Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология образования

Курсовая с практикой на тему Психолого — педагогические основы работы с детьми с нарушением слуха в дошкольном образовательном учреждении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА 5
1.1 Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха 5
1.2 Современные технологии индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха 18
ГЛАВА 2. ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями слуха 22
2.2 Результаты коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями слуха 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

 

  

Введение:

 

Проблемы воспитания, обучения и личностного развития детей с нарушением слуха рассматриваются на современном этапе в тесной связи с их социализацией, подготовкой к жизни в обществе.
Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от уровня коммуникативно-речевого развития. В связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями вопросы формирования коммуникативных компетенций у детей с нарушенным слухом как базовых универсальных учебных действий (О. А. Красильникова, Е. Г. Речицкая, Т. А. Соловьева, Е. З. Яхнина) становятся особенно актуальными. Отметим, что социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из основных направлений.
Функциями коммуникативно-речевой деятельности при этом являются: организация общения детей в условиях совместной игровой, познавательной, изобразительно-конструктивной, трудовой деятельности, обогащение словарного запаса, формирование и развитие межличностных отношений. Это позволяет раскрыть общественную сущность человека в его материальном и духовном общении. Поскольку эта задача относится к метапредметным универсальным учебным действиям, она должна найти свое отражение в программных требованиях коррекционно-развивающей работы.
Нарушения слуха и вторично появляющееся своеобразие в функционировании психических процессов оказывают негативное влияние на формирование и развитие коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Эта проблема требует комплексного подхода к организации коррекционно-развивающей работы с учетом общих, специфических и индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями слуха (Е. Г. Речицкая, Н. А. Белая) [1].
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена недостаточным изучением проблем, касающихся содержания и технологии психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями, и в частности, с нарушением слуха.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость психолого-педагогической работы с детьми с нарушением слуха.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
 описать психофизиологические особенности детей с патологией слуха;
 проанализировать литературу, раскрывающую теоретико-методологические основы психолого-педагогической работы с детьми с нарушением слуха;
 проанализировать воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в условиях специальных дошкольных учреждений.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы с детьми с патологией слуха.
Предмет исследования: основные направления психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: успешное решение задач психолого-педагогической работы с детьми с нарушением слуха, может привести к достижению значительных успехов в социализации таких детей.
Методологической основой исследования являются научные положения по проблемам глухих и слабослышащих детей: Б.Д. Корсунская [16], Э.И. Леонгард [31], М.М. Семаго [33], Т.А. Григорьева [11], Т. И Обухова, Л.П. Боровая [4], Н.В. Мазурова [18], И.К. Русакович [32], О.О. Копнина [15]).
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение работы подведем итог проведенному исследованию.
Цель данной работы заключалась в обосновании необходимости психолого-педагогической работы с детьми с нарушением слуха.
В данной работе рассматривались теоретические, психолого-педагогические и методические аспекты дошкольного образования детей с нарушением слуха.
На основании концепций детского развития Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и других ведущих ученых раскрываются современные подходы к совершенствованию содержания обучения и воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Характеристика этапов развития и ведущих видов деятельности слышащих и описание особенностей их формирования у неслышащих дошкольников дает основания для утверждения о том, что необходимо учитывать общие закономерности развития и специфические особенности у детей с нарушением слуха на всех этапах дошкольного детства.
Контингент детей с нарушением слуха составляют глухие, слабослышащие, дети с множественными нарушениями развития, поэтому актуальной проблемой в настоящее время является определение критериев применения принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционно-развивающей работе.
Важной современной проблемой является подбор и сочетание средств и методов образования детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста, находящихся в различных жизненных и образовательных ситуациях.
Также в работе анализируются современные технологии, применяющиеся в образовании лиц дошкольного возраста с нарушениями слуха, предоставляется необходимость применения педагогических технологий в организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.
В ходе проведенного исследования рассматривается модель коррекционно-развивающей работы, создающая условия для эффективного формирования коммуникативно-речевых компетенций у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры с использованием модульного подхода.
Обосновывается необходимость организации коррекционно-развивающей работы с учетом общих, специфических и индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями слуха. Раскрываются особенности организации сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в целях коммуникативно-речевого развития.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости усиления мотивации речевой деятельности детей, что становится возможным благодаря ее коммуникативной направленности, а также подбору и специальной отработке речевого материала, наиболее отвечающего как уровню речевого развития детей с нарушенным слухом, так и их интересам.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА
1.1 Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха
Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы.
Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.
Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).
Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка.
Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.
К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха.
Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы