Введение в профессию Курсовая с практикой Технические науки

Курсовая с практикой на тему Психология экстремальной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретический и практический аспекты психологии экстремальной деятельности 6
1.1. Экстремальная деятельность как предмет психологического анализа 6
1.2. Влияние экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния человека 13
2. Результаты исследования влияния экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния человека. 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Результаты исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

 

  

Введение:

 

Первые годы нового тысячелетия были отмечены крупномасштабными природными и техногенными катастрофами, демонстративными террористическими актами и военными конфликтами, происходящими в разных частях мира. Большинство участников таких событий считают их экстремальными, и деятельность в этих условиях направлена, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья.
Высококвалифицированные специалисты, работающие в экстремальных условиях, подвержены огромному количеству стрессовых факторов. Цена ошибки в таких случаях чрезвычайно высока. Необходимость быстрого принятия решений, от которых может зависеть жизнь людей, работа в нестандартных условиях с нерегулярным рабочим временем и недостатком информации — вот особенности работы экстремального специалиста.
В экстремальной деятельности состояние специалистов подчиняется общим законам адаптации к стрессовой ситуации. Восприимчивость специалиста к стрессовым факторам определяется индивидуальными психофизиологическими характеристиками, уровнем стрессоустойчивости и опытом работы. Для специалистов с опытом работы в экстремальных условиях это обстоятельство не травмирует, а для молодого специалиста это один из стрессовых факторов. Знание моделей психической реакции на стрессовую ситуацию повышает устойчивость организма к воздействию стресса.
Известно, что экстремальная активность может быть отправной точкой психологического содержания переживаний, индивидуальных стратегий адаптации к кризисной ситуации, несогласованности информации о роли различных вариантов реагирования [10].
Все это вызывает необходимость систематизации результатов научных исследований и обобщения практического опыта, связанного с психофизиологическими особенностями поведения человека в экстремальных условиях.
Несмотря на активный научный интерес современных исследователей к изучению личности в экстремальных условиях жизни и деятельности Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина, В.И Лебедев, Б.А. Смирнов, В.И. Долгова и др.), изучению влияния экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния, остаются малоизученными.
На основании анализа научных исследований можно сделать вывод о том, что экстремальная деятельность порождает эмоциональные нарушения, как следствие острого тяжелого стресса, а также на последующее тревожно-депрессивное реагирование личности. Сама экстремальная деятельность является психотравмирующим фактором, что вызывает формирование расстройств эмоциональной сферы, их влияние на состояние когнитивных функций.
Поэтому актуальность нашего исследования состоит в важности выявления специфики влияния экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния.
Объектом исследования стала экстремальная деятельность.
Предмет исследования — процесс влияния экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния.
Цель исследования — проанализировать влияние экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния.
Гипотеза исследования — экстремальная деятельность оказывает негативное влияние на психические и эмоциональные состояния человека.
Задачи исследования:
1. изучить теоретический и практический аспекты психологии экстремальной деятельности,
2. провести исследование влияния экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния человека.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
— теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме,
— психодиагностическое тестирование (личностный опросник Г. Айзенка (EPI); тест «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л.Ханина), iкала психологического стресса PSM-25 Лемура – Тесье – Филлиона. Данная методика позволяет определить показатель психической напряженности, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой);
— статистические методы: t-критерий Стьюдента, описательная статистика.
Новизна данной работы заключается в том, что в работе предпринята попытка выявить влияние экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния человека.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные теоретические, методологические и эмпирические выводы могут быть полезны для дальнейшего исследования влияния экстремальной деятельности.
Результаты исследования так же могут быть использованы в практической деятельности психотерапевтов, психологов.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам анализа научной литературы, было выявлено, что экстремальной является такая деятельность, которая выходит за пределы привычного для данного человека «коридора» психофизиологического напряжения.
Экстремальная деятельность в узком смысле выступает как деятельность в экстремальной (в том числе критической) ситуации и в широком смысле как динамическая система взаимодействия субъекта с внешним миром, протекание которой препятствует развертыванию его функциональной системы, в результате чего возникает угроза психологическому и физическому здоровью человека. Следовательно, это деятельность, которая выходит за пределы психофизического стресса, обычного для человека, индивидуального для каждого.
Экстремальная деятельность влияет на психическое и эмоциональное состояние человека. Влияние экстремальных видов деятельности, безусловно, влияет на психические состояния. Это влияние негативно сказывается на всех сферах человеческой деятельности.
Особые условия профессиональной экстремальной деятельности связаны с наличием случайных или постоянно экстремальных ситуаций, которые существуют объективно и не исключают возможности активного воздействия на них со стороны работника. Характеристика экстремальных факторов, психологических условий и личностных качеств работника, результаты его деятельности являются основными параметрами анализа деятельности в особых условиях. Исходя из психологической концепции условий деятельности, внешние условия влияют на поведение человека косвенно, через его психическую деятельность.
Во второй главе было проведено исследование с целью определить влияние экстремальной деятельности на психические и эмоциональные состояния человека.
Были сформированы две группы: 1 группа — люди в условиях экстремальной деятельности (сотрудники МЧС), 2 группа — люди в условиях не экстремальной деятельности (менеджеры среднего звена).
По результатам можно отметить, что у сотрудников МЧС, уровень психологического и организационного стресса по шкале PSM-25 Лемура — Тесье-Филлиона находится на высоком уровне, по сравнению с менеджерами среднего звена.
По методике «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина было выявлено, что все сотрудники МЧС имеют высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, по сравнению с менеджерами. Сотрудники МЧС отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы.
Сотрудников МЧС по исследованию совладающего поведения можно охарактеризовать следующим образом:
— при стрессовых ситуациях не ищут поиск решения трудной задачи,
— стресс принимают на очень высоком эмоциональном уровне,
— стараются избегать стрессовых ситуации,
— не отвлекаются на другие важные вопросы, не акцентируют свое эмоциональное состояние на стрессе,
— социальное отвлечение на высоком уровне, они не думают о работе постоянно.
При исследовании копинг-стратегий установлено, что сотрудники МЧС, среди вариантов эмоционального копинга -интенсивно используют неадаптивные формы, из которых чаще встречались «Подавление эмоций» и «Покорность», варианты поведения, характеризующиеся подавлением эмоций, сниженным фоном настроения, состоянием безнадежности и покорности. Относительно адаптивные формы эмоциональных копинг- стратегий не были выявлены у сотрудников МЧС.
Доминирующими являются неадаптивные копинг- стратегии, что снижает способность социальной адаптации личности, адекватного эмоционального реагирования и способность находить эффективные решения во фрустрирующих ситуациях.
Следовательно, экстремальная деятельность оказывает влияние на уровень стресса и тревоги, нейротизма, выбор форм совладающего поведения в стрессовой ситуации.
По результатам исследования были предложены практические рекомендации по оптимизации психических и эмоциональных состояний с помощью саморегуляции.

 

Фрагмент текста работы:

 

. Теоретический и практический аспекты психологии экстремальной деятельности

1.1. Экстремальная деятельность как предмет психологического анализа

Понятие экстремальной деятельности является видовым по отношению в категории «деятельность», которую в энциклопедическом варианте характеризуют как «специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животных деятельность человека предполагает противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противопоставляет себе объект деятельности как материал, который сопротивляется и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности» [20].
Благодаря исследованиям Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева в отечественной психологии первой половины ХХ века был сформирован отдельный (деятельностный) подход, направленный на изучение деятельности в контексте становления сознания личности.
Л.С. Выготский, изучая психическое развитие детей, особое внимание уделял понятию «деятельность», рассматривая его с позиций философии, культурологи и психологии. Так, формулируя закон развития высших психических функций, он утверждал, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка» [11, с. 387].
Основоположник личностного направления С.Л. Рубинштейн уже формулирует конкретное понятие «деятельность», включая в него следующую совокупность существенных признаков: «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [20, с. 256-257]. Кроме того, он отмечает, что понятие «деятельность» в большей степени употребляется в науке, как правило, в физиологическом смысле и связано не с самим субъектом, а с конкретным органом или системой органов (сердечная, дыхательная деятельность и т. д.). Следовательно, всякий психический процесс есть деятельность, а именно деятельность мозга [20, с. 255 262].
Основоположник собственно деятельностного направления А.Н. Леонтьев указывал, что деятельность должна пониматься «как деятельность субъекта, переходящая в объект в реальном процессе общественной практики человека, как его отношение к действительности, опосредствованное в его отображении в сознании (практически осуществляющееся в слове)» [11, с. 67]. При этом «…психологическое исследование имеет своим предметом деятельность как отношение к действительности, к объектам этой действительности, на которые деятельность направлена как на задачи, которые ее определяют и в которых она осуществляется» [Там же, с. 68].
В данном контексте В.И. Лебедев отмечал, что эти положения о сущности деятельности включены в следующее ее определение: «человеческая деятельность или, что является синонимом, сознательная деятельность – это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель… Структура любой деятельности может быть уложена в такую общую схему: цель – мотив – способ – результат» [10, с. 150, 151].
Анализ научной литературы показал отсутствие единой классификации видов деятельности. Итак, С.Л. Рубинштейн выделяет два основных вида деятельности: практическую (особенно трудовую) и теоретическую (особенно познавательную). Они первоначально формируют фактически объединенную человеческую деятельность, из которой на определенной стадии теоретическая деятельность выделяется в особой форме, но ее продукты в конечном счете снова включаются в практическую деятельность, поднимая последнюю до еще более высокого уровня. Это человеческая деятельность в собственном смысле слова [20].
Чтобы выделить виды деятельности, также необходимо выявить основы разделения.
Итак, с точки зрения ориентации можно выделить внутренние и внешние формы деятельности; на использование средств — прямых и косвенных; осознанием — бессознательное и сознательное; добровольными усилиями — недобровольными и произвольными, организацией — индивидуальной и коллективной, ситуацией развертывания — не экстремальной и экстремальной. На стыке видов и форм деятельности можно выделить ее конкретные виды.
Таким образом, экстремальная деятельность как форма человеческой деятельности выделяется на стыке трудовых и игровых видов деятельности в зависимости от ситуации, под которой мы подразумеваем совокупность условий когнитивного, эмоционально-аксиологического и поведенческого плана, которые либо обеспечивают, либо ограничивают изучаемый процесс.
Экстремальная деятельность, трактуется психологами в узком и широком значении.
В первом случае под данной деятельностью можно понимать деятельность в экстремальной (в том числе критической) ситуации, а в широком – это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, ситуация протекания которой препятствует развертыванию функциональной системы деятельности, в результате чего возникает угроза психологическому и физическому здоровью человека.
Иными словами, экстремальной считается деятельность, которая выводит за пределы привычного для человека психофизиологического напряжения. Следует отметить, что данные пределы у каждого человека индивидуальны [9].
Таким образом, экстремальной деятельность становится благодаря ситуации протекания, которая отклоняется от нормы (становится экстремальной), и вся деятельность переходит в соответствующее состояние и в крайних случаях может выступать неуправляемой активностью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы