Курсовая с практикой на тему Психологизм романа Антуана Франсуа Прево «Манон Леско»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Место романа в
творчестве литераторов эпохи Просвещения
1.1. Сущность идей эпохи Просвещения во Франции
1.2. Развитие жанра романа в литературном
творчестве в эпоху Просвещения
Глава 2. Анализ романа А.
Ф. Прево «Манон Леско»
2.1. Жизненный и творческий путь А. Ф. Прево
2.2. Анализ психологизма романа «Манон Леско»
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность
исследования литературы эпохи Просвещения обусловлена тем, что на новом витке
развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица с
отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации» — о них не только
продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. Переосмысление во
Франции гражданских прав и статуса людей с сенсорными нарушениями делает
возможным появление на свет в Париже первых государственных специальных школ
для глухонемых (1770), для слепых детей (1784). Великая Французская революция с
ее Декларацией прав человека и гражданина инициировала «революцию в
психиатрии», вождями которой станут Филипп Пинель, Жан — Этьен-Доминик
Эскироль, Феликс Платтер, Жан Итар и др.
Система
гуманистических воззрений, созданная в условиях формировавшегося капитализма,
явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем капитализм эпохи
своего становления и промышленных революций оказался временем жесточайшей
эксплуатации рабочих и массового раскрестьянивания сельских тружеников; человек
этого времени пережил первую фазу отчуждения от труда, его продуктов и от
самого себя. Это породило ряд социалистических течений и проектов. Критикуя
частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли, Г. Мабли, другие
социалисты-утописты утверждали, что лишь заменив ее общностью имущества,
человечество сможет достичь счастья и благополучия. Названные мыслители
проложили новое русло общественной мысли, которое получило наиболее яркое
продолжение в социальной философии XIX века.
Появление
университетов, развитие школьного образования, книгопечатание способствовали
развитию науки, повышению общекультурного уровня западноевропейцев, повышению
заинтересованности горожан в обучении собственных детей, осознанию роли
образования в жизни человека. Под влиянием идей гуманизма смягчается отношение
и к инвалидам.
Целью
данной работы является анализ психологизма романа Антуана Франсуа Прево «Манон
Леско».
Для
достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1.
Исследовать сущность идей эпохи Просвещения во Франции.
2.
Проследить развитие жанра романа в литературном творчестве в эпоху Просвещения.
3.
Оценить жизненный и творческий путь А. Ф. Прево.
4.
Провести анализ психологизма романа «Манон Леско».
Объектом
исследования является роман «Манон Леско». В качестве предмета работы выступает
психологизм романа Антуана Франсуа Прево «Манон Леско». При написании работы
использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и
индукции.
Заключение:
Зародившееся в Англии Просвещение, оказало большое
влияние на Францию, где активно развивалась общественная жизнь и остро стоял
вопрос о свободе личности и духа. Это порождало появление раскрепощенных людей
нового типа, которые старались познать мир со всех сторон, ставя старые точки
зрения под сомнения и разжигая споры в обществе.
Литературная готика, зародившаяся во второй
половине XVIII века и эволюционирующая на протяжении XIX и XX столетий, имеет
огромное значение для развития англо-американской и мировой литературы.
Сверхъестественные элементы, мотивы ужасного, мистицизм, усложнение сюжетной
схемы, введение тайны как обязательного организующего и интригующего момента,
ряд эффектных приемов, вызывающих волнение читателя, возбуждающих интерес и
становятся характерными чертами готического канона в целом. При этом
специфической особенностью «готических» произведений является яркое,
гиперболизированное изображение действительности, неудержимость личных
вожделений, часто ведущая к гибели главных героев.
«Историю
кавалера де Грие и Манон Леско» действительно следует признать «первым образцом
великого романа», так как новаторские открытия, сделанные Антуаном Прево в
XVIII веке, предвосхитили развитие современного романа.
К таким открытиям относится иррациональный
психологизм, который ввел в литературный обиход тайную чувственную жизнь
человека; повествование от первого лица, которое хорошо подходит для раскрытия
иррациональных поступков героев; пропорциональное «равновесие» между освещением
событий и описанием переживаний героев.
Кроме
того, в романе обнаружились признаки «большого диалога», подобные тем, которые
были описаны М. М. Бахтиным в отношении полифонических романов Достоевского.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Место
романа в творчестве литераторов эпохи Просвещения
1.1. Сущность идей эпохи Просвещения во Франции
1.1. Сущность идей эпохи Просвещения во Франции
Вольтер
отражал позиции той части французской буржуазии, которая не претендовала на
власть, а ставила лишь требования о реформах и гарантиях, готовая ограничиться
скромной программой просвещенного абсолютизма.
Вольтер
выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. Он смело и
настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными
судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковной власти.
Вольтер – сторонник просвещенного абсолютизма. Он считал, что просвещенный
король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную
программу реформ. Нельзя не видеть, однако, симпатий писателя к английскому
государственному строю, к конституционной монархии, которой просвещенный
абсолютизм должен был в результате реформ – без революции – уступить место.
Однако
первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику.
Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя.
Соглашаясь
примириться с монархией, если она будет просвещенной монархией, просвещенным
абсолютизмом, Вольтер в своей политической программе ограничивался требованием
реформ, которые были бы направлены на устранение основных феодальных институтов.
Прежде
всего он требовал уничтожения привилегий духовенства, упразднения тех особых
церковных судов, которые действовали во Франции, изъятия у церкви регистрации
актов гражданского состояния, которая должна, по его мнению, производиться
органами государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалованье,
превращение духовных лиц в государственных чиновников.
Французский
философ-просветитель, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778) полагал
необходимым изменить общественный уклад, основанный на несправедливом
неравенстве, путем просвещения и надлежащего воспитания, которое является
опорой любой формы правления и потому ценно для общества; от правильно
организованного воспитания зависит благополучие государства и каждого человека.
Свою теорию «свободного естественного воспитания» он изложил в трактате «Эмиль,
или О воспитании» (1762).
Отвергая
традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет
способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет
естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным
развитием индивида. Воспитание дается человеку от природы как внутреннее
развитие способностей и органов человека, воспитание от людей – это обучение
тому, как пользоваться этим развитием, воспитание со стороны вещей – это
приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему
воспитание. Все эти факторы, по мысли педагога, должны действовать
согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, получает впечатления
через органы чувств, по мере роста его восприимчивость увеличивается, знания об
окружающем расширяются под действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был
принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа
отвергала как индивидуальные, так и возрастные отличия[1].
Для
Руссо воспитание – это искусство развития подлинной свободы человека.
Стремление к природе у педагога проявляется в неприятии искусственности и
притягательности всего естественного, простого, непосредственного. В
педагогической системе Ж.-Ж. Руссо ребенок ставится в центр педагогического
процесса. Однако воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его
переживаниях, направлять его формирование, но никогда не навязывать ему своей
воли. В обучении важно не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить
их с его интересами и опытом. Важно так организовывать передачу знаний, чтобы
ребенок сам брал на себя задачу их добывания. Педагог полагал, что для юношей и
девушек необходимы разные системы воспитания: мужчинам природа отводит
активную, ведущую роль в жизни общества, поэтому их воспитанию Руссо придает
большее значение; женщин следует воспитывать иначе, ибо они имеют другое
предназначение в обществе, наделены противоположными свойствами и
наклонностями. Педагог утверждал, что «естественное состояние женщины – это
зависимость», поэтому девушка должна быть воспитана для мужчины, способна
приспособиться к мнениям и суждениям мужа, воспринять его религию.
[1] Ломакина Г. Р. Особенности
организации педагогической коммуникации в трудах педагогов эпохи Просвещения //
Вестник Самарского муниципального института управления. — 2018. — №4. — С.
126-134.