Курсовая с практикой на тему Психология организационная
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Аннотация…………………………………………………………………………2
Введение 3
Глава 1. Основные тенденции гендерных отношений 6
1.1 Гендерные отношения и параметры их изучения 6
1.2 Тенденции и перспективы развития гендерных особенностей личности в современном обществе 12
Глава 2. Гендерные проблемы семейных отношений 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее гендерно сензитивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; гендерно нечувствительными — политология, история, экономика. В последнее десятилетие мы является свидетелями и участниками изменения дискурсивной ситуации: происходит вхождение современной социальной теории в освобожденный российский дискурс. Российский (теоретический) дискурс в настоящее время является открытым; он находится в состоянии усвоения, освоения, восприятия, впитывания, «переваривания» множества социальных теорий самого разнообразного происхождения. Среди них — и классические подходы, и те, которые выросли как их критика. Такая дискурсивная всеядность компенсирует дискурсивный дефицит советского периода, когда многие традиции, создававшие почву для феминистской критической теории, были маргинализированы. Российская дискурсивная ситуация имеет выраженный когнитивный эффект. Он заключается в сосуществовании и наложении друг на друга теоретических моделей, концептов и категорий, выросших в других контекстах (хронотопах, по терминологии М. Бахтина). Дискурсивная открытость означает освоение и ревизию текстов, написанных на основе иного опыта в условиях пересекающихся дискурсивных потоков. Только начинающееся становление социологии гендерных отношений уже проблематизирует свои основания и претендует на междисциплинарность.
Движение российской социальной сферы в сторону интеграции принципов социального равенства, социальной справедливости и толерантности актуализирует проблематику институционализации гендерных отношений. Несмотря на то, что проблемы, связанные с равенством прав, находили отражение в политических программах, официальных документах советского и трансформационного периода, их практическое решение ограничивалось минимальными социальными действиями в отношении женщин, семьи, материнства и детства. Редуцированный подход к проблеме нивелировал идею равенства. Сложившаяся социальная модель и система социальной политики не предусматривает инкорпорирования гендерной стратегии в социальные решения. Это означает, что в инфраструктуре социальной сферы реально не проявляется различие интересов и возможностей женщин и мужчин. В связи с этим происходит дисбаланс в гендерных отношениях.
Объект исследования: гендерные отношения в семье.
Предмет исследования: гендерные особенности поведения в семье
Цель: выявить особенности гендерного поведения мужчин и женщин в семье.
Задачи:
• Проанализировать гендерные отношения и параметры их изучения;
• выявить тенденции и перспективы развития гендерных особенностей личности в современном обществе;
• проанализировать гендерные проблемы семейных отношений
Заключение:
Гендерные семейные конфликты всегда оставляют тяжелые негативные эмоциональные состояния, поэтому их надо предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи выделяют различные варианты поведения мужчин и женщин:
не втягиваться в конфликт, дать полностью высказаться стороне, провоцирующей конфликт;
исключить из общения любые претензии на превосходство, унижая другого не возвышать себя;
искать недостатки в себе, а не у своих близких;
усилие в разрушении конфликта направлять не на победу своего близкого человека, а на совместное
разрешение создавшейся ситуации;
надо слушать любые советы, но помнить, что жить вам вместе не с советчиками, а с тем, на кого вы жалуетесь. Ученые-социологи предполагают, что для развития и совершенствования семьи необходима активная семейная политика государства, основанная на понимании процессов и изменений в ней.
В современных условиях они выработали несколько основных принципов семейной политики. Первый принцип — суверенитет семьи, означающий, что при проведении политики необходимо минимизировать какое бы то ни было вмешательство в дела семьи. Второй принцип — суверенитет личности, делающей недопустимыми меры, ограничивающие свободу, волеизъявления одних членов семьи в пользу других, искусственно консервирующие стереотипы женского, мужского и детского поведения. Третий принцип — опора на собственные силы, провозглашающий несовместимость семейной политики с социальным, а тем более государственным патернализмом. Четвертый принцип — социальная защищенность семьи, предполагающий обеспечение всем семьям гарантированного стандартного для каждой типичной семейной ситуации минимального уровня доходов, жилищных условий, правовой защиты, свободного времени и других условий социальной поддержки. Пятый принцип — расширение свободы выбора, т.к. самые популярные меры семейной политики не должны подталкивать большинство семей к одному решению, а предлагать как можно больше альтернатив. Шестой принцип — дифференцированность политики, предполагающий неоднородность общества, состоящего из различных социальных групп с их экономическими, социальными, культурными и другими особенностями. Седьмой принцип — регионализация семейной политики, учитывающий разнообразие социально-демографических и конфессиональных моделей семьи. Общий смысл гендерной семейной политики заключается в том, чтобы содействовать пониманию и признанию обществом глубинных интересов меняющейся семьи как части своих собственных перемен, равных прав и возможностей мужчин и женщин, поиском нового равновесия и гармонии между личностью, семьей и обществом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные тенденции гендерных отношений
1.1 Гендерные отношения и параметры их изучения
В современной литературе, посвященной тендерным проблемам, нам не встретилось определение термина «гендерные отношения». Обычно это словосочетание встречается в социологической литературе, где гендерные отношения рассматриваются как одна из разновидностей социальных отношений, подобно классовым, расовым, межнациональным отношениям. В гендерно-ориентированной литературе о гендерных отношениях говорится, как об отношениях между конкретными личностями мужского и женского пола или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин.
Так как гендерные отношения довольно новая категория, включенная в научный дискурс, пока можно предложить лишь самое общее описание этого понятия. Гендерные отношения — это различные формы взаимо¬связи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, т. е. — это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внут-риличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения — это:
• социально организованные отношения на уровне общества, между государством и тендерными группами;
• отношения между различными тендерными группами;
• отношения между субъектами разного пола;
• отношение личности к самой себе как представителю определенного пола.
Гендерные отношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. Поэтому мы можем рассматривать гендерные отношения как одну из разновидностей социально-психологических от-ношений.
Чтобы перейти к рассмотрению содержательных характеристик ген-дерных отношений, их детерминант и параметров измерения, уточним сущность понятия «гендер». Прежде всего, надо отметить, что термин «гендер» нельзя отождествлять с понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди де¬лятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины»). Американский психолог Р. Столлер подчеркивает, что разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, а гендер психологическим, культурным феноменом. Он пишет: «…основной смысл слова «пол» — биологический. Согласно этому значению, слово «пол»… будет означать соответствующие биологические органы, которые определяют, является ли человек мужчиной или женщиной; отсюда слово «половой» будет иметь анатомические и физиологические коннотации. Такое словоупотребление явно, не охватывает огромные области поведения, чувств, мыслей и фантазий, которые относятся к полам, однако не имеют исключительно биологического смысла. Для некоторых из этих психологических явлений мы будем использовать термин «гендер». Термин «гендер» имеет скорее психологические и культурные, чем биологические, коннотации».
В социологическом словаре подчеркивается, что термин «гендер» должен применяться тогда, когда речь идет о социально созданном делении общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто относится к женщинам [COLLINS. Большой толковый социологический словарь. 1999. С. 109]. Другими словами, гендер предполагает рассмотрение характеристик мужчин и женщин как представителей социальных групп, т. е. в данном случае это взгляд на них с позиций социума.
Джоан Скотт, раскрывая содержание понятия «гендер», выделяет в нем две взаимосвязанные между собой части: «гендер — это конститутивный элемент социальных отношений, основанных на внешних различиях между полами, и гендер — это первичный способ определения отношений власти» [Scott. 1988. Р. 42].
Расшифровывая это определение, Т.В. Барчунова обращает особое внимание на то, «что гендерные отношения — не просто социальная условность или, как принято говорить, социальная конструкция; они построены, а точнее, «замешаны» на власти, т. е. на сегрегации и иерархии. Первый важный аспект данной социальной конструкции заключается в том, что социально сконструированным иерархии и сегрегации приписывается статус естественных, а протест против них воспринимается как агрессия и нарушение порядка вещей» [Барчунова Т.В. 2002. С. 181].
Данный аспект понятия «гендер» подчеркивается и Дж. Лорбер. Она рассматривает «гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения» [Лорбер Дж. 1994. С. 134]. По ее мнению, осознание тендерной принадлежности настолько распространено, что считается заложенным в генах, тогда как на самом деле «…гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в ходе челове¬ческого взаимодействия» [Лорбер Дж. 1994. С. 127-128].
Итак, основной смысл понятия «гендер» заключен в идее социального моделирования или конструирования пола посредством социальной прак-тики. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в этом обществе. Таким образом, гендер — это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность, закрепленная природой [Современный философский словарь. 1998. С. 177]. «Гендер становится «полезной многоуровневой категорией социального анализа», которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне» [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. 2000. С.17]. Мужчины и женщины как представители социальных групп функционируют в различных социальных пространствах, а эти социальные пространства охватывают все сферы социальной реальности. Гендерные отношения существуют в разных социальных сферах: на макроуровне, в системе межгруппового и межличностного взаимодействия.