Курсовая с практикой на тему психологическое сопровождение спортсменов с ПОДА по бочча в предсоревновательный период
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты психологического сопровождения спортсменов 6
1.1 Современные подходы к формированию психологической готовности спортсменов соревновательной деятельности в спорте инвалидов 6
1.2 Адаптивное физическое воспитание при нарушениях опорно-двигательного аппарата 16
Глава 2. Исследование психологического сопровождения спортсменов с ПОДА по бочча в предсоревновательный период 21
2.1 Рекомендации по планированию спортивных результатов 21
2.2 Педагогический эксперимент успешности занятий по бочче 35
Заключение 46
Список литературы 49
Введение:
Актуальность темы. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2019 года в России зарегистрировано 12,1 млн. граждан, имеющих инвалидность. Среди них около 1,4 млн. человек входят в I группу инвалидности, 5,5 млн. — во II группу, 4,5 млн. человек отнесены к III группе [19]. Такая тенденция зависит от множества факторов: состояния здоровья общества, социально-экономического развития, здравоохранения, и, в Российской Федерации эти факторы имеют негативную направленность, которая определяет уровень инвалидизации в обществе.
Как известно, успешная адаптация инвалидов в обществе – одна из важнейших задач социальной политики в России. Зарубежный и отечественный опты показал, что наиболее действенный метод, как физической, так и социальной адаптации, — это физическая культура и спорт. Однако, если в зарубежных странах физическая активность популярна среди инвалидов очень давно, то в России не рассматривали физическую активность и спорт как эффективный способ адаптации инвалидов. Зарубежные страны используют спорт с целью отдыха, общения, развлечения и для приобретения хорошей физической формы, а также еще в 50-60е гг. обратили внимание на потенциал инвалидов и их возможности в спорте.
Спортивное соревнование — это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей психической подготовки к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальной психической подготовки к выступлению в конкретных соревнованиях. В ходе общей психической подготовки к соревнованиям нормируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность и самоконтроль и саморегуляции в соревновательной обстановке. В ходе психической подготовки к конкретным соревнованиям нормируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к успеху, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для успеха.
Уровень изученности данной проблемы в психологии. Современный спорт как общественный феномен, предполагает систематическое проведение соревнований национального и международного уровней, в том числе — в спорте для людей с инвалидностью. Это актуализирует внимание ученых и практиков к изучению новых научных вопросов, связанных с различными аспектами коррекционной работы со спортсменами с нарушениями психофизического развития в системе их подготовки к соревнованиям самого высокого уровня (Г. Бойко, И. Волков, Г. Чемерное, P. Darst, J. Martin и др.). Проведение соответствующих научных исследований является актуальным для коррекционной педагогики и психологии, а также адаптивной физической культуры и спорта инвалидов. Такие исследования основывается на фундаментальных данных украинских и зарубежных ученых в этих отраслях (В. Бондарь, Г. Бойко, В. Синев, Л. Сущенко, В. Тарасун,М. Шеремет и др.).
Заключение:
В исследовании комплексно изучен вопрос психологического сопровождения спортсменов с ПОДА по бочча в предсоревновательный период. Установлено, что средства психологического сопровождения, используемые в системе подготовки, условно объединенные в три основные группы: педагогические, психологические и медико-биологические.
Центральное место отводится психологическим средствам, использование которых включает управление здоровьем и процессами восстановления спортсменов с использованием разумно организованных действий и адекватно выбранных и дозированных методов восстановительного воздействия.
Психологические средства восстановления здоровья также получили признание среди ученых и практиков. С их помощью можно быстро снизить нервно-психическое напряжение, устранить состояние психической депрессии, быстрее восстановить израсходованную нервную энергию, сформировать четкий набор для эффективной реализации тренировочных и соревновательных программ, снять нагрузку с функциональных систем, участвующих в работа до предела индивидуальная норма. Использование медико-биологических агентов помогает ускорить процессы адаптации организма к стрессу и быстрее выровнять усталость.
По результатам теоретического анализа и констатирующего этапа педагогического эксперимента была разработана методика комплексного восстановления работоспособности спортсменов с ПOДA по бочча в предсоревновательный период. Разработка методологии предполагала соблюдение следующих принципов: научность, гуманизация учебного процесса, корректирующая и развивающая направленность учебного процесса и меры по восстановлению работоспособности; Индивидуалистический и деятельностный подход, который предполагает изучение характеристик субъектов в процессе деятельности и определяет рассмотрение динамики производительности как ключевых признаков достижения оптимального уровня готовности к эффективной соревновательной деятельности.
Целью внедрения методики является создание условий для эффективной спортивной (соревновательной и тренировочной) деятельности спортсменов с ПОДА по бочча в предсоревновательный период, учитывающие структуру и содержание тренировочных программ и периода подготовки спортсменов, а также индивидуальные особенности динамики работоспособности спортсменов с ПОДА по бочча, связанные с наличием основного и сопутствующих заболеваний, течение которых может существенно повлиять на динамику восстановительных процессов.
В ходе изучения адаптивного вида спорта бочче как средство повышения двигательных возможностей и повышения психоэмоционального состояния спортсменов с ПОДА по бочча, было проанализировано 19 литературных источника с целью углубить теоретические и методические знания в данной области, определить интересующую область для организации исследования, выявить круг проблем и подобрать возможные варианты для ее решения. Анализ результатов исследования за период эксперимента показал, что в контрольной группе улучшения не существенны, а в экспериментальной группе после эксперимента выявлены улучшения исследуемых показателей, что свидетельствует об эффективности игровых видов адаптивной двигательной рекреации.
Нами были определены следующие методы исследования:
А) Анализ методической литературы. Данный метод подразумевает изучение литературы по выбранной теме и выделение наиболее важной, необходимой информации.
Б) Тестирование. Нами были выбраны следующие тесты для решения поставленных задач: тест на попадание в цель; тест на определение координации.
Экспериментальное внедрение методики осуществляется в формирующем эксперименте, который приходился на предсоревновательный трехнедельный мезоцикл подготовки спортсменов к ответственному старту сезона. В ходе проведенного исследования было выявлено, что изменения показателей развития координационных способностей спортсменов существенны и носят достоверный характер (Р<0,05) по всем тестам.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты психологического сопровождения спортсменов
1.1 Современные подходы к формированию психологической готовности спортсменов соревновательной деятельности в спорте инвалидов
Уже давно доказано, что успешное выступление на соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Действительно, чтобы полностью реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки и способности и, кроме того, открыть резервные возможности в качестве обязательного элемента соревнования, спортсмен должен психологически подготовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных условий определяют высокие требования к психике спортсмена. Все, что было разработано и накоплено в процессе тренировок и тренировок за месяцы или годы, может быть потеряно за считанные минуты, а иногда даже секунды до старта или во время спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям является важным и незаменимым элементом обучения и тренировок.
Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность — это особый вид человеческой деятельности, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.
Естественно, лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте является важным элементом надежности спортсмена. Но каждое соревнование является разрядкой накопленного нервно-психического потенциала и часто является причиной значительных физических и духовных травм. Кроме того, участие в соревнованиях всегда дает определенные результаты, подводя итоги определенного этапа повышения спортивного мастерства спортсмена.
Психологическая готовность спортсмена рассматривается учеными как определяющий фактор победы в спорте [1, с. 30; 4, с. 32]. Она обусловлена достаточно устойчивыми психологическими особенностями, присущими конкретному спортсмену. Наряду с функциональной и технико-тактической готовностью, к специфическому предстартовому комплексу, образует структуру готовности спортсмена высокой квалификации к выступлению в соревнованиях, ученые относят:
— эмоционально-волевую устойчивость;
— целеустремленность личности;
— настойчивость;
— способность к мобилизации;
— психологическую выносливость (в условиях нарастания усталости и утомления);
— самоконтроль;
— решительность;
— волю к победе;
— спортивную злость;
— самоконтроль и активную саморегуляцию.
Научными исследованиями доказано существование зависимости между способностью спортсменов к реализации прогнозируемого результата во время выступлений в ответственных соревнованиях и уровнем их психологической готовности.
Установлено, что нарушения сенсорного, моторного и интеллектуального развития определяют содержание и направленность всех составляющих подготовки спортсменов и сказываются на формировании их психологической готовности к эффективной спортивной деятельности [3, с. 23-25]. Основой для формирования психологической готовности спортсменов к участию в спортивной деятельности является интеллектуальное развитие, эмоциональная зрелость и социализация личности, которые, в совокупности с развитием способностей к максимальной реализации возможностей, обеспечивающих совершенствование механизмов экономизации затрат психоэнергетического потенциала личности. По состоянию психологической готовности условно различают три основные типы спортсменов: тревожный, средний и мобилизующий. Оптимальная реализация спортсменами тревожного типа функционального и технико-тактического потенциала во время участия в ответственных соревнованиях требует внедрения комплекса психологических мероприятий, включающих моделирование стрессовых ситуаций в тренировочном процессе и формирования навыков самоконтроля и саморегуляции.