Введение в профессию Курсовая с практикой Технические науки

Курсовая с практикой на тему Психологическое знание житейское и научное

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы психологического знания 5
1.1. Современные аспекты развития психологии как науки 5
1.2. Анализ понятия психологического знания и его типы 10
Глава 2. Характеристика житейских и научных психологических знаний 17
2.1. Различия житейских и научных психологических знаний 17
2.2 Области практического применения житейских и научных психологических знаний 19
Заключение 24
Список литературы 25

 

  

Введение:

 

Психология — это сравнительно молодая наука: временем ее основания считается 1879 год. Именно в этом году в Германии Вильгельм Вундт основал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Это событие и дало повод говорить о рождении психологической науки — ведь научную дисциплину можно считать родившейся только с того момента, когда к разряду ее методов входит эксперимент, позволяющий воплотить принцип объективности полученных знаний. Молодость науки не означает молодости ее проблематики: проблемы устройства своего внутреннего мира беспокоили человека с древнейших времен. Долгое время психологическое знание развивалось в рамках биологии, медицины и философии и носило характер несистематизированных наблюдений, практических наработок и спекулятивного, некритического соображения. Поэтому этот длительный период называется донаучным периодом развития психологии, он сформировал базис для рождения психологии как науки.
Само слово «психология» образовано из двух греческих слов: «psyche», то есть душа, и «logos», то есть наука, учение, и дословно означает «учение о душе». В наше время слово «душа» практически не используется в науке вследствие некоторой отягощенности этого понятия религиозными, эзотерическими и др. ненаучными содержанием. Вместо этого считается, что психология — это наука о психике.
Наиболее явным элементом психики являются психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Кроме психических явлений в состав психики входят психологические факты. Под психологическими фактами понимается широкий круг проявлений психики в виде следующих форм:
— акты поведения. В психологии под поведением понимается все то, что выполняет организм и что можно наблюдать и описать.
— неосознаваемые психические явления. Человеческая психика включает в себя огромный резервуар скрытых от сознания психических содержаний, например, предубеждений, стереотипов, неосознаваемых автоматизмов (например, механическая работа), вытесненных психотравмирующих воспоминаний, латентных, то есть скрытых знаний (которые содержатся в психике, но не имеют актуальной формы) и т.д.
— факты материальной культуры, следы творческой деятельности человека. Это наиболее объективные проявления психики, связанные с ее свойством реализовываться в свободной продуктивной деятельности человека.
Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика себя проявляет, и поэтому через них она может быть изучена.Психология — это сравнительно молодая наука: временем ее основания считается 1879 год. Именно в этом году в Германии Вильгельм Вундт основал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Это событие и дало повод говорить о рождении психологической науки — ведь научную дисциплину можно считать родившейся только с того момента, когда к разряду ее методов входит эксперимент, позволяющий воплотить принцип объективности полученных знаний. Молодость науки не означает молодости ее проблематики: проблемы устройства своего внутреннего мира беспокоили человека с древнейших времен. Долгое время психологическое знание развивалось в рамках биологии, медицины и философии и носило характер несистематизированных наблюдений, практических наработок и спекулятивного, некритического соображения. Поэтому этот длительный период называется донаучным периодом развития психологии, он сформировал базис для рождения психологии как науки.
Само слово «психология» образовано из двух греческих слов: «psyche», то есть душа, и «logos», то есть наука, учение, и дословно означает «учение о душе». В наше время слово «душа» практически не используется в науке вследствие некоторой отягощенности этого понятия религиозными, эзотерическими и др. ненаучными содержанием. Вместо этого считается, что психология — это наука о психике.
Наиболее явным элементом психики являются психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Кроме психических явлений в состав психики входят психологические факты. Под психологическими фактами понимается широкий круг проявлений психики в виде следующих форм:
— акты поведения. В психологии под поведением понимается все то, что выполняет организм и что можно наблюдать и описать.
— неосознаваемые психические явления. Человеческая психика включает в себя огромный резервуар скрытых от сознания психических содержаний, например, предубеждений, стереотипов, неосознаваемых автоматизмов (например, механическая работа), вытесненных психотравмирующих воспоминаний, латентных, то есть скрытых знаний (которые содержатся в психике, но не имеют актуальной формы) и т.д.
— факты материальной культуры, следы творческой деятельности человека. Это наиболее объективные проявления психики, связанные с ее свойством реализовываться в свободной продуктивной деятельности человека.
Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика себя проявляет, и поэтому через них она может быть изучена.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, синтезируя важнейшие сущностные характеристики категории «знание», отметим доминирующие из них: познание действительности и результат процесса познания действительности; отражаются в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей; представляет собой совокупность сведений из определенной отрасли и основой социально ориентационной и практически-преобразовательной деятельности человека. Подразделяются на: методологические, оценочные, предметные знания, знания способов действий, знания норм, знания ценностей.
На основании анализа смысловых значений понятия «знание» и предмета психологии конкретизируем сущность понятия «психологические знания» — это результат и процесс познания психики, человека как субъекта психической жизни, психических явлений в их единстве как отражение индивидуального мира «Я» человека. Результаты этого познания отражаются в сознании человека как совокупность сведений по психологии в виде представлений, понятий, суждений, принципов, законов, концепций, теорий, закономерностей психической жизни. На их основе осуществляются: активность человека по самопознанию, самосозиданию и самоопределению в его психическом развитии, сохранении и поддержании на должном уровне своего психического потенциала и психического здоровья; социально-ориентационная и практически-преобразовательная деятельность человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы психологического знания
1.1. Современные аспекты развития психологии как науки

Психология — это особая наука. Пожалуй, любой ученый может сказать подобные слова о своей науке. Поэтому столь важно определить черты этого особого статуса психологии. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, специфика психологии как науки среди других наук, это:
— во-первых, наука о наиболее сложном, что пока известно человечеству. И здесь важно подчеркнуть, что речь идет именно о предмете исследования — психике, а не о методе ее изучения. Учитывая это, становится понятно, что математика и физика могут казаться более сложными в овладении, но психология связана с изучением наиболее сложных, непонятных и труднодоступных научных тайн, каковыми есть человеческие мысли, мотивы поступков или структура памяти, например. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди других знаний, исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и странном»;
— во-вторых, психология находится на особом положении потому, что в ней будто сливаются объект и субъект познания. Поясним на примере. Человек, находясь в детском возрасте, не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами, она учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяет круг своего общения. И вот постепенно к ней приходит и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — собственного «Я». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, направляются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Человечество того периода, подобно ребенку, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусство, науки. И вот наступил момент, когда человек поставил себе вопрос: что это за силы, которые дают ей возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется ее внутреннее, душевное, жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания. Если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она направлена на самого себя. С помощью мышления человек начал исследовать само мышление.
Следовательно, задача психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, поскольку только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;
— в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несравненно значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать что-то — значит овладеть им, научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача поистине грандиозная. Психология уже сейчас накопила много фактов, свидетельствующих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет ее отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, которая не только познает, но и конструирует, создает человека.

В силу этих причин мы можем утверждать особый статус психологии среди других наук.
Психология относится к гуманитарным наукам, однако она тесно связана с естественными и социальными науками и дисциплинами. Так, изучение психологии предполагает знание биологии, в частности, особенностей строения и функционирования центральной и периферической нервной системы. Поскольку человек — существо не только биологическое, но и социальное, то знание психологии предполагает знакомство с основами социологии и истории. Психологические особенности формирования и развития личности дают возможность развития педагогики. Наиболее тесная и первоначальная в историческом плане связь психологии с философией, из недр которой психология выделилась только в ХIХ веке. Психологическая проблематика сознания и личности базируется на философском осмыслении этих понятий. Математика, а больше ее раздел — статистика, предоставляет психологии возможность применения ее методов для объективации и проверки получаемых в психологических исследованиях результатов. Ряд психологических отраслей существует на грани психологии с другими науками.

Так же, как и любая другая наука, психология сначала делится на теоретическую и прикладную.
Целью теоретической психологии есть стремление исследовать общие закономерности, механизмы и факты психики человека. Эти исследования необязательно имеют какое-то практическое значение: они предназначены накапливать знания вне зависимости от того, как их можно будет использовать. В теоретической психологии выделяют большое количество разделов. Вот некоторые из них:
— общая психология — систематизирует данные других психологических областей, формулирует основные методологические принципы и категории, составляют базис всех отраслей психологии;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы