Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
§1 Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы 5
§2 Возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 8
§3 Лингвистические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 15
§4 Условия совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема выразительности речи дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что развитие в дошкольном возрасте выразительности речи, постоянно совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования выразительности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, которые отмечет, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому себе.
Одна из крайне важных и актуальных проблем – развитие словесного творчества детей. Базовая программа определяет его как одно из ведущих задач современного образования. В стихийном поиске новых методов и технологий, направленных на его реализацию, незаслуженно без внимания остается такой эффективный и проверенный временем средство развития словесного творчества как художественная литература. Ведь именно произведения художественной литературы лучше активизирует детское воображение и творчество, служит образцом выразительности речи и литературного языка, источником образов и сюжетов.
Степень изученности темы. Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Вопросы формирования выразительности речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др
Так же исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание выразительной стороны речи.
Целью исследования является выявление психолого-педагогических основ совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы.
2. Охарактеризовать возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить лингвистические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать условия совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой. Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Предметом исследования является условия совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования, использованные в работе:
1. Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Анализ современных программ и методов развития выразительной речи у дошкольников.
3. Обобщение и классификация условий развития выразительной речи дошкольников.
Структура работы определяется ее целью и задачам и состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование позволило прийти к следующим вывода:
1. Восприятие старшими дошкольникам художественной литературы является наиболее важным средством воспитания у них культуры поведения в целом. Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен, в частности силами воспитателя дошкольного образовательного учреждения
2. Выразительная речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
3. С лингвистической точки зрения, под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес y адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Использование различных интонационных навыков в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям старшего дошкольного возраста научиться оформлять свою речь интонационно правильно.
4. Процесс развития выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных взаимоотношений, которую он познает в процессе практичного употребления языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Одним из эффективных условий развития выразительной речи детей страшего дошкольного возраста является использование средств художественной литературы.
Фрагмент текста работы:
§1 Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы
Дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение [4].
В старшем дошкольном возрасте начинается совершенно новый этап в развитии интереса к художественной литературе. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие художественной литературы совмещалось с другими видами деятельности, и прежде всего с игровой деятельностью, старшие дошкольники переходят к стадии развития собственного художественного отношения ко всему искусству, и в частности к художественной литературе.
В психологической литературе существуют разные подходы к определению понятия «восприятие». Следовательно, психолог В.И. Логинова рассматривает восприятие как основной психологический процесс, который отражает предметы и явления действительности в совокупности всех их различных частей и свойств при прямом воздействии их на органы чувств [10].
По мнению исследователя М.М. Алексеевой, воспринимая художественное произведение на слух, дошкольник через форму, ориентируясь на мимику, интонацию, жесты проникает в суть всего произведения. В исследованиях Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Л.М. Гурович и др. авторов тщательно прослеживаются особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста [3].
Восприятие дошкольниками художественной литературы рассматривается как активный и самостоятельный процесс, который предполагает не пассивное содержание, а именно деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, в воображаемом перенесении событий на самого себя, в результате чего у ребенка возникает эффект как будто он сам лично присутствует и принимает участие в событиях художественного произведения [23].
О.С. Ушакова предполагает, что художественная литература объясняет старшем дошкольнику жизнь всего нашего общества и природы в целом, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Произведения художественной литературы развивают воображение, мышление старшего дошкольника, обогащает его эмоциональное развитие. Велико ее познавательное, воспитательное и эстетическое значение, так как, увеличивая знания старшего дошкольника об окружающем его мире, она воздействует на развитие его личности, а также развития умения тонко почувствовать форму своего родного литературного языка [29]. Т.И. Гризик отмечает значение художественной литературы для усвоения дошкольниками в старшем возрасте грамматики родного языка, отмечая то, что средствами художественного литературного слова еще до обучения в школе, до усвоения дошкольником грамматических правил ребенок практически осваивает все основные грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из художественного произведения ребенок дошкольного возраста узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой. При знакомстве с художественным произведением четко показана связь речевого и эстетического развития дошкольника, язык усваивается в своей эстетической функции [7].
Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен, в частности силами воспитателя дошкольного образовательного учреждения [5].