Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогическая психология

Курсовая с практикой на тему Психолого- педагогические проблемы воспитателей ДОУ как фактор социализации воспитанников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Социализация дошкольников в рамках реализации ФГОС 6
1.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия воспитателя с семьей 15
1.3 Создание условий для социализации воспитанника ДОУ 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ 24
2.1 Описание организации и методик исследования 24
2.2 Результаты исследования 28
2.3 Рекомендации по решению проблем социализации дошкольников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

  

Введение:

 

Социализация дошкольника является важнейшей задачей языкового образования. От того насколько ребенок социально адаптирован зависит успешность дальнейшего обучения в школе. Ведь ученик, который смущается, не может подобрать слов или неправильно выражает свои мысли не может получить за ответ хорошую оценку. Хотя при этом знания его быть отличными. Данная ситуация вызывает недопонимание между педагогом и школьником. Кроме этого, уровень социализации влияет на его общения со сверстниками. Дети, которые могут легко доносить и воспринимать информацию имеют, как правило, много друзей. Низкий уровень социализации может привести к замкнутости ребенка и, как следствие, к развитию психологических проблем.
В современной педагогической практике часто наблюдается недостаточный уровень социализации дошкольников. Это связано с переработкой системы дошкольного образования. Сейчас наблюдается тенденция к тому, что в детских садах воспитанников готовят исключительно к школе и последующей познавательной активности, забывая при этом о всестороннем развитии ребенка, в частности о его социализации. Современные требования ФГОС направлены на исправление данной ситуации. Но воспитатели ДОУ столкнулись с определенными проблемы с внедрением новых стандартов в образовательную программу. Знание и понимание этих проблем позволит найти им эффективное решение и значительно повысить уровень социализации дошкольников, а, значит, улучшить их уровень жизни в будущем. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования – выявить психолого-педагогические проблемы воспитателей ДОУ как фактор социализации дошкольников.
Объект исследования – социализация дошкольников.
Предмет – психолого-педагогические проблемы воспитателей ДОУ при социализации дошкольников.
Гипотеза исследования. Повышению социализации дошкольников способствует решение психолого-педагогических проблема воспитателей ДОУ, связанных с организацией занятий, предметно-окружающей среды в группе и взаимодействием с родителями.
Для достижения поставленной цели, был сформулирован ряд задач:
1) изучить социализацию дошкольников в рамках реализации ФГОС;
2) охарактеризовать психолого-педагогические основы взаимодействия воспитателя с семьей;
3) проанализировать особенности создания условий для социализации воспитанника ДОУ;
4) организовать эмпирическое исследование уровня социализации воспитанников ДОУ;
5) проанализировать результаты исследования;
6) разработать рекомендации по решению проблем социализации дошкольников;
7) сделать выводы.
Теоретической основой исследования послужили работы следующих ученых: С.П. Баранова, Л.Р. Болотиной, Т.С. Комаровой, В.В. Докучаевой, П.Г. Игнатенко и других.
Методы исследования. В ходе работы использовали следующие теоретические методы:
— анализа и синтеза информации;
— исторический метод.
Эмпирические методы:
— наблюдение;
— беседа;
— эксперимент;
— тестирование.
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать в практической деятельности воспитателям ДОУ для развития социализации дошкольников, а также для обучения студентов, изучающих педагогику и психологию.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию проблемы социализации дошкольников. Во второй главе описана эмпирическое исследование уровня социализации воспитанников ДОУ и даны практические рекомендации по решению проблем социализации дошкольников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе теоретического исследования нам удалось выяснить, что за последние годы система дошкольного образования претерпела качественные изменения. Не все они благоприятно отразились на воспитании ребенка, а частности, на его социализации. А именно система дошкольного образования превратилась в сугубо подготовку к школе, где совершенно забыли о индивидуальных особенностях ребенка и его комплексном развитии. ФГОС призван исправить данную ситуацию. Учитывая закон «Об образовании», в стандарте указывается, что задача дошкольного учреждения воспитать творчески одаренную личность, способную самостоятельно принимать решения, иметь развитие коммуникативные и социальные навыки.
В новом ФГОС также прописано и то, что дошкольное учреждение должно тесно сотрудничать с семьей, что является неотъемлемой часть успешного развития ребенка. Воспитатель при общении с ребенком должен учитывать особенности семейного воспитания. То есть в данном случае не должно возникать противоречий. Родители же, в свою очередь, должны присушиваться к воспитателю, к человеку, который имеет педагогическое образование, которые целый день проводит с их ребенком. Только лишь совместными усилиями и соблюдением такта и взаимного уважения можно улучшить социализацию ребенка, а, значит, воспитать успешную личность, способную адаптироваться к любым общественным изменениям, умеющую налаживать деловые и дружественные контакты.
Анализ педагогической практики воспитателей ДОУ показал, что наиболее эффективными в создании условий для социализации дошкольников являются: организация предметной среды, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка, использование на занятиях проектной методики, отведения время на свободные игры, организация мероприятий, участниками которых являются родители, а также приобщение детей в природе.
При проведении эмпирического исследования мы ставили цель оценить уровень социализации дошкольников. Исследование проводилось на базе МБДОУ 153 г. Ижевск. В нем приняли участие 26 детей (15 девочек и 11 мальчиков) подготовительной группы возрастом 6-7 лет. Для того, чтобы комплексно оценить уровень социализации воспитанников ДОУ нами были выбраны следующие методики: диаграмма «Полохое-хорошее»; методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для дошкольников вариант); для диагностики уровня коммуникативный умений – «Рукавички» Г.А. Цукермана и «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»).
Результаты комплексной диагностики показали, что в группе испытуемых дошкольников присутствует большое количество детей, которые чувствуют себя некомфортно в стенах дошкольного учреждения, что говорит о их повышенной тревожности. Данный аспект значительно усложняет процесс социализации детей. Кроме этого, хотя большинство детей имеют адекватную самооценку, а, значит, могут без труда, наладить социальные контакты, в группе присутствуют дети с заниженной самооценкой, что требует дополнительной работы с психологом. Таким детям сложно находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Они отличаются застенчивостью и излишней скромностью. На контакт идут тяжело. Кроме того, в группе есть один ребенок с завышенной самооценкой, что также требует внимания специалиста. Диагностика коммуникативных умений показала, что у немногим больше половины детей они развиты на среднем уровне, что в целом соответствует психологическим нормам. У меньшинства детей данные умения развиты на высоком уровне, и относительно много детей не умеют общаться и договариваться, что также нарушает процесс социализации. Итак, результаты исследования показали, что в данной группе уделяется не остаточное внимание социализации детей, именно с этим и связаны психологические проблемы детей.
Учитывая результаты теоретического и эмпирического исследования нами были разработаны рекомендации по решению проблем социализации дошкольников.
Данные рекомендации включают в себя корректирование общения воспитателя с детьми и их родителями, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, проведения совместных развивающих занятий, а также организации свободных игр. Кроме этого, особое внимание уделяется совместной работе воспитателей и родителей. Нами были предложены варианты такого взаимодействия, что оно не превратилось в повинность со стороны родителей, учитывая их занятость и порой недостаточное педагогическое образование.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Социализация дошкольников в рамках реализации ФГОС

Социализация включает в себя все сферы жизнедеятельности человека, а социализация детей – это часть общей социализации человека. По этой причине она обладает общими чертами с процессом социализации в целом. Поскольку дети относятся к специфичной социально-демографической группе, то их социализация обладает определенным своеобразием.
Социализация детей – это начальный этап первичной социализации человека, так как именно в детском возрасте закладываются основы личности как социального существа. В социализации детей наибольшее значение на первых порах имеют биологические, в частности, генетические факторы. В социализации детей принимают участие меньше социальных институтов, чем в социализации молодежи. Одной из не простых и основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития. Данная проблема имеет разнообразные аспекты, поэтому рассматривается многими науками, такими как социология, философия, анатомия, психология, физиология и др. [2, 83].
В Российском обществе в настоящее время замечается повышенный интерес со стороны всех социальных институтов к семье. Это можно объяснить объективными процессами, которые развиваются в обществе в обществе, демократизацией и гуманизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании, развитии и социализации детей. В разнообразных контекстах звучит, что в современном мире семья должна, наконец, стать не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим очень важно направлять все усилия на возобновление семейных систем, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи, культивирования взаимопонимания в семьях [15, 64].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы