Нарушения освоения языковой системы Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Психолого-педагогические диагностические признаки моторной алалии у детей старшего дошкольного возраста»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития речи детей старшего дошкольного возраста 6

1.1. Онтогенез развития речи в норме 6

1.2. Алалия, как пример тяжелого нарушения развития речи 11

1.2.1. Характеристика речи и уровня ее развития у дошкольников с моторной алалией 15

1.2.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с моторной алалией 18

Глава 2. Клиническая, психологическая и педагогическая характеристика речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией 25

2.1. Особенности психического развития детей с моторной алалией 25

2.2 Психолого-педагогические методики развития речи у детей с моторной алалией 29

Заключение 32

Список использованной литературы 34


  

Введение:

 

Актуальность работы. Проблемы выявления тяжелых нарушений речи у детей и выбор оптимальных путей коррекции актуальны в логопедии и приобретают большое значение в условиях непрерывного совершенствования содержания коррекционного обучения в системе специального дошкольного образования. В логопедической отечественной науке и практике достигнуты значительные сдвиги на пути к созданию коррекционных программ, методик, учебников, учебных, практических пособий и внедрение их в практику для обеспечения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных учебных заведениях.

Учет особенностей формирования речевой функции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, психологических механизмов нарушений, структурных составляющих речевой деятельности и закономерностей их компенсации обусловило разработку основ диагностики и коррекции речевых нарушений у детей указанной категории.

В контексте данных о сложной структуре общего недоразвития речи и его механизмов, особенностей проявлений и коррекции определены основные составляющие и последовательность этапов диагностики и коррекции речевых нарушений у детей указанной категории. Нормативные показатели развития языковых структур у детей (Е.Ф. Соботович, В.В. Тищенко, В.В. Тарасун, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина и др.) учтены как условный эталон для диагностики и объективной оценки состояния речи.

Алалия – это недоразвитие речи у ребенка, имеющее системный характер и обусловленное патологией центральной нервной системы на уровне коры мозга. В современной логопедической практике существует проблема дифференциальной диагностики алалии от других нарушений, имеющих сходные симптомы. Алалия в настоящее время является не до конца изученным нарушением речевой функции ребенка, этиология и патогенез нуждаются в дальнейших исследованиях с привлечением новых технологий, психолого-педагогических, логопедических и медицинских знаний. Ввиду этого логопед, работающий с ребенком с нарушением речи, может столкнуться с трудностями при дифференциации алалии от других нарушений, что может стать причиной неверного выбора коррекционно-развивающего пути в работе с ребенком с алалией.

Объект исследования – процесс развития речи у детей с моторной алалией.

Предмет исследования – дети старшего дошкольного возраста

Цель исследования – изучить основные психолого-педагогические диагностические признаки моторной алалии у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть онтогенез развития речи в норме;

2. изучить алалию, как пример тяжелого нарушения развития речи;

3. дать характеристику речи и уровню ее развития у дошкольников с моторной алалией;

4. выявить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с моторной алалией;

5. определить особенности психического развития детей с моторной алалией;

6. проанализировать психолого-педагогические методики развития речи у детей с моторной алалией.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме по проблеме диагностических признаков моторной алалии у детей старшего дошкольного возраста, метод экспертных оценок согласно Власенко И. Т. – это сбор информации, ее анализ на основе логических и математико-статистических методов и приемов с целью получения необходимой информации для подготовки и выбора рациональных решений, метод педагогического наблюдения за исследованиями логопедической работы и их результатами, которые были описаны известными учеными Н.Н. Трауготт, В.К. Офринская Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, В.А. Ковшиков Е.Ф. Соботович.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей, таких как М. Ю.Бобылова, А. А.Капустина, Т. А.Браудо, М. О.Абрамов, Н. И.Клепиков, Е. В.Панфилова, И. Т. Власенко, Н. Н. Трауготт.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Таким образом, можно сделать вывод, что правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче речь ребенка, тем точнее он высказывает свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется процесс его психического развития. Поэтому так важно заботиться о правильном развитии речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В последнее время прослеживается рост численности детей с моторной алалией. Данный факт связан с тем, что у детей все чаще наблюдается органическое поражение речевых зон коры головного мозга, что обуславливает отклонения в речевом и психомоторном развитии ребенка. При одновременном поражении обоих полушарий головного мозга, даже при слабой степени выраженности, можно говорить об одной из характерных особенностей моторной алалии – отсутствие спонтанной компенсации речевого дефекта.

Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний. При этом нарушены все уровни порождения высказываний: мотивационно-побудительный, программирования, смыслообразующий, реализации, трансляции и контроля

Обобщая имеющиеся сведения об этиологии моторной алалии, можно сделать вывод, что в ее возникновении основную роль играет комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера, действующих в перинатальный и натальный периоды жизни детей и вызывающих органические поражения центральной нервной системы. Раскрывая сущность экспрессивной алалии, исследователи рассматривают ее патогенез, так как от этого в большой степени зависят выбор и разработка методов коррекции речи детей-алаликов. Различия в трактовке механизма экспрессивной алалии укладываются в условные рамки «моторных», «психологических» и «языковых» концепций.

К типичным языковым нарушениям при алалии отечественные исследователи, в частности Н.Н. Трауготт, В.А. Ковшиков, Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, относят лексические нарушения, связанные не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Среди синтаксических нарушений на уровне предложения наиболее показательны ограничения в использовании набора типов предложений (преимущественное употребление простых повествовательных и побудительных предложений), тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения, пропуск или неверное употребление отдельных членов синтаксических конструкций, союзов. Типичным синтаксическим нарушением на уровне текста является полное или частичное отсутствие слов-предикатов. Показателем морфологических нарушений являются неверные согласования в роде и числе

Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как язык и речь реализуют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка, что проявляется в затруднениях развития его познавательной деятельности, в снижении продуктивности запоминания, в нарушении логической и смысловой памяти. Дети плохо овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности. С этой точки зрения, проблема словарного запаса продолжает оставаться актуальной в изучении детской речи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития речи детей старшего дошкольного возраста

1.1. Онтогенез развития речи в норме

Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех .

Для того, чтобы выявить патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Г. Розенгард-Пупко рассматривает два периода формирования речи:

– до 2 лет – подготовительный;

– от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.

Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить следующие основные периоды речевого развития :

– 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года);

– 2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет);

– 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

– 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Поэтому подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, что предполагает наличие голоса и крик ребенка в первые недели, месяцы жизни, уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период становления речи. С такого крика с первого месяца постепенно возникают на основе сосательного рефлекса, намеки на звуки согласного типа м, п, д. На рубеже первого и второго

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы