. 35

Приложение 2. 42

  

Введение:

 

Актуальность.
Одной из наиболее актуальных проблем современной школы является проблема
повышения эффективности учебного процесса и преодоления школьной
неуспеваемости. Решение этой проблемы включает в себя совершенствование методов
и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных способов
формирования знаний с учетом реальных возможностей учащихся и условий, в
которых протекает их учебная деятельность.

Трудности
в учебном процессе существенно сказываются на усвоении детьми обязательной
школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладываются
основы системы знаний, которая дополняется в последующие годы, при этом
формируются мыслительные и практические операции, деятельность и умения, без
которых последующая учебная и практическая деятельность. Отсутствие этой
основы, отсутствие базовых знаний и умений приводят к чрезмерным трудностям в
освоении общеобразовательной программы, в результате чего такие дети часто
опережают свое обучение. Такую ситуацию, кроме грубых нарушений развития, можно
было бы предотвратить своевременной и адекватной помощью ребенку в его
проблемах, но необходимо знать возможные причины затруднений в учебной
деятельности, выяснить, какие из них действовать в той или иной степени.
конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и
уметь либо устранить их, либо исправить последствия.

Причины
затруднений в учебной деятельности студентов массового вуза рассматривали
многие педагоги и психологи: Менчинская Н.А., Зыкова В.И., Леонтьев А.Н.,
Бабанский Ю.К., Славина Л.С., Лурия А.Р., Власова Т.А. и т.п.

Поэтому
невозможно помочь конкретному ребенку, не понимая, какие у него трудности. А
для этого учитель должен уметь распознавать типичные трудности, вызванные
академической неуспеваемостью, и оказывать конкретную помощь.

Цель
курсовой работы: изучить феномен школьной неуспеваемости, выявить пути ее
преодоления и разработать методические рекомендации учителям по преодолению
неуспеваемости детей.

Объект
исследования: неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.

Предмет
исследования: причины неуспеваемость учеников начальной школы.

Задачи:

1. На основании анализа психолого-педагогической
литературы по проблеме изучить причины школьной неуспеваемости и выявить
пути ее преодоления.

2. Провести экспериментальное исследование,
направленное на диагностику причин неуспеваемости младших школьников.

3. Разработать методические рекомендации учителям по
преодолению неуспеваемости школьников.

Для
решения поставленных задач исследовательской работы использовались
теоретические методы: классификация, теоретический анализ; практические методы:
наблюдение, диагностика, анкетирование (Бурбон Б., Лурия А.Р.), количественный
и качественный анализ данных.

Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате анализа теоретического материала по данной теме были выявлены
причины и последствия неуспеваемости детей в школьном обучении. По мере
поступления ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения,
особенно меняется и ситуация социального развития. Формируется учебная
деятельность, которая является для него ведущей. На основе учебной деятельности
разработаны основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
Также хотелось бы отметить, что этот возраст чувствителен к:

· формирование учебных мотивов, развитие
познавательных процессов.

· развитие продуктивных методов и навыков
воспитательной работы, «обучаемости».

· раскрытие индивидуальных особенностей и
способностей;

· развитие навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции.

· формирование соответствующей самооценки,
развитие критицизма по отношению к себе и другим.

· установление социальных правил,
нравственное развитие.

· развитие навыков общения со сверстниками,
создание дружеских контактов.

Младший
школьный возраст является периодом интенсивного формирования и развития
познавательной сферы, что влияет на успеваемость. Недостаточное формирование
произвольного внимания, произвольной памяти, способности регулировать мыслительную
деятельность приводит к снижению успеваемости. Важно также отметить влияние
мотивации на успеваемость в школе, формирование которой начинается задолго до
поступления в школу. Основное содержание мотивации в этом возрасте – «учиться
учиться».

Нас
интересовали психологические последствия неуспеваемости в школе и их влияние на
формирование личности школьника.

На
основе наблюдения за детьми на уроках и переменах, бесед с учителем об
особенностях учащихся и их успеваемости были выделены две группы детей. В
первую группу вошли успевающие дети, во вторую — неуспевающие.

В
результате исследования выдвинутая гипотеза частично подтвердилась. Согласно
исследованию, студенты, которые плохо учатся, имеют более низкую самооценку и
повышенный стресс. Однако уровень учебной мотивации между успешными и
неуспешными студентами существенно не различается.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Характеристика понятия «школьная
неуспеваемость»

Под
неуспехом понимается ситуация, при которой поведение и результаты обучения не
соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость
выражается в плохом чтении, счете учащегося, слабых интеллектуальных
способностях, анализе, обобщении и т. д. Систематическая слабая успеваемость
приводит к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс отрицательных
черт личности, находящихся в противоречии с требованиями школы и общества. Это
явление крайне нежелательно и опасно с моральной, социальной и экономической
точек зрения. Педагогически запущенные дети часто бросают школу и попадают в
группы повышенного риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление
школьной действительности, требующее разносторонних подходов к его изучению.

Слабая
успеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным
требованиям школы в получении знаний, развитии навыков и умений, формировании
творческого опыта и воспитании познавательных отношений.  [5] Предотвращение отказа предполагает раннее
обнаружение и устранение всех его элементов.

 Неуспеваемость школьников закономерно связана
с их индивидуальными особенностями и условиями, в которых они развиваются.
Важнейшим из этих условий является педагогическое воспитание детей в школе.

 Изучение проблемы все чаще связано с широким
кругом общественных проблем, предполагающих использование данных всех наук о
человеке, личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы