Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психология общения со сверстниками в подростковом возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ.. 5

1.1. Психолого-педагогическая
характеристика подросткового возраста. 5

1.2. Выявление
особенностей межличностного общения подростков в научной литературе. 13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ   22

2.1. Организация исследования. 22

2 2. Анализ результатов изучения межличностного общения
современных подростков в образовательной организации. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ   41

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Подростковый возраст является объектом
многих современных исследований, т.к. постоянно меняющиеся поколения создают
новый социокультурный контекст. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте
по мнению отечественных психологов является общение. От того, насколько развиты
навыки общения зависит то, каким образом подросток будет в дальнейшем
продолжать учебу в высшем учебном заведении и начинать рабочую деятельность.
Подростковый возраст подразумевает наличие большой социальной сети, в которую
включается семья, школьный коллектив, учителя, дополнительное общение в секциях
и кружках, а также общение в сети интернет. При этом важно понимать, являются
ли подобные отношения для подростка продуктивными, реализуются ли его
внутренние потребности в процессе межличностного общения.

Тревожность как
личностная характеристика напрямую взаимосвязана с различными сферами жизни
человека, в том числе и с межличностным общением. А.М. Прихожан отмечала, что
тревожность является функцией межличностных отношений. Под этим она понимала
то, что тревожность является таким компонентом личности, который формируется
характером общения и взаимодействия в рамках семьи. Подростковый возраст
характеризуется перестройкой всех систем организма, а также является кризисным
периодом в развитии личности. В этот период подросток всегда связан с большим
количеством значимых людей, от которых он ждет помощи и поддержки. Такой
показатель как тревожность может затруднять особенности межличностного общения,
в связи с этим актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью
выделения особенностей межличностного общения подростков в образовательном
учреждении и их взаимосвязью с личностной тревожностью.

Объект
исследования – общение со сверстниками

Предмет
исследования – особенности межличностных отношений в
подростковом возрасте

Цель
исследования – изучить особенности межличностных
отношений подростков в образовательном учреждении.

Задачи
исследования:

1. На основе анализа
психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «общение» и
«межличностное общение».

2. Изучить особенности
межличностного общения подростков в научной литературе и образовательной
организации.

3. На основе изучения
особенностей межличностного общения подростков составить практические
рекомендации по созданию условий для улучшения ситуации межличностного общения
современных подростков в образовательной организации северного региона

Теоретические
основы исследования. В нашем исследовании мы опирались на
периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина, трехмерную теорию
интерперсонального поведения В. Шутца (теорию фундаментальной ориентации
межличностных отношений).

Практическая
значимость исследования. Проанализированы аспекты
межличностного общения современных подростков, а также даны практические
рекомендации по улучшению их межличностного общения в образовательной
организации северного региона

Структура. Работа
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, подводя
итоги теоретической работы, можно сделать следующие выводы.

Подростковый возраст
является переходным периодом в онтогенезе человека. Ребенок проходит через
большое количество физических и личностных изменений. Подобные изменения
накладывают свои особенности на то, каким образом протекает межличностное общение
современных подростков. Ввиду того, что общение в данный возрастной период
является ведущим видом деятельности, особенное внимание уделяется тому, каким
образом подросток взаимодействует с коллективом, учителям и родителями.

Подводя итог нашего
эмпирического исследования отметим, что выдвигаемая нами в начале исследования
гипотеза о наличии статистически значимых связей между уровнем тревожности и
качеством интерперсональных отношений в подростковом возрасте была частично
подтверждена эмпирическим путем.

 Вторая выдвинутая нами гипотеза о том, что
наиболее значимыми для эмоционального благополучия подростка являются отношения
с их сверстниками, была эмпирически опровергнута. Согласно полученным нами
данным наиболее значимыми являются отношения с родителями. При этом отметим,
что в ходе проведенного нами исследования мы не обнаружили статистически
значимых различий в качестве и характере интерперсональных отношений между
подростками с высоким и условно нормальным уровнями тревожности.

Исходя
из результатов исследования было выделено, что число респондентов со средним и
низким уровнем тревожности незначительно превышает количество респондентов с
высоким уровнем тревожности, но при этом разница в среднем показателе общей
тревожности отличается достаточно сильно. Несмотря на значимые отличия в
интенсивности давления различных видов тревожности, распределение по наиболее и
наименее вызывающим тревогу факторам не имеет значимых отличий. В связи с этим
мы можем наблюдать некоторую статистическую общность в доминирующих видах
тревожности, оказывающих влияние на эмоциональное благополучие современного
подростка. Наиболее выраженный уровень тревожности у обеих групп наблюдается в
сфере межличностных отношений. Это свидетельствует о том, что межличностное
взаимодействие оказывает определенное влияние на эмоциональное благополучие,
что соотносится с проблематикой нашей работы. Параллельно, при наличии
давлеющих интерперсональных факторов возникновения тревожности, отмечается
сильная выраженность самооценочной тревожности у обеих групп. Это с одной
стороны соотносится с трудностями становления личности переходного периода
жизни, но с другой отражает степень переживаний относительно своей ценности
относительно других людей. Данный фактор более положительного или негативного отношения
к собственному «Я», по нашему мнению, оказывает определенное влияние на
характер межличностных отношений с окружающими.

При
углублении в тематику восприятия межличностных отношений по аспекту ценности и
благополучия отношений с такими социальными группами как «учителя», «моё «Я»»,
«ученики» и «родители» не отмечается значимых отличий между результатами групп
различающихся по уровню общей тревожности. Это может говорить об определенной
тенденции в отношениях с окружающими у подростков. Самой выделяемой по уровню
ценности группой выявлены отношения с родителями, что соотносится с
результатами подобного исследования у Подольского и Идобаевой о том, что
общение с родителями играет одну из доминирующих ролей для психоэмоционального
благополучия подростка (2007). Стоит отметить, что в данном случае у
экспериментальной группы средний балл оценки ценности и значимости отношений с
родителями выше(44,2), чем у контрольной группы (43), в то время как оценки
отношений с другими социальными группами выше у контрольной группы. Далее по
значимости отмечается собственное «Я». При условии высоких показателей по
самооценочной тревожности у обеих групп данные результаты вызывают определенные
противоречия. Далее располагаются учителя и в последнюю очередь сверстники. При
соотношении с результатами Подольского и Идобаевой трудности во
взаимоотношениях со сверстниками выделялись у преимущественного процента
выборки подростков из разных городов, что может соотноситься с полученными нами
результатами, указывающими на восприятие среды сверстников в качестве
враждебной или как минимум неприятной, тревожной. Данные результаты указывают
на то, что наша гипотеза о приоритетности для подростков отношений со
сверстниками не подтверждается. Помимо того, что данная сфера отношений не приоритетна,
мы отмечаем абсолютно противоположную ситуацию – она определяется как наименее
значимая. Анализируя полученные результаты, мы можем предположить, что именно
группа «учеников» не вызывает у респондентов однозначной симпатии, другими
словами определенную тревогу и антипатию вызывает именно школьный коллектив,
которым, как мы говорили ранее, совершенно не ограничивается социальная сеть
современного подростка. Учитывая широкие возможности к общению и развитию за
пределами семьи и школьного окружения, подростки имеют возможность сильно
расширять свой круг общения, что бесспорно соотносится с появлением как
положительных, так и негативных факторов сферы межличностных отношений и
эмоционального благополучия в целом. Еще одним объяснением данных результатов
мы предполагаем то, что отсутствие однозначной ценности общения со сверстниками
не умаляет его важности. То есть, учитывая высокий уровень межличностной
тревожности и большого объема социального давления, данный вид общения
действительно может не вызывать однозначной симпатии в отличии от более
комфортных и безопасных отношений с родителями, но при этом он все еще
достаточно важен.

Анализируя
характер межличностных отношений с точки зрения удовлетворенности социальных
потребностей, касаемых аффекта, контроля и включенности согласно модели
отношений Шутца, были выявлены различия между двумя группами по параметру
включенности. Причем парадоксально, что у группы с меньшими показателями
тревожности значительно меньшее количество подростков имеют высокие показатели
высокой личностной включенности в межличностные отношения (Ie), чем группа с повышенной
тревожностью, а с внешним включением в отношения (Iw) происходит противоположная
ситуация, что дополняется различиями по параметру «требуемое поведение в области
контроля» (4,73 баллов в экспериментальной и 5,64 балла в контрольной группах).
Соответственно большинство потенциально более эмоционально благополучных
подростков ощущают определенный дискомфорт в общении и не имеют высокой
потребности включаться в активную социальную жизнь. Напротив, им более
комфортно находиться в позиции «зависимого» человека, на котором не лежит
ответственность и необходимость проявлять инициативу. В то же время подростки
со сравнительно более высоким уровнем тревожности имеют более выраженные
тенденции к лидерству. Помимо этого, большой процент неудовлетворенности
потребностей, связанных с аффектом, причем как личной неудовлетворенности, так
и экстернального характера, что в целом говорит о возникновении трудностей в
открытости и восприимчивости в общении и высокой избирательности к близким
контактам. Последнее вероятно связано с высокой социальной активностью
подростков в соцсетях. Имея широкую сеть «онлайн друзей» подросток может
испытывать трудности с построением подобных контактов в реальной жизни.
Социальные сети облегчают раскрытие секретов и сближение людей и ощущаются для
подростков более безопасными и комфортными для общения, в то время как в
реальной жизни огни могут не справляться с построением качественного
межличностного контакта.

По
результатам проведенного корреляционного анализа нами было выявлено, что между
показателями тревожности и характерными качествами межличностного общения
статистически значимая корреляционная связь практически отсутствует. Нами была
выявлена только одна статистически значимая корреляция из всего объема
изучаемых признаков.

Так,
мы обнаружили значимую прямую взаимосвязь между уровнем общей тревожности и
выраженностью поведения в области «включения» (le) (r = 0,334 при р = 0,028). Таким
образом, для подростков с высокой потребностью включения в социум отмечается
повышенный уровень тревожности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1. Психолого-педагогическая
характеристика подросткового возраста Подростковый возраст представляет собой период онтогенеза, являющийся
переходным между детством и взрослостью. С точки зрения психологии подростковый
возраст является очень необычным и интересным периодом [18, с.12]. Именно этот
возраст считается переломным, в течение рассматриваемого периода подросток
проходит существенный путь в своем развитии. Через внешние срывы, внутренние
конфликты с самим собой, а также конфликты с окружающими людьми, происходит
формирование его личности [13, с.156].

Ученые по-разному рассматривают в своих трудах возрастную категорию
подростково-юношеского возраста. Так, например, Е.И. Исаев, как и многие другие
отечественные и зарубежные психологи рассматривает данный возраст в единых
границах, не разделяя его. Наступает переход в этот возраст в 10-11 лет,
указывающий на полное окончание детства, вступление в переходный период.
Завершение его приходится на 17-18 лет. В 14-15 лет – кульминационный период
перехода от детства к взрослости, своего рода граница между критическим и
стабильным периодами развития (между подростковым и юношеским возрастом).

Д.Б. Элькониным было предложено разделение на два периода переход от
детства к зрелости:

1) 11-15 лет – младший подростковый возраст (кризис в 11-12 лет, и в 15
лет);

2) 15-18 лет – старший подростковый возраст.

Столяренко выделяет два периода в отрочестве:

1) подростковый, который
наступает в 11-12 лет и заканчивается в 14-15. В этот период происходит половое
созревание, у подростка формируется новое представление о себе;

2) юношеский, начинается с 16
лет, продолжается до 20-23 лет. Происходит переход к зрелости. С точки зрения
биологии юноша уже взрослый, но достижение социальной зрелости еще не
произошло. В период юности происходит принятие ответственных решений на всю
жизнь – выбор профессии, своего места в жизни, поиск смысла жизни, формируется
мировоззрение и самосознание, выбирается спутник жизни.

Подростковый возраст – это один из самых сложных периодов в онтогенезе
человека. Его характеризует коренная перестройка тех психологических структур,
которые сложились ранее, а также возникновение новых образований, закладка
основ сознательного поведения, становление общей направленности в аспекте
формирования нравственных предпочтений и социальных установок.

Для подросткового возраста характерными являются следующие особенности:

˗ половое созревание, а также неравномерное
физиологическое развитие, которые обуславливают эмоциональную неустойчивость
подростков, резкие колебания их настроения;

˗ смена социальной ситуации развития. В
рассматриваемом возрасте осуществляется переход от зависимого детства к
ответственной и самостоятельной взрослости;

˗ изменение ведущей деятельности (учебная
деятельность вытесняется интимно-личностным общением со сверстниками);

˗ открытие и утверждение собственного «Я», поиск
своего места в системе взаимоотношений между людьми;

˗ познание подростками самих себя путем
противопоставления миру взрослых людей, а также через принадлежность к миру
сверстников. Это способствует нахождению своих собственных норм и ценностей,
формированию своего собственного представления об окружающей действительности;

˗ возникновение «чувства взрослости» и стремление к
признанию этой взрослости. Наблюдается стремление к освобождению от
эмоциональной зависимости от родителей [8, с.380].

Подростковый возраст – период, в котором осуществляется переход от
детства к взрослости, протекающий, как правило, достаточно остро. Для
рассматриваемого возраста характерным моментом является переплетение достаточно
противоречивых тенденций развития.

С одной стороны, для этого достаточно сложного периода показательными
являются отрицательные проявления, дисгармоничность строения личности
подростка, протестующий характер поведения в отношении взрослых людей [35,
с.340]. С другой стороны, данный возраст отличает масса положительных факторов,
к которым исследователи относит увеличение самостоятельности ребенка,
многообразные отношения с окружающими людьми, а также расширение сферы
деятельности, развитие ответственности в отношении к себе и другим и др [25,
с.49].

Эмоциональную сферу подростков характеризуют следующие особенности:

˗ высокий уровень эмоциональной возбудимости.
Подростки характеризуются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств. Они,
как правило, до последнего отстаивают свои взгляды, способны «взорваться» в
результате малейшей несправедливости по отношению к себе или к своим друзьям;

˗ устойчивые эмоциональные переживания. По этой
причине подростки долго помнят обид;

˗ повышенный уровень готовности к страху, которая
находит выражение в тревожности. Высокая тревожность в рассматриваемом возрасте
связана с тем, что появляются интимно-личностные отношения с человеком, который
вызывает разные эмоции. В том числе это может быть связано со страхом
показаться смешным;

˗ возникновение характерных переживаний не только
из-за оценки подростков окружающими, но из-за самооценки;

˗ противоречивые чувства;

˗ очень высокий уровень развития чувства
принадлежности к группе. Подростки достаточно остро и болезненно воспринимают
отсутствие одобрения своих товарищей, у них наблюдается страх быть отверженным
группой;

˗ высокий уровень требований, которые предъявляются к
дружбе. Дружбу в подростковом возрасте отличает избирательность, интимность и
длительность, распространенной является также групповая дружба [19, с.210].

Поведение подростков часто бывает непредсказуемым, за очень короткий
период часто демонстрируются совершенно противоположные реакции:

˗ настойчивость и целеустремленность в сочетании с
импульсивностью;

˗ жажда деятельности, которая сменяется апатией,
отсутствием желания что-то делать;

˗ повышенная самоуверенность, безапелляционность
суждений, которые быстро сменяются неуверенностью в себе, ранимостью;

˗ развязность в поведении, сочетающаяся с
застенчивостью;

˗ романтические настроения, граничащие с
расчетливостью и цинизмом;

˗ потребность в общении, которая сменяется желанием
уединиться и т.д [35, с.144].

Важным моментом является также анализ ведущей деятельности подростков.
Ведущая деятельность представляет собой деятельность, определяющую
возникновение основных изменений в развитии психики ребенка на каждом
возрастном этапе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы