Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психолого-педагогические основы математического развития детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы математического развития детей дошкольного возраста 6
1.1 Современное состояние вопроса математического развития детей 6
1.2 Образовательные технологии, направленные на математическое развитие детей 12
1.3 Математическое развитие детей дошкольного возраста в различных образовательных программах 27
1.4 Условия математического развития детей с использованием современных образовательных технологий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

  

Введение:

 

Математические способности оказывают прямое влияние на умственное развитие дошкольника. Ребенку гораздо в большей степени приходится смотреть на окружающий мир «математическим взглядом», нежели взрослому человеку. Причина заключается в том, что за короткий период детскому мозгу необходимо разобраться с формами и размерами, геометрическими фигурами и пространственной ориентацией, уяснить их характеристики и отношения.
Многие родители думают, что заниматься развитием математических способностей детей в дошкольном возрасте еще рано. И подразумевают под этим понятием некие специальные способности, позволяющие детям оперировать большими числами, или увлеченность формулами и алгоритмами.
Другая крайность – считать ребенка способным к математике, если он рано научился считать и даже отвечать на вопросы, сколько будет 2+3…
В первом случае способности путают с природной одаренностью, а в другом – радующий результат может не иметь никакого отношения к математике. Возможно, ребенку пришелся по душе ритм счета или запомнились образы цифр в арифметическом примере.
Чтобы развеять подобное заблуждение, важно прояснить, какие способности называют математическими.
Математические способности – это особенности протекания мыслительного процесса с выраженностью анализа и синтеза, быстрого абстрагирования и обобщения применительно к математическому материалу.
Мышление дошкольника опирается на эти же мыслительные операции. Развиваются они у всех деток с различной эффективностью. Стимулировать их развитие можно и нужно. Это вовсе не означает, что у ребенка пробудится математическая одаренность, и он вырастет настоящим математиком. Но, если развивать умения анализировать, выделять признаки, обобщать, выстраивать логическую цепочку мыслей, то это будет способствовать развитию математических способностей дошкольника и более общих – интеллектуальных.
Итак, способности к математике выходят далеко за рамки арифметики и развиваются на основе мыслительных операций. Но, как слово является основой речи, так и в математике существуют элементарные представления, без которых говорить о развитии бессмысленно.
Малышей необходимо обучать счету, знакомить с количественными соотношениями, расширять познания геометрических фигур. К концу дошкольного возраста ребенок должен иметь базовые математические представления:
Знать все цифры от 0 до 9 и узнавать их в любой форме написания.
Считать от 1 до 10, как в прямом, так и обратном порядке (начиная с любой цифры).
Иметь представление о простых порядковых числительных и уметь ими оперировать.
Выполнять операции сложения и вычитания в пределах 10.
Уметь уравнивать количество предметов в двух наборах (В одной корзинке 5 яблок, в другой – 7 груш. Что нужно сделать, чтобы фруктов в корзинках было поровну?).
Знать основные геометрические фигуры и называть отличающие их признаки.
Оперировать количественными соотношениями «больше-меньше», «дальше-ближе».
Оперировать простыми качественными соотношениями: самый большой, самый маленький, самый низкий и пр.
Понимать сложные отношения: «больше, чем самый маленький, но меньше других», «впереди и выше других» и пр.
Уметь выявлять лишний объект, не подходящий к группе остальных.
Выстраивать простые ряды по возрастанию и убыванию (На кубиках изображены точки в количестве 3, 5, 7, 8. Расставить кубики так, чтобы количество точек на каждом последующем уменьшалось).
Находить соответствующее место объекта с числовым признаком (На примере предыдущего задания: расставлены кубики с точками 3, 5 и 8. Куда поставить кубик с 7 точками?).
Этот математический «багаж» предстоит накопить ребенку до поступления в школу. Перечисленные представления относятся к элементарным. Без них изучать математику невозможно.
Среди базовых умений есть совершенно простые, которые доступны уже в 3-4 года, но есть и такие (9-12 пункты), которые используют простейший анализ, сравнение, обобщение. Им предстоит сформироваться в процессе игровых занятий в старшем дошкольном возрасте.
Перечень элементарных представлений можно использовать для выявления математических способностей дошкольников. Предложив ребенку выполнить задание, соответствующее каждому пункту, определяют, какие умения уже сформированы, а над какими нужно поработать.
Таким образом, актуальность проблемы очевидна – математическое развитие детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности в целом.
Цель работы: изучение психолого-педагогических основ математического развития детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить современное состояние вопроса математического развития детей
2. Рассмотреть образовательные технологии, направленные на математическое развитие детей
3. Изучить, как происходит математическое развитие детей дошкольного возраста в различных образовательных программах.
4. Рассмотреть условия математического развития детей с использованием современных образовательных технологий
Объект исследования: математическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогический аспект математического развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования: Изучение литературы по проблематике исследования.
Методология исследования: Вопросам математического развития дошкольников посвящено достаточное количество исследований, среди которых стоит отметить: А. И. Маркушевич, Ж. Папи, П. Я. Гальперин, А. И. Маркушевич, Р. Л. Березина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Е. В. Проскура, Л. А. Левинова, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Щербакова.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Математика – достаточно обширная наука, но в первую очередь, это «наука о структуре, порядках и отношениях» (см. энциклопедию Britannica). Царица наук, как ее называют, помогает нам осмыслить мир, в котором мы живем. А чтобы делать это максимально объективно, мы должны постоянно собирать и интерпретировать информацию, делать обоснованные заключения на основе всего того, что знаем. После этого нам следует логично обосновывать наши умозаключения и грамотно рассуждать. В этом и заключается основа математического мышления.
Проще говоря, мы можем разделить его на следующие составляющие:
Логическое мышление. В ходе этого мыслительного процесса мы используем только такие конкретные рассуждения, которые не противоречат логическим законам. Оно требует умения делать выводы от общего к частному и наоборот, рассуждать и выстраивать гипотезы.
Абстрактное мышление. Такой процесс представляет собой создание образных конструкций и оперирование свойствами, признаками, отношениями против предметов и явлений, о которых лишь слышал.
Удерживание в уме большого количества понятий, в том числе математических, в так же умение оперировать ими.
Математическое мышление:
Повышает успеваемость в школе в целом. Ведь появляется привычка раскладывать сложное на простое, работать с большим количеством понятий, искать взаимосвязи и вникать в суть любой науки.
Помогает грамотно выполнять олимпиадные задания. Логика и последовательность рассуждений крайне важны для выполнения заданий как естественно-научного и технического цикла, так и гуманитарного.
Вырабатывает критическое мышление. Человек, обладающий математическим мышлением, любую информацию воспринимает с долей здравого скептицизма и способен отличить правду от вымысла.
Помогает принимать жизненные решения. Ведь любую проблему можно разложить на составляющие и решить их поочередно.
Становится фактором успешного карьерного развития. Руководящие должность всегда подразумевают развитое аналитическое (математическое) мышление.
В результате работы цель работы: изучение психолого-педагогических основ математического развития детей дошкольного возраста – была достигнута.
Поставленные задачи:
1. Изучить современное состояние вопроса математического развития детей
2. Рассмотреть образовательные технологии, направленные на математическое развитие детей
3. Изучить, как происходит математическое развитие детей дошкольного возраста в различных образовательных программах.
4. Рассмотреть условия математического развития детей с использованием современных образовательных технологий, решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы математического развития детей дошкольного возраста
1.1 Современное состояние вопроса математического развития детей

Современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось в 80—90-е гг. XX вв. и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования. Уже в 80-е гг. начали обсуждаться пути совершенствования, как содержания, так и методов обучения детей дошкольного возраста математике. В качестве негативного момента отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного уровня их обобщенности. Такой подход не обеспечивал подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.
Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало реконструкции программы обучения, в том числе переосмысления системы представлений, последовательности их формирования. Начались интенсивные поиски путей обогащения содержания обучения. Решение этих сложных проблем осуществлялось по-разному.
Психологи в качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий предлагали различные предметные действия. П. Я. Гальперин разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к мерке. Число при таком подходе воспринимается ребенком как результат измерения, как отношение измеряемой величины к избранной мерке. На основе этих и других исследований в программу обучения детей была включена тема «Освоение величин».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы