Психология в образовании Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психолого педагогические аспекты взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических аспектов взаимодействия в условиях гендерного обучения 6
1.1 Общение и взаимодействие в возрастной и педагогической психологии 6
1.2 Общение младших школьников как психолого-педагогическая проблема 10
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических аспектов взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения 17
2.1 Организация и методы исследования психолого-педагогических аспектов взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 19
2.3 Методические рекомендации 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В наше время аспекты гендерного равенства являются доминантными критериями анализа функционирования институциональных структур, в первую очередь в системе образования. Подобные сдвиги являются следствием учета результатов исследований гендерных аспектов развития личности.
С точки зрения современных ученых учета гендерной проблематики определяется как процесс оценки возникновения для женщин и мужчин в результате последствий деятельности связанных с особенностями гендерной социализации, специфики формирования гендерного самосознания и самоидентификации. Особое место в данном процессе занимает специфика функционирования института образования, в частности, влияние на развитие личности в период вторичной социализации во время обучения в начальных классах.
Проблема взаимодействия на уровне образовательного учреждения вызвала интерес и развивалась в трудах многих психологов (Й. Герберт, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, Г. Уолтер, С.Л. Рубинштейн). А также педагогов, в частности, А. Леонтьева, Е. Страчова, Б. Антоньева, Я. Корчака и др. Продолжает она исследоваться и в наше время. Многие учителя ищут способы повышения эффективности общения, что позволило бы повысить качество учебного процесса в целом.
С психологической точки зрения, необходимым условием организации активного общения на уроке (между детьми, а также в направлении учитель-ученик) является обеспечение:
— атмосферы доверия и взаимопонимания;
— максимальное снижение состояния тревожности у детей, что обеспечивается стилем общения, который исключает гендерную дискриминацию, как со стороны детей, так и учителя;
— позитивной, оптимистичной установкой учителя относительно учеников;
— учебного процесса в целом и учеников к учителю;
— взаимной гуманистической направленностью;
— личностной ориентацией в условиях гендерного обучения.
Современное обучение, которое учитывает понятие гендера, должно приносить детям радость, положительные эмоции, что поможет вызвать у них интерес, любознательность.
Итак, вышеприведенные аргументы, убеждают, что общение младших школьников является актуальной проблемой в наше время. Актуальность ее следует еще и из того, что проблема общения младших школьников продолжает развиваться и в наше время, что определяет актуальность и тему исследования: «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения».
Цель исследования: исследовать психолого-педагогические аспекты взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения.
Объект – младшие школьники.
Предмет исследования – взаимодействие младших школьников в условиях гендерного обучения в психолого-педагогическом контексте.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть особенности аспекты взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения психологическом и педагогическом аспекте;
3. Исследовать психолого-педагогические аспекты взаимодействия младших школьников в условиях гендерного обучения.
4. На основе анализа результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования. Правильным образом внедряемая система психолого-педагогических аспектов организации гендерного обучения стимулирует познавательную активность учащихся на уроке и повышает их интерес к тем учебным предметам, на которых она целесообразно используется.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы;
— эмпирические: беседы, эксперимент.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем составляет 35 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что общение и взаимодействие, как проблема психологии и педагогики, изучалась многими зарубежными и отечественными учеными.
Проблема общения как взаимодействия учителя и учащихся, а также самих учащихся, интенсивно и плодотворно развивается в трудах А.А. Бодалева, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калека, С. В. Кондратьевой, А.А. Леонтьева и других.
Акцентируя внимание на содержательной взаимодействия учителя и учащихся – так называемом дидактическом общении, – отметим, что над некоторыми аспектами этой проблемы работали Е. Страчар, Б.Г. Ананьев, Я. Корчак. Они неоднократно подчеркивали, что само взаимодействие на уроке (по терминологии Б.Г. Ананьева – «взаимообщение») будет существенно варьироваться в зависимости от цели и задач, типа урока.
Таким образом, организация активного дидактического общения на уровне «учитель-ученик» и «ученик-ученик» – это важная и самостоятельная проблема в рамках изучения вопросов педагогической деятельности и общения в условиях гендерного обучения.
Совершенствование системы взаимодействия учителя с учащимися на уроках сегодня воспринимается как существенный резерв:
— повышения качества школьного обучения;
— активизации познавательной деятельности учащихся;
— развития их познавательных интересов;
— реализация принципов гендерного обучения.
А это в свою очередь формирует позитивное взаимоотношение между учениками на уроке.
Современная школа, декларируя необходимость демократизации и гуманизации, медленно и тяжело переходит на гендерные принципы организации учебно-воспитательного процесса, ненасильственное преодоление межличностных противоречий в отношениях «учитель-ученик» и «ученик-ученик».
Не всегда легко отказаться от использования традиционной системы педагогических санкций в ситуациях непослушания, неповиновения, противостояния, сопротивления, а иногда и противоборства учеников. Однако выявление гуманного потенциала ребенка, воспитания его в соответствии с принципами общечеловеческой морали предполагает неуклонное преодоление психологического насилия, которому все еще подвергаются в большей степени тяжелые, непокорные, склонные к компромиссу, а меньшей – послушные, благополучные, старательные школьники.
Таким образом, можно утверждать на основе полученных результатов, что достигнута гипотеза, цели и задачи, поставленные в данной работе.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических аспектов взаимодействия в условиях гендерного обучения

1.1 Общение и взаимодействие в возрастной и педагогической психологии

Важную роль в развитии проблемы общения детей играли и играют педагоги и психологи – сторонники концепции личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества и проблемного обучения, технологий развития творческой личности, развивающего и гендерного обучения [2].
В наше время активно распространяется гендерная педагогика, которая направлена на преодоление недостатков традиционного обучения. Гендерная педагогика сотрудничества – «направление педагогического мышления и практической деятельности, цель которого демократизация и гуманизация педагогического процесса за счет введения понятия гендера» [14].
Гендерное обучение приобретает популярность в современном европейском образовании, которое своей главной целью считает предоставление личности мощной жизненной мотивации, формирования ее потенциала как системы творческих способностей и предпосылок их реализации, воспитание ее уверенной в своих правах и сознательной в обязанностях, предоставление ей автономности как залог ее самоактуализации [1].
По мнению некоторых авторов, сущность педагогического процесса заключается в сотрудничестве педагога с ребенком, а также между самими детьми [21]. Для таких педагогов характерны доброжелательное отношение к субъектам, умение, стремление адекватно оценить их возможности, понять мотивы поведения согласно полу ребенка, стимулировать творчество, личностный рост и достоинство, а также способность поддерживать социально благоприятный морально-психологический климат в учебной группе.
В скандинавских странах гендерную педагогику называют педагогикой сотрудничества диалога, которая ориентируется на принципы педагогического опыта бразильского педагога Паоло Фрейре. Сущность такого диалога заключается в гибком изменении ориентации педагогического влияния на учащихся, исходя из моральных принципов и общечеловеческих ценностей. Педагогика диалога выделяет учителя как ведущую фигуру успешного педагогического взаимодействия с учащимися и возлагает на него ответственность оперативно учитывать личностные качества и половые особенности воспитанников, которые постоянно меняются под влиянием внешних обстоятельств и индивидуального роста [3].
Содержание обучения включает два основных аспекта: семантический и структурный. С целями обучения содержание связано своим семантическим аспектом, в котором заложены потенциальные возможности и средства воздействия на учеников [4].
Что же касается процесса обучения, то здесь решающее значение имеет структура содержания, что определяет характер, уровень и результаты учебной деятельности учителя и ученика.
Из сказанного логически вытекает, что отнесение содержания обучения к основным факторам учебного процесса в системе связи с субъективными факторами – учителем и учеником, имеет для теории и практики воспитания и обучения решающее значение, прежде всего, потому, что реализация указанных отношений определяет внутреннюю динамику содержания обучения и тем самым всего учебного процесса.
Однако само по себе содержание гендерного обучения, хотя и относится к основным факторам управления учебным процессом и является носителем познавательной информации, имеет относительно статистический характер. Динамическим фактором, по словам Е. Страчара, он становится лишь «вследствие применения соответствующего метода в учебном процессе» [15].
«Правильным» (по Е. Страчаром) считается метод, который побуждает ребенка к активному мышлению, к установлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями [15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы