Курсовая с практикой на тему Психологическое сопровождение подростков из неформальных групп
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 6
1.1 Понятие, характеристики, функции подростковых неформальных объединений 6
1.2 Опыт взаимодействия зарубежных и отечественных специалистов с неформальными объединениями подростков 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ СУБКУЛЬТУРЫ «ЭМО» 24
2.1 Организация, анализ результатов исследования психологических свойств подростков, относящихся к субкультуре «эмо» 24
2.2 Рекомендации по организации процесса сопровождения подростков, включенных в неформальную группу 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
В подростковом возрасте ребенок активно ищет свое место в жизни. Однако зачастую его притязания и ожидания становятся причиной конфликта подростка и социума. Это является причиной ухода подростка в разнообразные неформальные объединения, которые позволяют ему определенным образом социализироваться.
Подростковый возраст характеризуется довольно высокой частотой данного явления. Формирующее чувство взрослости, желание занять определенное место в обществе, потребность в получении определенного статуса в обществе не соотносится с отношением со стороны окружающих взрослых, которые считают подростков по-прежнему детьми и требуют от них послушания и подчинения. Поэтому подросток находит возможность социализации в разнообразных протестных формах поведения.
Педагогу необходимо помнить о том, что деятельность, которую он осуществляет, должна быть тщательно продумана, основана на успешном педагогическом опыте и оправданна, так как применение некоторых методов является достаточно жесткой стратегией и должно быть целесообразным.
Кроме того, подростковый возраст является весьма сложным в плане педагогической работы, так как этот период характеризуется наличием достаточно серьезных и острых кризисов, поэтому педагогическое воздействие должно быть тактичным и очень аккуратным, не унижающим достоинство подростка. В обратном случае можно добиться совершенно несоответствующих поставленным целям задач.
Противоречие данного явления заключается в том, что попытка противопоставить себя обществу уходом в неформальное объединение по сути является попыткой себя в этом обществе найти, получить определенный социальный статус.
Научная проблема заключается в том, что при отсутствии контроля и влияния взрослых в таких сообществах, их деятельность достаточно быстро обретает антисоциальный, а иногда и откровенно криминальный характер. Более того, неграмотные, некорректные действия педагогов способны лишь усугубить данную тенденцию. Поэтому весьма актуальной является проблема выработки эффективных стратегий, методов и технологий взаимодействия и воздействия социального педагога на подобные группы, а также достижение высокой квалификации педагогов в данном вопросе.
Изучением педагогического аспекта молодежных субкультур в зарубежной и отечественной науке занимались такие исследователи как К. Бене, Дж. Бэнкс, М. Гибсон, К. Грант, П. Бабочкин, И. Ильинский, С. Кукулин, А. Лисовец, В. Суртаев и др.
Объект исследования: неформальные группы подростков.
Предмет исследования: особенности социально-психологического сопровождения подростков, состоящих в неформальных группах.
Цель исследования: анализ технологий организации процесса сопровождения подростков из неформального объединения.
Задачи исследования: 1) Изучить особенности, функции и признаки неформальных объединений подростков;
2) Проанализировать опыт деятельности с неформальными объединениями подростков в отечественной и зарубежной практике.
Гипотеза: грамотно и психологически целесообразно организованный процесс психологического сопровождения с неформальными объединениями позволяет придать социально позитивную направленность социализации подростка – участника неформального объединения, а иногда и в целом деятельности неформального объединения.
Методы: 1) Теоретический анализ научной и периодической литературы по теме.
2) Практические: опросник Басса — Дарки — определение уровня агрессии; методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора — определение уровня тревожности; методика для изучения социализированности личности учащегося — обнаружение степени общественной адаптированности, инициативности, автономности, нравственности М.И. Рожкова.
Значимость данной работы заключается в том, что рассмотренные методы и технологии работы могут быть эффективно применены в деятельности социального педагога при работе с подростками, которые являются участниками неформальных объединений.
Заключение:
Таким образом, особенности развития личности подростка, активное становление его взрослости, поиск своего места в социуме, а также противодействие общества данным факторам является причиной формирования разнообразных неформальных подростковых объединений.
Подобные сообщества являются средством своеобразной социализации подростков, позволяя ему осуществлять определенную социально значимую деятельность, а также занимать определенную социальную позицию в обществе, тем самым удовлетворяя свое желание стать взрослым. Однако деятельность подобных сообществ может носить как просоциальную, так и асоциальную, а иногда и антисоциальную направленность, действуя разрушающим образом на формирование личности подростка.
В этом плане весьма значимой становится деятельность психолога или педагога в данном направлении.
Основные возможности деятельности специалиста заключаются в разрушении структуры подобных сообществ, либо переориентации их на положительную деятельность.
Существенную роль может сыграть организация грамотной психолого-педагогической поддержки подростков, включенных в неформальные группы. При этом обязательным является учет интересов и склонностей подростка, безусловное принятие его. В рамках сопровождение подростку предоставляется достаточно высокий уровень самостоятельности, специалист и подростков совместно определяют цели деятельности и способы их достижения.
В рамках данного процесса ребенок осваивает способы конструктивного преодоления трудностей и сложных жизненных ситуаций, научается взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, а также овладевает эффективными способами самовыражения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1 Понятие, характеристики, функции подростковых неформальных объединений
Субкультура (от лат. Sub – под, около и cultura – возделывание, воспитание, образование) – система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры [1].
Проблема развития личности подростков – членов неформальных подростковых объединений – предмет научных интересов целого ряда отечественных и зарубежных авторов. В отечественной психологии установлено, что ведущей для подросткового возраста деятельностью выступает усвоение норм взаимоотношений, которое получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности, группе сверстников и в неформальных подростковых объединениях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин). Подросток включается в различные виды общественно – полезной деятельности, что расширяет его возможности усвоения социальных ценностей, формирует основные качества личности, повышает самооценку. Общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет возрастающие потребности подростка – потребность в самоактуализации и потребность в самоутверждении (Д.И.Фельдштейн). Проблема возникновения подростковых объединений в зарубежной психологии всегда была остро дискутируемой и многоаспектной (В. Лурье, Ж. Пиаже, А. Файн и др.). Причину их возникновения авторы связывают с подростковым чувством одиночества, стремлением во что бы то не стало стать нужным своим сверстникам. И если подросток становится членом некоего подросткового объединения, то он вполне удовлетворен этим и чувствует себя абсолютно счастливым. Парсон видит в них протест молодежи и их противостояние миру взрослых, стремление занять места отцов в социальной структуре, которые пока еще остаются заняты. Но все заканчивается «втиранием» нового поколения в туже структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе направление объясняет появление неформальных подростковых объединений сдвигами в самом обществе (М. Мид).
Закрытые от взрослых, психологически изолированные от их вмешательства объединения подростки создают потому, что для них особую значимость приобретают проблемы, которые ни с кем, кроме своих сверстников, они не могут доверительно обсудить [8]. В этом возрасте появляется и множество специфических интересов, удовлетворить которые подростки в основном способны только в непосредственном взаимодействии друг с другом. В силу своих возрастных особенностей подростки уже не могут довольствоваться только семейной и школьной жизнью, не просто вырастая из их представлений и норм, а зачастую вступая с ними в конфликт. Главные изменения подросткового возраста охватывают сферу общения: ярко проявляется отчуждение от взрослых и возникает интимно-личностная сфера общения со сверстниками, способствующая установлению более тесных подростковых отношений и возникновению подростковых объединений. И они создают свои «взрослые» сообщества и объединения, имеющие совершенно иную, чем детская, структуру.
Любая субкультура соответствует некоторым обязательным характеристикам, отсутствие какой-либо из них ставит под сомнение принадлежность определенного социокультурного образования к субкультуре. Это такие характеристики как:
– особый стиль жизни и поведения;
– характерные для этой оригинальные установки, правила, ценности, мировосприятия;
– наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи
Неформальное объединение подростков — общность, которую составляют подростки и представители молодёжного возраста, обладающая следующими параметрами:
— стихийное формирование на основе непосредственной коммуникации в конкретных условиях, конкретной ситуации;
— самоорганизация и автономия от официальных структур;
— обязательные для членов данного объединения алгоритмы поведения, ориентированные на реализацию неудовлетворяемых в традиционных типах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищённость, престижная самооценка);
— относительная стабильность и иерархия;
— четко выделяющаяся специфика мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;
— атрибутика, указывающая на отношение подростка к определенной неформальной группе.
Неформальные объединения осуществляют определенные функции. Центральной функцией можно обозначить возможность самореализации, то есть субъективного воплощения. Также следует выделить инструментальную функцию, когда группа играет роль инструмента для получения осознанных либо неосознанных результатов, и компенсаторную функцию, возникающую в ответ на недостаток личной независимости и свободы в официальных структурах, хотя автономия в неформальных группах только кажущаяся.
Эвристическая функция является проявлением художественно-творческих и нравственных тенденций подростков и осуществляется в социокультурной деятельности.
Факторами формирования неформальных объединений подростков становятся: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласия, расхождения во взглядах с родителями и преподавателями.
Существуют классификации неформальных групп по различным основаниям. По величине и массовости выделяют [19]:
— группы первого порядка — малые неформальные группы;
— группы второго порядка — большие социальные группы: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные группы, организованные группы, т. е. политические партии;
— группы третьего порядка — массы и массовые движения.
По общественно-правовому параметру дифференцируют:
— просоциальные, или социально-активные, с положительным вектором деятельности, например, группы охраны памятников, окружающей среды;
— асоциальные, или общественно-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;
— антисоциальные — хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По ориентации интересов