Курсовая с практикой на тему Психология развития детей подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические особенности развития детей подросткового возраста 5
1.1. Определение хронологических границ подросткового периода 5
1.2. Характеристика кризиса подросткового периода развития 8
2. Характеристика современного подростка в изменяющихся условиях развития общества 18
2.1. Трансформационная среда как фактор психического развития подростка 18
2.2. Основные векторы психического развития подростков 22
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Введение:
Актуальность темы. Подростковый возраст является новым поворотным этапом в процессе развития молодого человека и может рассматриваться как «переходный возраст», «пубертатный период», «кризисный период», «переломный период», «период полового созревания» и другие. Для этого возрастного периода характерно возникновение таких специфических новообразований как чувство взрослости, желание самостоятельно принимать решения, потребность в самоутверждении и самореализации.
Природа подросткового возраста таит в себе некоторые трудности, сложности, противоречия. Подростковый возраст — это новая, особая ступенька на пути к нравственной зрелости. Когда человек приближается к границе, которая отделяет детство от отрочества, она должна видеть себя, как в зеркале, в созданных собственными руками ценностях, в которые вложена собственного сердца — любовь к людям, вдохновения трудом.
В настоящее время не существует четко очерченных границ старшего подросткового возраста. Так, подростками называют молодежь до 18 лет. В английском языке слово «adolescent» может переводиться как «подросток» так и «юноша». Понятие «teenager» (подросток) охватывает молодежь от 13 до 19 лет (от окончания teen).
Объект исследования — психологические особенности подростков разных возрастных групп.
Предмет исследования — психические состояния и особенности их взаимоотношений с психическими процессами и свойствами личности у подростков.
Цель данной работы заключается в изучении психологии развития детей подросткового возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить определение хронологических границ подросткового периода;
Рассмотреть кризис подросткового периода развития;
Охарактеризовать трансформационную среду как фактор психического развития подростка;
Проанализировать основные векторы психического развития подростков.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, психические состояния подростков, являющиеся важнейшим фактором деятельности и развития, становления психических функций и личности, мало изучены в возрастной психологии, что в теоретическом отношении проявляется в недостаточной полноте психологической характеристики этой возрастной группы, снижая эффективность обучения, воспитания, взаимодействия с детьми и развития в целом.
Главное содержание нашей работы включает: характеристику исследуемой проблемы в современной науке. Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
1) изучение данной проблемы не завершено, продолжаются споры психологов относительно некоторых положений, появляются новые данные, новые гипотезы;
2) в современных научных представлениях подтверждается существование подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность;
3) несмотря на значительные научные достижения, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании данного периода;
4) хотя основные психологические характеристики подросткового возраста постоянны, но некоторые его черты изменяются в зависимости от исторических, социальных, культурных, образовательных и других условий;.
Таким образом, подводя итог нашей работе мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни группы подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям.
Фрагмент текста работы:
Специфика взросления в период пубертатного созревания приводит альтернативность интерпретационных схем содержания и динамики подросткового периода. В современной психологии существует несколько подходов по определению границ подросткового возраста, рассматривается или как стадия перехода к взрослости (Т. В. Драгунова, И. С. Кон, И. Ю. Кулагина, Л.Ф.Фридман, Д.Б. Эльконин и др.), либо как самостоятельная относительно независимая фаза возрастного развития личности (Г. М. Прихожан, В. Б. Шапарь и др.).
И. С. Кон, в частности, отметил, что переход от детства к зрелости включает в целом возраст от 11 — 12 до 23 — 25 лет и делится на три этапа:
1) подростковый возраст, отрочество (от 11 — 12 до 14 — 15 лет), является переходным в биологическом аспекте (возраст полового созревания) и обозначает завершение детства;
2) ранняя юность (от 14 — 15 до 18 лет); 3) поздняя юность или начало взрослости (от 18 до 23 — 25 лет) [8].
Констатируя особое положение подросткового периода и ряда возрастных этапов развития человека, отмечаем, что это «самостоятельная фаза, относительно независимая от других и, соответственно, ценна сама по себе. Без полноценного проживания этого периода многочисленные качества личности, индивидуальные особенности проявляются неразвитыми или развитыми недостаточно…» [13].
В. Б. Шапарь разделяет подростковый возраст (от 11 до 20 лет) на два периода:
1) младший подростковый (пубертатный) — от 11 до 15 лет;
2) юношеский (ювениальний) — от 16 до 20 лет [4].
В плоскости анализа сложной системы качественных сдвигов в психическом развитии личности подростка Г. М. Прихожан считает целесообразным различать такие качественные стадии подросткового возраста:
1) младший подростковый возраст (10 — 11 лет), обозначает конец детства;
2) средний подростковый возраст (11 — 12 лет) — период повышенной активности, стремление к деятельности, значительного роста энергии личности;
3) старший подростковый возраст (13 — 14 лет), который принято озвучивать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо) [7].
Подростковый период является сложным этапом в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. По мнению Д. И. Фельдштейн социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития зависит от осмысления подростком себя и своей принадлежности к обществу, степени выраженности прав и обязанностей, уровня овладения миром современных вещей и отношений, насыщение далеких и близких связей, их дифференцированности. В процессе взросления в подростка меняется характер и особенности восприятия себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, меняются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям [6].
На основании анализа содержания психического развития ребенка с учетом значимости потребности в самоутверждении и самореализации Д. И. Фельдштейн различает три стадии развития:
1. Локально-капризная стадия (10 — 11 лет), на которой стремление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания взрослыми ее возможностей и значимости при решении отдельных задач (в локальных ситуациях), что сопровождается ситуативно-обусловленными эмоциями;
2. Право-значимая стадия (12 — 13 лет), которая характеризуется развертыванием потребности в общественном признании (а не только участием в социально одобряемой деятельности) и вызывает усвоение не только обязанностей, но и прав в семье, обществе;
3. Утверждая — действующая стадия (14 — 15 лет), на которой развивается готовность подростка функционировать во взрослом мире, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, реализовать потребность в самоопределении и самореализации. Возникает более высокий уровень осознания своей включенности в общество с позиции ответственного человека, который выполняет серьезную соц иального роль [6].