Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психология конфликта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
КОНФЛИКТА.. 5

1.1. Феноменология конфликта, виды, этапы и функции
конфликтов. 5

1.2. Стили поведения в конфликте. 11

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В УСЛОВИЯХ
РАБОЧЕГО КОЛЛЕКТИВА.. 18

2.1. Организация и проведение процедуры исследования. 18

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 19

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ. 34

  

Введение:

 

Кардинальные изменения,
происходящие в политической, социально-экономической, производственной и других
сферах жизни, влияют на характер взаимоотношений между людьми. В настоящее
время в условиях активной трансформации всех сфер жизни общества особый интерес
приобретает проблема изучения конфликтов, что обусловлено широким
распространением конфликтов в общественной жизни.

Конфликты в организации
являются неотъемлемой составляющей любого коллектива. Организационный конфликт
представляет собой процесс развития и разрешения противоречивых взаимоотношений
членов организации в контексте организационного функционирования. Множество
научных исследований посвящены изучению проблем эффективности организации и
управления персоналом, регуляции взаимоотношений между сотрудниками внутри
коллектива, причин возникновения конфликтных ситуаций на предприятии.

В современных
социально-экономических условиях модернизации экономики, повышения социальной
напряженности в обществе, в качестве объективной необходимости на первый план
выходит разработка средств и методов управления конфликтами, поиск надежных
средств, обеспечивающих их эффективное преодоление и предупреждение, а также
минимизацию их деструктивных дисфункциональных последствий, повышение уровня
конфликтологической компетентности участников конфликта.

Объект
исследования: конфликт как социально-психологический
феномен.

Предмет
исследования: психология конфликта.

Цель
исследования: изучить психологию конфликта (этапы
возникновения, способы поведения в конфликте).

Задачи исследования:

1. На основе
анализа научной литературы дать общую характеристику конфликту.

2. Описать ключевые характеристики конфликта.

3. Охарактеризовать стратегии поведения в
конфликтной ситуации и способы разрешения конфликта.

4. Провести эмпирическое исследование в
коллективе сотрудников для комплексного
изучение межличностных конфликтов, определения типа поведения в конфликте и
дать интерпретацию результатам исследования.

Методы
исследования: модульная методика диагностики
межличностных конфликтов (А.Я. Анцупов); тест К. Томаса «Выбор
стратегий в конфликтной ситуации».

Практическая
значимость исследования. Содержащиеся в работе
научно-методические материалы могут быть использованы в практике прикладной
социальной психологии. Результаты исследования могут служить основой для
решения задач в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике и
будут полезны практикующим психологам, педагогам-психологам, конфликтологам и
специалистам в области медиации.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конфликт —
это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений
и субъектов взаимодействия; «противоречие
и столкновение», «не способные существовать в неизменном виде действия, требующие
специальной организации» (Б.И.
Хасан); «открытое противоборство и скрытое противостояние» (В.С. Мухина, М.И. Лисина), «определенный уровень напряженности» (А.А. Реан), (Б.И. Хасан), «результат внутреннях и внешнх противоречий между обществом, микросредой и
личностью» (А.Я. Анцупов, А.И.
Шипилов), «ситуация соперничества» (К. Боулдинг), «предельная
ситуация столкновения социальных противоречий, выраженных противоборством и
обусловленных различием целей и потребностей сторон» (Е.М. Басова), «явное либо
скрытое состояние противоборства объективно противоположных интересов и целей» (Ю.Г. Запрудский) и т.д.

Существуют
две формы конфликта — конструктивная и неконструктивная. В качестве
дополнительных функций выделяют информационную, коммуникативную,
диагностическую, учебно-воспитательную, интегративную, инновационную, защитную
и развлекательную. Конструктивный конфликт возникает в ситуации, когда
оппоненты не выходят за рамки деловых отношений и аргументов. Ведущими
стратегиями поведения в условиях конфликтного взаимодействия становится
сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, соперничество.

В качестве показателей
для оценки выраженности конфликтов среди сотрудников были определены следующие:
групповые взаимоотношения; доминирующие стратегии поведения в конфликтной
ситуации.

Результаты исследования показали недостаточное эмоциональное благополучие сотрудников
в системе личных взаимоотношений, что  обусловлено количеством взаимных выборов;
наличие негативной тенденции уклонения отдельных сотрудников от
ответственности. Лица, имеющие неблагоприятный социометрический статус,
характеризуются остальными сотрудниками как люди, имеющие недостаточный уровень
знаний по занимаемой должности, с невысокой степенью ответственности и
качеством выполнения должностных обязанностей, но, в то же время как люди,
способные выбирать общественные интересы в ущерб личным.

Несмотря
на преобладание в коллективе благоприятного климата, отсутствия открытых
проявлений антипатии, в то же время выявлено, что в коллективе критика
выступает как явные либо скрытые выпады, нередко успехи коллег воспринимаются с
равнодушием, есть строгое статусное деление коллектива на «привилегированных»
и «пренебрегаемых». Наряду со стратегиями сотрудничества и компромисса, в
группе присутствуют стратегии соперничества и избегания в конфликтной ситуации.

В качестве наиболее
эффективных средств, рекомендуемых для профилактики и разрешения производственных
конфликтов, можно назвать следующие: тренинг в условиях смысловых помех,
личностного роста; различные формы групповой работы, драматизацию конфликта; беседы,
лекции; дискуссии; игровую терапию; сценарные и импровизированные,
коммуникативные и ролевые игры и упражнения; релаксационные методики:
психогимнастику, телесно-ориентированные игры; техники психодрамы; этюды на
отработку чувств; мозговой штурм, методы случайных ассоциаций, ключевых
вопросов; техники подчеркивания значимости; техники пристроек и подстроек; и
др.

Использование комплекса
методов и средств способствует эффективной коррекции конфликтных
внутригрупповых отношений среди сотрудников, формированию их
конфликтологической компетентности, повышению стрессоустойчивости, профилактики
и предупреждению деструктивных конфликтов внутри коллектива.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТА 1.1. Феноменология конфликта, виды, этапы и функции конфликтов До
настоящего времени отсутствует универсальное определение конфликта, можно
выделить наиболее основополагающие. В психологическом словаре конфликт
определяется как «столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и субъектов взаимодействия» [5].

Конфликтное
поведение в психологии — это действия и поступки человека в конфликтной
ситуации, фактически способы реагирования человека в конфликтной ситуации.

Б.И. Хасан в качестве конфликта рассматривает такую характеристику взаимодействия,
в которой не способные сосуществовать в неизменном виде действия
взаимообусловливают и взаимозаменяют друг друга, для чего необходима
специальная организация [27].

В.С. Мухиной [19] конфликты рассматриваются в качестве открытого
противоборства (споры, ссоры) и скрытого противостояния (действия исподтишка,
демонстрация показного равнодушия и т.д.).

А.Я. Анцуповым [1], А.И. Шиловым в качестве причин зарождения конфликтов
выделены субъективные (индивидуально-психологические особенности, приводящие к
выбору именно конфликтного способа разрешения противоречия) и объективные
(обстоятельства, приводящие к столкновению интересов).  А.Я. Анцуповым [1], И.Е. Ворожейкиным [4],
А.А. Реаном [20], А.И. Шипиловым [1] и др. конфликт рассматривается с различных
позиций.

Так, в соответствии с исследованиями психологической сущности конфликта,
проводимыми И.Е. Ворожейкиным, А.Я. Кибановым [4], ученые подчеркивают, что
конфликт является одним из типов трудных ситуаций, которые возникают в жизни.
А.А. Реан считает, что конфликт несет за собой определенный уровень
напряженности, и применительно к каждой отдельной личности конфликт будет
приобретать разные формы, что обусловлено нервно-психической устойчивостью
индивида [20].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы