Курсовая с практикой на тему Психология образовательной среды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты модели психологически безопасной образовательной среды 4
1.1. Компоненты психологической безопасной и комфортной среды 4
1.2. Здоровый психологический климат в образовательной организации 19
2. Экспериментальное изучение проблемы исследования 26
2.1. Методика исследования психологической среды 26
2.2. Результаты исследования 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение:
Модель психологически безопасной образовательной среды играет существенную роль в плане мотивации обучающихся и в этой связи выступает одним из важных инструментов организации образовательного процесса. Комфортная психологическая среда способствует налаживанию межличностных отношений в коллективе и укреплению дисциплины. Как следствие, растет сплоченность, что также положительным образом сказывается на состоянии образовательной деятельности. Иными словами, психологически комфортная среда открывает широкие перспективы в укреплении коллективной сплоченности и как следствие помогает поддерживать высокие результаты. Негативные тенденции могут пагубно влиять на психологическое состояние. Именно по этой причине достаточно важно поддерживать стабильное состояние социально — психологического климата.
Объем исследования: психологический климат в образовательной организации
Предмет исследования: психологически комфортная и безопасная среда дополнительного образовательного учреждения
Цель исследования: изучить модель психологически безопасной образовательной среды дополнительного образовательного учреждения
Основные задачи исследования:
— рассмотреть теоретические аспекты модели психологически безопасной образовательной среды в дополнительном образовательном учреждении;
— охарактеризовать здоровый психологический климат в образовательной организации;
— провести экспериментальное исследование психологической среды дополнительного образовательного учреждения.
Заключение:
Модель психологически безопасной образовательной среды становится необходимым элементов эффективного функционирования образовательной организации, как в целом. Вопрос психологически комфортной среды является актуальной проблемой менеджмента, которая имеет важное теоретическое и практическое значение в области оптимизации управления персоналом компании для улучшения показателей производительности труда и экономической деятельности организации.
Анализ литературы, которая посвящена рассмотрению вопросов психологической, социологической и экономической тематики в сфере создания благоприятного социально — психологического климата дает нам понять, какие на сегодняшний момент существуют подходы в отношении обеспечения условий комфортной психологической образовательной среды. Современные тенденции в осуществлении исследования психологии человека в полной мере соответствует увеличивающийся интерес к изучению психологического пространства. Не случайно в программах эмпирических исследований многих авторов можно отметить увеличение интереса к ценностно-смысловым и духовно-нравственным компонентам личности, усиление роли различных субъективных качеств, таких как самостоятельность, активность, ответственность, рефлективность, а также увеличение значимости социального поведения.
Помимо этого, требуется выделять группы факторов и значимых объектов, нередко незаметных стороннему наблюдателю или уже пока не существующих в реальности или вовсе нереальных, но имеющих существенное значение в психологическом пространстве рассматриваемого субъекта и оказывающих существенное влияние на его жизнедеятельность.
Агрессия в сильной степени связана с уровнем тревожности, наличием негативных эмоций. Агрессия является следствием острого негативного переживания, которое вызвано затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности и отражающее достаточно противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие определенных решений.
Проблема агрессивности в образовательной среде является достаточно актуальной и решение данного вопроса заключается в применении психологической коррекции агрессивного поведения, проявляющегося в агрессии. Для выявления основы агрессии в образовательной среде следует провести диагностику причин агрессивного поведения и уже в дальнейшем провести необходимую коррекционную работу по устранению данных негативных факторов агрессивного поведения.
В последнее время в существенной степени растет численность агрессивности. Особое внимание требует деструктивная агрессия, так как в дальнейшем подобное положение может привести к достаточно серьезным нарушениям в развитии личности. В этом плане требуется своевременное выявление характера и причин агрессивности дошкольников в рамках образовательного и воспитательного процесса, а также разработка мероприятий, которые будут ориентированы на снижение и устранение проявлений агрессии.
Отметим, что причины проявлений агрессии могут носить социальный, психологический и индивидуально-типологический характер в зависимости от особенностей темперамента, поведения в различных ситуациях и прочего. В силу этого, коррекционная работа должна проводиться с учетом индивидуальных характеристик для устранения именно причин агрессивного поведения и выработку адекватной поведенческой модели старшего дошкольника.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты модели психологически безопасной образовательной среды
1.1. Компоненты психологической безопасной и комфортной среды
Изменения, происходящие в современном российском обществе, повышают важность условий, позволяющих в полной мере реализовать профессиональные навыки, социальные нужды и духовные потребности. В настоящее время одной из задач, стоящих перед высшим образованием, является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста.
Чтобы определить особенности построения процесса формирования компетентности в профессиональном взаимодействии в комфортном пространстве, было выяснено научное понимание сущности последнего. Понимание роли комфортного пространства претерпело определенную эволюцию. В современной науке это синтез таких понятий, как «окружающая среда», «внутренняя среда», «организационная культура», «социокультурная среда» и т. д и объединяет их элементы и функции .
Удобное пространство позволяет эффективно внедрять компетенцию в профессиональном взаимодействии, совершенствовать свои профессиональные навыки и способности, улучшать познавательную деятельность, чтобы приобретать новые знания, соответствующие современному взгляду, повышать эффективность взаимодействия как внутри организации, так и с обучающимися .
Равновесное пространство, в котором компетентность оптимально проявляется, соответствует состоянию оптимального комфорта личности в профессионально-социальном и образовательном пространстве. Это пространство, к которому мы стремимся. Если это противоречит окружающей среде или интересам или потребностям ее элементов (учителей, студентов), то равновесное пространство становится неравновесным, характеризующееся низкой стабильностью во времени. Каждое неравновесное пространство от фазы неустойчивости стремится к устойчивому состоянию, т. е. к равновесию. Во время повседневных или ситуационных влияний равновесное пространство реагирует в заданном состоянии и возвращается к пределам оптимальности. На значительном удалении от состояния равновесия взаимодействие между элементами пространства возрастает, и система переходит в неравновесное состояние. В неравновесной системе взаимодействие характеризуется наличием обратной связи .
Для модели психологически безопасной среды характерны следующие важные характеристики:
— творческий настрой преобладает в течение всего рабочего дня;
— чувство группового партнерства, сплоченность, единство;
— наличие высокого уровня профессиональной подготовленности учителей к любым ситуациям в образовательной деятельности;
— стабильные и позитивные отношения с руководством и преподавательским составом;
— наличие равномерного распределения объема работы для каждого сотрудника команды;
— своевременность и объективность в разрешении конфликтов в организации руководством;
— оперативное решение материальных и жилищных вопросов сотрудников руководства;
— наличие критики и самокритики, которая помогает адекватно оценивать результаты своей деятельности каждым из сотрудников;
— согласие сотрудников на замену коллеги в случае необходимости;
— использование неформального руководства для реализации определенных управленческих задач для повышения эффективности;
— справедливое распределение материального вознаграждения среди членов коллектива образовательной организации .