Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические особенности развития мышления подростков на уроках истории и обществознания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы
развития мышления подростков на уроках истории и обществознания. 6
1.1. Понятие «мышление» в педагогической и
психологической
литературе. 6
1.2. Особенности развития мышления у
учащихся подросткового
возраста. 13
1.3. Развитие мышление у подростков
на уроках истории и
обществознания. 16
Глава 2. Эмпирическое исследование
психолого-педагогических особенностей развитие мышления подростков на уроках
истории и обществознания. 22
2.1 Организация и методы
эмпирического исследования. 22
2.2. Анализ и интерпретация
полученных результатов. 24
2.3. Психолого-педагогические
рекомендации развития мышления подростков на уроках истории и обществознания. 30
Заключение. 35
Список литературы. 38
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня
образовательные учреждения реализуют переход на ФГОС второго поколения, что
диктует изменения в планировании и проведение уроков. Главное отличие
современного урока от традиционного заключается в том, что ученик, является
активным участником образовательного процесса, который может самостоятельно
спланировать свою деятельность и адекватно оценить ее. Изменяется и роль
учителя, теперь он не просто дает знание, а создает условия, при которых ученик
сможет добыть эти знания сам.
Федеральный государственный
образовательный стандарт уделяет большое внимание формированию на уроках
истории и обществознания универсальных (метапредметных) учебных действий,
которые выражаются в умение учиться, в способностях к самостоятельной работе, к
саморазвитию и самосовершенствованию.
Исходя из требований ФГОС к
образовательному процессу в целом и к уроку, как части этого процесса, учителю
нужно использовать, такие современные технологии, которые бы отвечали данным
требованиям.
На наш взгляд, наиболее полно отвечает
данным требованиям Технология развития мышления, ведь ее главная цель: развитие
мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный
процесс.
Важнейшая задача в развитии мышления
учащихся — обучение умению правильно выражать свои мысли. Возникает
необходимость решения задачи в уме, которая затем проявляется в действии.
Благодаря мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и
становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Учащиеся должны уметь
проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для
использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и
последствия различных явлений и т.д.
Над проблемой развития мышления работало
много ученых. Большое влияние имели положения Л. С. Выготского о зоне
ближайшего развития; идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;
идеи Ш.А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского о развитии познавательной
деятельности, возможности отрицать педагогу, аргументировать, отстаивать
собственные мысли; отдельные аспекты формирования критического мышления у
учащихся рассматривались в работах С.И. Векслера, А.С. Байрамова, А.И.
Липкиной, В.М. Синельникова. Ученые ставили вопрос о развитии умения
самостоятельно осмысливать учебный материал, выполнять нестандартные задачи,
делать выводы, замечать как собственные ошибки, так и ошибки своих ровесников
Систематическое включение мышления в
учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной
деятельности. Технология развития мышления имеет удачное сочетание проблемности
и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и
приемами.
Объект исследования
– процесс развития мышления у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования
– особенности развития мышления у учащихся на уроках истории и обществознания.
Цель исследования
– изучить психолого-педагогические особенности развития мышления подростков на
уроках истории и обществознания.
Гипотеза исследования:
предполагается, что использование методических приемов развивающего обучения
учащихся в курсе истории и обществознания является эффективным средством
развития мышления у учащихся средних классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «мышление» в
педагогической и психологической литературе.
2. Раскрыть особенности развития мышления
у учащихся подросткового возраста.
3. Изучить особенности развития мышление у
подростков на уроках истории и обществознания.
4. Разработать задания для уроков истории
и обществознания для развития мышления у учащихся подросткового возраста.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы и синтез;
историко-логический — при изучении теоретических основ проблемы; моделирование
— в процессе исследования моделей учебно-воспитательного процесса.
Теоретико-методологическая база
исследования. Ряд ученых утверждает, что школьный
возраст наиболее благоприятен для развития мышления (Л.B. Занков, А.В.
Запорожец, З.И. Калмыкова, Г.А. Цукерман и др.). В ряде исследований, связанных
с проблемой мышления, рассматривались сущностные характеристики мышления:
мышления как установка (О.Ф. Керимов), как способность (А.С. Байрамов), как
активность (Л.A. Мальц) др., изучались этапы формирования мышления (С.И.
Векслер, А.И. Липкина, B.C. Конева и др.), выявлены особенности мышления у
учащихся (Д. Джумалиева, А.С. Байрамов, Т.Ю. Копылова, Е.А. Мухина, А.И.
Липкина, Ф.Ф. Минкина, О.Ф. Керимов, В.А. Попков, Л.В. Хохлова и др.)
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Содержание основного общего образования по
обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование
общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами
курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и
гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного
поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета
обществознания является опыт познавательной и практической деятельности,
включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и
социальной практике. В этой ситуации мы, конечно же, говорим о необходимости
формирования у подростков мышления.
Мышление – это высшая форма познавательной
деятельности человека, социально обусловленный психический процесс
опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и
открытия существенно нового.
Главная особенность развития мышления на
уроках истории и обществознания — активизировать учебную работу учащихся,
предоставив им деятельность исследовательского, творческого характера, и, таким
образом, постепенно передать ученикам инициативу в организации своей
познавательной деятельности. Роль педагога при таком обучения существенно
отличается от той, которая отводится ему в традиционном, что базируется на
основе использования преимущественно репродуктивных методов обучения. Такой
подход требует и отбора методов и форм обучения, и контроля знаний,
соответствующих требованиям организации познавательной деятельности учащихся в
процессе решения проблемных ситуаций.
В ходе эмпирического исследования уровня
развития мышления у подростков нами был использован ряд методик: методика «Выделение
существенных признаков» С. Я. Рубинштейна; методика «Сложные аналогии» Э. А.
Коробковой; методика «Гибкость мышления» А. С. Лачинса. В результате первичного
обследования нами было установлено, что:
– по методике «Выделение существенных
признаков» С. Я. Рубинштейна наибольшее количество респондентов оказалось на
среднем уровне сформированности способности выделять существенные признаки –
65% выборочной совокупности. 15% подростков имеют высокий уровень
сформированности способности выделять существенные признаки. Очень низкий и
низкий уровень представлены 10% респондентов каждый;
– по методике «Сложные аналогии» Э. А.
Коробковой наибольшее количество респондентов оказалось на среднем уровне
сформированности сложных логических отношений и способности выделять
абстрактные связи – 70% выборочной совокупности. 11% подростков имеют высокий
уровень сформированности сложных логических отношений и способности выделять
абстрактные связи. Очень низкий уровень зафиксирован у 8% испытуемых и низкий
уровень имеют 11% респондентов;
– методика «Гибкость мышления» А. С.
Лачинса позволила выявить, что более 50% подростков при решении задач опирались
на свой опыт, более рациональные решения не были найдены ими; 11 подростков
предложили решение без учета исходных данных задачи, так как ими не была понята
инструкция и смысл заданий; 7 подростками была нарушена инструкция, они
выполняли задачи, не соблюдая порядок, пропуская часть из первых пяти задач,
приступили к выполнению второй части, у данных респондентов присутствуют
рационально решенные задачи в обеих частях; 4 человека столкнулись с
трудностями вычислительного характера, даже уже полученные решения предыдущих
задач не были перенесены на последующие, что говорит о невозможности применения
полученного опыта на тот же тип задач, только с другими условиями; 1 подросток
справился конструктивно с большинством заданий, последовательно выполнял, не
пропускал предложенных задач.
На основании полученных данных нами были
разработаны задания для проведения уроков истории и обществознания, для каждой
стадии урока были выбраны такие методы и приемы, которые соответствуют
психолого-педагогическим особенностям обучающихся и требованиям ФГОС. Наша
основная задача была научить учеников самостоятельно добывать знания, выделять
главное и давать аргументированные ответы.
При использовании данных приемов учитель
становится, не источником информации, а способствуют качественному усвоению
этой информации в содержательном контексте. Учащиеся на уроках занимают
активную учебную позицию, что приводит к личностным изменениям, способствует
развитию критического мышления. Полученные универсальные учебные действия на
уроках истории и обществознания должны помочь учащимся в их адаптации к быстро
меняющимся условиям современной жизни. Все это обуславливает необходимость
применения методов и средств развития мышления на уроках истории и
обществознания в рамках требования ФГОС.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития мышления подростков на уроках истории и обществознания 1.1. Понятие «мышление» в педагогической и психологической
литературе
Информация, которую получает человек
посредством изучения окружающего мира, предоставляет возможность представлять
не только внутреннюю, но также внешнюю сторону предмета, представлять предметы,
несмотря на их отсутствие, предвидеть их трансформацию во времени, при этом
устремляя мысли в бесконечные далее и микромиры. Все становится возможным
благодаря использованию мышления.
Психологи разнообразно объясняют мышление,
Н.Н. Поддъяков считает мышление как «высокую форму принятия мозгом окружающего
мира, наиболее сложный познавательный, психический процесс, который
свойственный только человеку» [19].
Близкое определение дает П.Я. Гальперин: «мышление
– это высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и
опосредованным отражением действительности и существующих связей между
явлениями высшего мира» [6].
В.Н. Капарулина, М.Н. Смирнова,
определяют: «мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения в
сознании человека значительных свойств предметов и явлений объективного мира» [12].
Мышление – это самая
высокая ступень познания человеком окружающей действительности. В качестве
чувственной основы мышления выступают восприятия, ощущения и представления.
З.А. Михайлова писала, что «посредством органов чувств, которые выступают в
качестве единственных каналов связи организма с окружающей действительностью,
поступает информация в мозг» [15]. Далее содержание
информации обрабатывается мозгом. Одной из наиболее сложных форм переработки
информации можно считать деятельность мышления. Осуществляя решение