Курсовая с практикой на тему Психолого- педагогические особенности социализации младших школьников в условиях ученического коллектива
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….. …3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА…… 6
1.1 Научные основы
исследования социализации младших школьников 6
1.2. Ученический
коллектив как среда социализации младших
школьников…………………………………………………………………………………… 10
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА …………………………………………………………………………….. 15
2.1. Анализ современной
практики обеспечения
успешной социализации младших школьников в условиях ученического
коллектива…………………………………………………………………………………….. 15
2.2. Организационно-методические
аспекты социализации младших
школьников в условиях ученического коллектива …………………………… 19
2.3. Реализация проекта по успешной социализации младших школьников
в условиях ученического коллектива……………………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………. 30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….. 32
Введение:
Актуальность
исследования. Формирование и развитие
подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и
актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем,
что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех
сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности
человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или
сообщества, в котором ему предстоит жить. Б.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, Т.А.
Мальковская считали, что ценностные ориентации человека и призваны определить
его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с
потребностями личности.
Социализация
это, процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей,
ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической
обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется
через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, изучение
форм культуры и цивилизации. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие
личности — непрерывно действующий процесс. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, П.Ф.
Каптерев придавали особое значение роли семьи в успешной социализации детей
младшего школьного возраста. Различные аспекты социализации с учетом макро-,
микро-, мезо факторов получили отражение в работах С.А. Рубинштейна, Л.С.
Выготского, П.П. Блонского, СТ. Шацкого, A.C. Макаренко.
Современная
наука рассматривает роль в семьи в успешной социализации как совокупность всех
социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит
определенную систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в
качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества:
самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на
себя определенной меры ответственности. Ответственность детей младшего
школьного возраста признается важнейшим критерием перехода социальной
реактивности в социально активное поведение.
В этом
возрасте появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных
знаний и правил поведения. Наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои
желания, идущие вразрез с требованиями взрослых, подчинять свои действия
установленным социальным нормам поведения (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.).
В этой связи значительно возрастает роль семьи как целенаправленного
воздействия успешной социализации детей младшего школьного возраста как
ведущего фактора в развитии личности младшего школьника.
А.Н. Леонтьев считает, что в раннем школьном возрасте появляется
возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил
поведения. У обучающихся наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои
желания, идущие вразрез с требованиями взрослых, подчинять свои действия
установленным социальным нормам поведения. В этой связи значительно возрастает
роль семьи как целенаправленного воздействия успешной социализации детей
младшего школьного возраста как ведущего фактора в развитии личности младшего
школьника. У нас в государстве проблема социализации личности реализуется через
всю систему воспитания и обучения: семья, детский сад, школа, кружки, секции и
т. п.
Особую актуальность приобретают вопросы успешной
социализации ребенка в период его прихода в школу и адаптации в ученическом
коллективе
Заключение:
В ходе написания данной работы была изучена педагогическая литература
по данной теме, рассмотрены признаки и структура детского коллектива,
особенности формирования детского коллектива.
Было проверено, насколько сформирован классный коллектив, насколько
учащиеся социализированы. Во время проведения мероприятий наблюдалось, что класс
становится более сплоченным и при проведении повторного и итогового
тестирования это подтвердилось. Из этого можно сделать вывод, что учет
особенностей формирования коллектива будет способствовать повышению уровня
сформированности классного коллектива, успешности социализации в этом
коллективе обучающихся.
Мы выполнили задачи нашего исследования: раскрыли научные основы
исследования социализации младших школьников; дали характеристику ученическому
коллективу как социальной среде социализации младших школьников; проанализировали
современные практические подходы к обеспечению успешной социализации младших
школьников в условиях ученического коллектива; обосновали
организационно-методические аспекты социализации младших школьников в условиях
ученического коллектива; провели анализ реализация проекта по успешной
социализации младших школьников в условиях ученического коллектива и его
результативности.
В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять
специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого
коллектива.
Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно
— эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.
Формирование здорового общественного мнения;
Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому,
чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке,
дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и
школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям
и старшим, но и друг к другу.
Создание сплочённого коллектива класса его развития и
совершенствования является главным направлением усилий классного руководителя
на протяжение всех лет его работы с данным составом учащихся. Огромную роль
играет учитель начальной школы. Внимательно и бережно отнестись ко всему положительному,
что накоплению жизни коллектива за три — четыре первых года пребывания детей в
школе, поддержать и продолжить лучшие традиции класса, обеспечить преемственность
и дальнейшее развитие в новых условиях учения и труда — одна из важнейших задач
классного руководителя на начальном этапе работы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ УЧЕНИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА 1.1. Научные основы
исследования социализации
младших школьников
Категория «социализация» намного шире традиционного понятия «образование»
и «воспитание», потому что под образованием понимается передача определенного
объема знаний, а воспитание трактуется как система сознательно спланированных,
целенаправленных, действий, целью которых является формирование определенных
навыков поведения и личностных качеств у ребенка.
Еще Аристотель, Платон, Конфуций отмечали, что человек – существо
общественное, что только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие
века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной
практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские
знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается
понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии
оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с
позиций истины, добра и красоты. И, наконец, только в общении с людьми возможна
самореализация человека: если поет или танцует – ему нужны слушатели или
зрители; сочинил стихи и кому-то посвятил их. И его первыми слушателями,
зрителями, ценителями таланта являются, конечно, одноклассники.
Термин «социализация» в гуманитарные науки пришел из политэкономии,
где первоначальным его значением был процесс обобществления земель, средств
производства государством, т. е. средства производства становятся общими и
трудятся люди сообща. Так же происходит и в обучении, и в воспитании при
социализации.
Считается, что американский социолог Ф.Г. Гиддингс впервые применил
термин «социализация» к человеку, употребил в значении близком к современному
(«развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого
материала к социальной жизни») в 1887 году в своем труде «Теория социализации»,
пишет Сухомлинский В.А. [26].
Мардахаев Л.В. в учебнике по социальной педагогике предлагает следующее
определение: «Социализация это, процесс становления личности. В процессе такого
становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта
(установок, норм, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу,
социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и
социального опыта» (Ясницкая В.Р.) [30].
По мнению В.С. Мухиной при изучении основ формирования полноценной
активной личности внимание должно обращаться на формирование у ребенка
отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе, то есть на развитие ребенка
в обществе. Вспоминаем мнение античных авторов о передаче традиций общества.
Согласно А.В. Петровскому развитие личности, может быть представлено
как единство прерывности и непрерывности. «Непрерывность в развитии личности
выражает относительную устойчивость в закономерности её перехода от одной фазы
к другой в данной общности, для нее референт. Прерывность характеризует
качественные изменения, которые порождаются особенностями включения личности в
новые конкретно-исторические условия, связанные с действием факторов, которые
относятся к ее взаимодействию с другими, и соединяется системами. В данном
случае, с системой образования, принятой в обществе» [17].
По мнению А.В. Петровского вся ситуация социального развития определяет
личностное развитие человека, которое проходит в состоянии адаптации,
интеграции и индивидуализации. Анализ основных положений, которые характеризуют
процесс развития ребенка, показывает, что все рассматриваемые линии реально
взаимообусловлены, взаимосвязаны.
Рубинштейн подчеркивал [22], что «ребенок развивается, воспитываясь
и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается отдельно».
По мнению Рубинштейна С.Л. [22], что обучение и воспитание заключаются
в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним. Личностные
психические свойства ребенка, его черты характера, способности и т.д. не только
формируются, но и проявляются в ходе собственной деятельности ребенка в обществе.
Первыми, кто замечает научный тезис о важности специальной организации учения
школьника как его учебной деятельности. Но учебная деятельность и сегодняшний
школьный процесс переживают достаточно сложный период, особенно в связи с
различными карантинами, то по гриппу, то по морозам.
Кон И.С. убедительно
обосновывает не только взаимообусловленность процессов развития, социализации,
воспитания и образования детей, но и автономизацию процесса социализации в
книге «Психология ранней юности». Особое внимание учёный обращает на
сегодняшний день с его индустриализацией и урбанизацией.
И, конечно, социализация человека определяется широким набором
универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного
общества, социального слоя или возраста социализируемого. К таковым факторам мы
можем отнести следующие: способы вскармливания детей и ухода за ним; имеющиеся
гигиенические и бытовые умения; продукты материальной культуры, окружающие
человека; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, истории);
стиль и содержание общения, а также методы наказания и поощрения в семье или в
воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательность
приобщения человека к многочисленным видам и типам отношений в общении, играх,
познании, в духовно-практической и предметно-практической деятельностях, в
спорте, а также в семейной, общественной, профессиональной и религиозной
сферах.
Понятие «социализация» имеет
нормативное закрепление в ФЗ от 29 января 2012 № 273 «Об образовании в РФ». В федеральном законе социализация определяется как процесс
становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм,
ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу [1].
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли
на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (ФГОС НОО), в котором в основных разделах регулярно упоминается
понятие социализация, смысл которого — вхождение человека в общество,
позволяющее стать полноценным членом его.
Обратившись к государственным документам, руководящим принципам
работы педагога мы убедились, что наше государство возлагает большие надежды
именно на социализацию младших школьников.
Социализация ребенка обязательно должна быть положительной (позитивной),
так как развитие социальных навыков у детей – база для дальнейшего развития
ребенка и его социализации в обществе, а также прохождения стадий социализации
в начальной школе. В ФГОС НОО говорится, что «…важной особенностью организации
процесса позитивной социализации и индивидуализации детей – осуществление его в
активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между
людьми, а также в ходе влияния внешних социальных факторов и в организованном
образовательном процессе. Одним из основных условий обеспечения целостности
социализации выступает организация педагогического пространства НОО».
Теоретический аспект психологии детей младшего школьного возраста
расширяется за счет термина «позитивная социализация», который является новым
понятием в науке, и который требует тщательного теоретического и практического
рассмотрения.
Термин «позитивная социализация» используется в литературе и практике
работы начального школьного образования, как норматив соответствия осваиваемого
и усваиваемого учениками младшей школы, социального опыта нравственным
направлениям, принятым в обществе. Позитивная социализация, по определению А.В.
Мудрика [14], при определенных условиях воспитания становится более эффективной
и способствует направленной социализации участников воспитательной организации.
Термин «позитивная социализация» – новое