Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Психология развития конкурентоспособной личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы
психологии развития конкурентоспособной личности в работах зарубежных и
отечественных ученых  6

1.1Психология конкурентоспособности. 6

1.2Природа конкурентоспособной личности. 15

1.3 Проблема развития конкурентоспособной личности. 23

Глава 2. Организация исследования. 29

2.1 Этапы  и методы
исследования. 29

2.2 Анализ исследования. 29

Заключение. 35

Список литературы.. 38

Приложения. 40

  

Введение:

 

Актуальность.  В условиях рыночной
экономики всеобщей становится проблема формирования кадрового потенциала,
способного не только противостоять всем происходящим в обществе изменениям, но
и взять на себя управление социально-экономическими процессами в ближайшем
будущем. линия системы образования. Действительно, сегодняшние студенты будут
нести основную тяжесть проблем, которые необходимо будет решить в свободном
обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений. Таким образом,
ориентация образовательного процесса на создание условий для развития и
обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей высшего
образования.

А.А. Кирсанов
отмечает, что высокий уровень конкурентоспособности является важнейшим
требованием к студенту как будущему специалисту, что, по сути, определяет
степень его профессиональной компетентности.

Конкурентоспособность
— это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств
личности, характеризующая ее потенциальные возможности для достижения успеха (в
учебе, профессиональной и непрофессиональной жизни), определяющая адекватное
индивидуальное поведение в динамично меняющихся условиях, обеспечивающих
внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для
формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые,
по сути инновационные условия, которые невозможно создать в традиционно
функционирующей системе высшего образования.

Работы Л. М.
Митиной, А. К. Мишина, Ю. В. Немцева, Х. Плетнер, С. И. Сотникова, Н. П.
Подольная, С. В. Половинко. Молодые специалисты как особая категория
рассматриваются в работах М. Борязь, Б. 3. Докгоров, И.С. Кон, Е. Л.
Омельченко, С. В. Рязанова, Т. Хлопова. Проблемы изучения соревновательных
качеств человека, самоопределения, самореализации, самоудовлетворенности
освещены в многочисленных работах В.Л. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленской, А.И.
Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумин и другие. Большое значение в изучении
средств формирования конкурентоспособности личности подчеркивается в
исследованиях В.И. Андреев, Г. Альтшуллер, И.А. Лернер, А. Матюшин, Э. Калинин,
Б.В. Копальчик, В.Г. Разумовский.

Цель исследования: изучить психологию развития конкурентоспособной
личности.

Задачи исследования:

-изучить
психологию конкурентоспособности;

-рассмотреть
природу конкурентоспособной личности;

-определить
проблему развития конкурентоспособной личности;

-провести
эмпирическое исследование.

Предмет исследования: Психология развития
конкурентоспособной личности.

Объект исследования: личность.

Методы исследования: теоретические: теоретический обзор
литературы, анализ и синтез; эмпирические: «Опросник эмоционального интеллекта»
Н. Холла, «Оценка уровня конкурентоспособности личности» В. Андреева и
корреляционного анализа.

Гипотеза исследования: развитие человека как профессионала и
личности, его конкурентоспособность напрямую зависят от эмоционального
интеллекта.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конкурентоспособность
— это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств
личности, характеризующая ее потенциал для достижения успеха (в учебе,
профессиональной и непрофессиональной жизни), определяющая адекватное
индивидуальное поведение в динамично меняющиеся условия, обеспечивающие
внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для
формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые,
по сути инновационные условия, которые невозможно создать в традиционно
функционирующей системе высшего образования.

Наличие
определенных качеств, характеризующих личность как конкурентоспособную,
обеспечивает конкурентоспособность ее деятельности и поведения.

К отдельным
аспектам стратегических механизмов самореализации относят:

1) получение
фундаментальных знаний по направлению обучения;

2) постоянное
стремление к успеху;

3) развитие
навыков реальной организаторской деятельности;

4) развитие
предпринимательских способностей;

5) освоение
будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в университете;

6) постоянное
формирование и развитие долговременных деловых связей;

7) наличие и
реализация собственного плана жизни;

8) повышение
личной работоспособности;

9)
обеспечение семейного благополучия;

10)
постоянную заботу о повышении собственной репутации;

11) жизненное
везение и удача;

12)
постоянный самоконтроль результатов и процессов личной деятельности.

В качестве
отдельных аспектов тактических механизмов самореализации они выделяют:

1) освоение
технологий обучения в университете;

2) личную
организованность: умение жить и работать по системе;

3)
планирование своих дел: на год, месяц, неделю и день;

4) стремление
быть интересным;

5) стремление
быть привлекательным.

При
реализации данного подхода к конкурентоспособности в деятельности и поведении
студентов, с нашей точки зрения, обязательно необходимо учитывать специфику
субкультуры: в основе самореализации студентами себя как конкурентоспособной
личности должно лежать культурное сознание.

По
результатам исследования выявлено следующее (табл. 3):

– чем больше уровень развития эмоциональной
осведомленности, тем выше показатели способности к саморазвитию,
стрессоустойчивости, конкурентоспособности;

– чем больше уровень развития управления
своими эмоциями, тем выше показатели целенаправленности, творчества,
независимости, стрессоустойчивости, способности к постоянному профессиональному
росту, конкурентоспособности;

– чем больше уровень развития самомотивации,
тем выше показатели целеустремленности, творчества, рискованности, независимости,
лидерства, стрессоустойчивости, способности к саморазвитию, к постоянному
профессиональному росту, конкурентоспособности;

– чем больше уровень развития эмпатии, тем
выше показатели целеустремленности, работоспособности, творчества, лидерства, стрессоустойчивости,
способности к саморазвитию, к постоянному профессиональному росту,
конкурентоспособности;

– чем больше уровень развития распознавания
эмоций других людей, тем выше показатели целенапраленности, трудолюбия,
творчества, рискованности, лидерства, стрессоустойчивости, способности к
саморазвития, к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособности;

– чем больше уровень развития
интегративного эмоционального интеллекта, тем выше показатели почти по всем
параметрам конкурентоспособности.

Следовательно,
чем больше человек эмоционально знающий, умеет управлять своими эмоциями,
мотивированн проявляет эмпатию и распознает эмоции других, тем выше ее
конкурентоспособность.

В процессе
исследования выявлено, что респонденты имеют средний или низкий уровни
эмоционального интеллекта. Они в основном владеют информацией о природе эмоций
и эмоциональных состояний, могут ставить себя на место другого, учитывать в
процессе принятия решений чувства и эмоции других людей, но им сложно управлять
своими эмоциями, самостоятельно и своевременно принимать решения. Испытуемые
имеют выше среднего и чуть выше среднего уровень конкурентоспособности. Уровень
конкурентоспособность способности — недостаточный, поэтому таким людям будет
трудно найти работу, в отличие от более конкурентоспособных претендентов.

Данные
корреляционного анализа результатов подтверждают наличие положительных тесных и
достаточных связей между компонентами эмоционального интеллекта и составными
частями конкурентоспособности.

Таким
образом, развитие человека как профессионала и личности, ее
конкурентоспособность напрямую зависят от эмоционального интеллекта. Данные
исследованиями могут быть использованы в процессе разработки программы
психологических тренингов по целенаправленному повышению эмоционального
интеллекта будущих специалистов социологических профессий с целью повышения их
конкурентоспособности на рынке труда.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и
методологические аспекты проблемы психологии развития конкурентоспособной
личности в работах зарубежных и отечественных ученых

1.1Психология конкурентоспособности О
конкурентоспособности в нашей стране заговорили совсем недавно. В СССР феномен
конкуренции и конкурентоспособности воспринимался как продукт чуждой
капиталистической морали. Большая Советская Энциклопедия сообщает: «Конкуренция
… — это антагонистическая борьба между частными производителями за более
благоприятные условия для производства и продажи товаров; при капитализме —
борьба капиталистов за высшую выгоду … В социалистическом обществе …
конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи
порождают социалистическое соревнование, которое прямо противоположно
капиталистическому соревнованию»[1]. Термин «соревнование» в советской версии
противопоставлен термину «социалистическое соревнование». Его смысл заключался
в том, чтобы на основе творческой инициативы трудящихся стать наравне с
передовыми рабочими, помочь отстающим и таким образом добиться общего экономического
подъема, роста и улучшения производства. Несмотря на негативное восприятие
конкурентоспособности в СССР как недостойного образа жизни советского человека,
психологи и учителя, тем не менее, изучали те черты личности, которые являются
неотъемлемыми частями этого понятия. В научных работах рассматривались умение
быстро адаптироваться к изменяющейся действительности (В. М. Зуев, С. В. Кульневич,
П. М. Новиков и др.), социализация (Г. М. Андреева и др.), мотивация (Л. И.
Божович, А. К. Маркова и др.), активность, настойчивость, целеустремленность,
волеизъявление (К.А. Абулханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.А.), профессиональное
самоопределение (В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Н.С.Пряжников и др.). Но попыток
совместить эти черты личности в контексте категории конкурентоспособности не
было, поскольку для человека с такими качествами не существовало социального
заказа.

Несомненно, в
годы существования СССР выпускник любого учебного заведения мог легко вписаться
в социальную структуру общества, если бы у него были хорошие знания,
участвовал, как тогда говорили, «В общественной жизни» учебного заведения.
Такой молодой специалист мог бы устроиться на более интересную и
высокооплачиваемую работу, т.е. обладать по современным меркам высокой
конкурентоспособностью. Но его одноклассники даже с минимальным набором
необходимых знаний и навыков не были выброшены на обочину жизни. Система
планирования в советском государстве не позволяла готовить больше специалистов,
чем требовалось для народного хозяйства, поэтому выпускники вузов и техникумов
в то время не испытывали проблем с трудоустройством. Более того, работа по
назначению считалась гражданским долгом молодого специалиста.

Выпускнику
гарантировалась не только работа по специальности, но и дополнительные льготы: бесплатный
проезд с семьей к месту назначения и транспортировка имущества, суточные за
время, проведенное в дороге для себя и членов его семьи, единовременное
пособие, оплачивались отпускные и, что самое главное, была обеспечена жилая
площадь за счет средств предприятия [2].Итак, несмотря на кабальную систему
распределения, выпускники вузов и средних специальных учебных заведений в СССР
были одной из самых защищенных категорий рабочих, чего нельзя сказать о
современной России. Молодой специалист в наше время не имеет особых льгот и
социальных гарантий со стороны государства и вынужден строить свою трудовую
деятельность наравне с остальными участниками трудового процесса. Поэтому
проблемы конкурентоспособности человека и, в частности, студента — одна из самых
актуальных проблем на современном этапе.

Разберем
понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» в экономическом, биологическом,
историческом и социальном аспектах.

Термин
«соревнование» (от латинского copsiggege «сталкиваться», «соревноваться»)
считается наукой и был введен шотландским экономистом XVIII века А. Смитом в
книга «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он рассматривал
конкуренцию как «процесс достижения богатства или удовлетворения личных
интересов» [3]. Граждане получают возможность соревноваться только при трех
условиях: неприкосновенность собственности граждан, их обязанности и свобода
действий. "Каждому человеку, пока он не нарушает законы справедливости,
дается полная свобода преследовать свои собственные интересы по своему
усмотрению и соревноваться своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого
другого человека и целого класса. " А. Смит считал, что конкуренция — это
процесс создания общественного блага через трансформацию эгоистичного начала в
человеке, т.е. имеет вначале социальную природу.

Английский
ученый Т. Р. Мальтус, продолжая учение А. Смита, связывал конкуренцию с
численностью населения страны и неравномерным распределением богатства [3]. Он
впервые использовал выражение «борьба за существование», которое позже
использовал Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов путем
естественного отбора или сохранение полезных пород в борьбе за существование». Дарвин
предложил биологическую теорию эволюции, одним из основных положений которой
был отбор на индивидуальном уровне живых организмов в процессе борьбы
(конкуренции) за ограниченные ресурсы. Согласно последним, конкуренция пассивна —
борьба организмов с неблагоприятными условиями среды, а активная — борьба
особей между собой за выживание. [A1]

Австрийский
психолог З. Фрейд также указал на примат биологического в конкуренции. Он
утверждал, что изначально человеческая природа агрессивна. От этой
агрессивности З. Фрейд переходит к другой человеческой черте — врожденной
склонности к соперничеству (соревнованию). Итак, противопоставляя естественную
основу конкуренции социальному, основатель психоанализа, тем не менее,
соглашается с мнением А. Смита, что изначально у человека есть злое начало.

Французский
мыслитель Дж. Дж. Руссо, напротив, считал, что изначально человек был добрым,
но цивилизация сделала его злым и эгоистичным. Он считал, что для того, чтобы
«вызвать реальную конкуренцию между людьми в труде, нужно показать, что труд —
это не средство избежать голода, а способ добиться успеха, процветание »[13].

Современный
мир, существующий в декорациях активных трансформаций, выдвигает на первый план
требование конкурентоспособности личности. И это качество становится чуть ли не
определяющим в оценке акмеологической характеристики личности.

Конкурентоспособность,
с точки зрения личностной и психологической обусловленности, является объектом
внимания многих исследователей, которые пытаются раскрыть сущность и содержание
данного понятия.

Дж. Грейсон
так определяет характеристики конкурентоспособности: развитая потребность в
достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных
способностей и возможностей» [1].

Сластенин В.
А. выделяет структурные компоненты конкурентоспособности: акмеологическая
направленность, компетентность личности, конкурентоопределяющие личностные
качества» [9]. Акмеологическая направленность личности специалиста включает
профессиональные и социальные ценностные ориентации, целеполагание, мотивацию
профессиональной деятельности и социального взаимодействия, стремление к
успеху. Компетентность личности представляет собой систему социально- и
профессионально важных знаний, умений, опыта конструктивного поведения и
деятельности в процессе решения задач профессиональной деятельности и
социального взаимодействия. Конкурентоопределяющие личностные качества
объединяют характерологические качества и способности, необходимые для
эффективной профессиональной деятельности и социального взаимодействия.

Ряд ученых,
работающих в этой области, дополняют данные структурные компоненты
конкурентоспособности личности следующими критериями:


компетентности личности: когнитивно-интеллектуальными (систематизированные
контекстные знания, умения их интерпретировать и творчески применять при
решении социальных, профессиональных задач), мотивационно-волевыми
(сознательное и ответственное отношение к осуществляемой деятельности, к ее
результатам), деятельностно-поведенческими (практический опыт контекстного
социального взаимодействия профессиональной деятельности);


конкурентоопределяющих личностных качеств: когнитивными (понимание сущности,
значения и ситуаций востребованности качеств), мотивационно-ценностными
(убежденность в значимости качеств и готовность к их совершенствованию),
деятельностно-поведенческими (реальное проявление качеств адекватно ситуациям
социального взаимодействия и профессиональной деятельности);

• акмеологическую направленность личности: когнитивными (знание
содержания и значения социальных и профессиональных целей, ценностей и способов
достижения профессионального успеха), эмоционально-оценочными (ценностное
отношение и личностная значимость профессиональных целей и ценностей, мотивация
профессиональной деятельности, социального взаимодействия, стремление к
достижению профессионального успеха путем саморазвития и творческого
самосовершенствования), мотивационно-поведенческими (устойчивость и
перспективность внутренних положительных мотивов профессиональной деятельности;
руководство профессиональными ценностями как мотивами социального
взаимодействия; продуктивность и самостоятельность ценностноориентационной,
целепостановочной, рефлексивной деятельности) [12,c.90]. [A1]Кому
последним? А что дальше про конкуренцию последний считал совсем не понятно из
формулировки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы