Курсовая с практикой на тему Психология журналистского творчества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психологические
основы журналистского творчества. 5
1.1. Понятие журналистского
творчества. 5
1.2. Роль психологических
характеристик личности в формировании журналистского творчества. 8
Глава 2. Психологические
аспекты журналистского творчества автора программы «Деревенька» (телеканал
«Студия местного телевидения «Вечерний Дмитров») 13
2.1. Общая характеристика
авторской телепрограммы «Деревенька». 13
2.2. Анализ психологических
особенностей творческого самовыражения журналиста на примере авторской
телепрограммы «Деревенька» (телеканал «Студия местного телевидения «Вечерний
Дмитров») 17
Заключение. 25
Список использованной
литературы.. 26
Введение:
Актуальность темы.
Профессия журналиста – одна из наиболее творческих, но она также тесно связана
и с различными аспектами жизни общества: тогда как писатели, музыканты или
художники творят часто в некоторой изоляции от социума, журналистское
творчество формируется внутри общества, отражая его проблемы, особенности их
восприятия автором журналистских материалов. Это определяет специфику условий
формирования журналистского мастерства, среди которых главное место занимают
внутренние характеристики самого журналиста, его психологические установки,
ценности, навыки. Все это определяет важность изучения психологии
журналистского творчества. Цель исследования данной курсовой работы –
анализ психологических аспектов
формирования и развития журналистского творчества. Для достижения указанной
цели в работе поставлены следующие задачи
исследования:
—
определить понятие журналистского творчества;
—
рассмотреть роль психологических характеристик
личности в формировании журналистского творчества;
—
дать общую характеристику авторской
телепрограммы «Деревенька» как
проявления журналистского творчества ее автора;
—
провести анализ психологических особенностей
творческого самовыражения журналиста на примере авторской телепрограммы
«Деревенька».
Объектом исследования
в данной работе выступает современная журналистика как поле профессионального
творчества авторов-журналистов. Предмет исследования – роль
психологических факторов в журналистском творчестве.
Теоретическую базу
исследования составляют работы исследователей в сфере психологии
журналистского творчества, таких как: Е.Е. Пронина[1], М.Н. Ким[2], В.Д. Мансурова[3], В.Ф. Олешко[4] и др.
Методы исследования.
В ходе выполнения данной курсовой работы были использованы такие основные
методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ,
классификация, обобщение, аналогия.
Теоретическая
значимость исследования состоит в выделении системы психологических
факторов, которые определяют формирование журналистского творчества и выделение
основных критериев творческого самовыражения автора в индивидуальных
журналистских проектах.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут
быть использованы молодыми журналистами при поиске идей и формировании
композиции собственных авторских проектов.
Структура работы
включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Первая глава является теоретической и содержит результаты анализа научных
источников по теме работы. Вторая глава является практической и демонстрирует
особенности формирования журналистского творчества на примере телепрограммы
«Деревенька». [1] Пронина,
Е.Е. Психология журналистского творчества. 2-е издание. / Е.Е. Пронина – М.:
Издательство Московского университета, 2003. – 320 с. [2] Ким,
М.Н. Основы творческой деятельности
журналиста. Учебник для вузов / М.Н. Ким – СПб.: Издательский дом «Питер»,
2021. – 400 с. [3] Мансурова,
В. Д. Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению: учеб.
пособие / В. Д. Мансурова; АлтГУ. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. – 111 с. [4] Олешко,
В.Ф. Психология журналистики: учебное пособие / В.Ф. Олешко; М-во образования и
науки РФ, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 476 с.
Заключение:
Проведенное исследование позволило выделить характерные
особенности и условия формирования журналистского творчества. При этом
установлена значительная роль психологических факторов и личностных качеств в
творческом развитии журналистов. Анализ научной литературы показал, что журналистское
творчество основано на целой системе личностных характеристик журналистов,
которые включают как мотивы самовыражения и самоутверждения, так и стремления
изменить общество. При этом творчество в отдельных видах СМИ требует разных
навыков и особенностей авторов. Тогда как в печатных изданиях важно подобрать
эффектный заголовок или фотоматериал, правильно структурировать публикацию, в
радио- и тележируналисте на первый план выходят коммуникативный способности
журналиста. Наиболее ярко особенности журналистского творчества проявляются в
авторских телепрограммах, которые демонстрируют способности журналиста к
продуцированию идей, заложенных в основу программы, а также и коммуникативные
навыки телеведущего. Практическое исследование в данной работе проведено на
примере местного телеканала «Вечерний Дмитров». Одной из авторских программ на
данном телеканале является проект «Деревенька», автором идеи и ведущим которого
выступает Игорь Нечаев.
Проведенный анализ телепроекта «Деревенька» позволил
выделить его специфику, главную тематику, охарактеризовать структуру и т.д.
Рассмотренные особенности телепроекта
«Деревенька» свидетельствуют об его авторской типологии и уникальности
структуры, которая демонстрирует нам креативность творческого самовыражения
автора проекта – Игоря Нечаева. В основе такой структуры лежит мозаичность
и авторская подборка содержания –
эпиграфов, видеоряда, исторических фактов и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические основы журналистского
творчества 1.1. Понятие журналистского творчества Понятие творчества исследуется в различных научных
дисциплинах, особенно в гуманитарных, поскольку часто ассоциируется с
деятельностью, продуктом которой является произведение искусства, литературы и
т.д. В сфере журналистики творчество имеет свою специфику и проявляется в
создании отдельного журналистского продукта (текст публикации, авторская теле-
или радиопрограмма и т.д.). Под журналистским творчеством понимают специфическую сферу
духовно-практической деятельности человека, которая основана на единстве
рациональности и эмоциональности[1]. Как видим, такое
определение подчеркивает роль эмоциональных, то есть психологических факторов в
развитии творческих навыков журналиста.
М.Н. Ким на основании изучения научных источников делает
вывод о том, что журналистское
творчество требует в себе комплексного использования логичных и психологических
основ. Тогда как логика основана на формальных законах построения мысли,
психологические особенности личности журналиста проявляются не только
сознательной, но и бессознательной сферой, т.е. воображением, фантазией и
интуицией[2].
Мастерство журналиста при создании медиатекста для печатного
издания включает в себя целый комплекс качеств и действий, общей целью которых
является создание интересного материала, который привлечет внимание читателей и
найдет отклик в их сознании, дальнейшей жизненной позиции и т.д. для достижения
этих целей журналист должен:
1) выбрать интересную и актуальную тему публикации; [1] Психология
журналистики: учебно-методическое пособие. / Сост. С.Е. Окунева. – Елец: ФГБОУ
ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», 2017. – С. 8. [2] Ким,
М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким – СПб.: Изд-во
Михайлова В.А., 2001. – 320 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text/71.htm