Курсовая с практикой на тему Психологическое консультирование сотрудников МВД по проблеме стрессоустойчивости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости 6
1.1. Понятие стресса: история изучения и современные представления 6
1.2. Стрессоустойчивость как психологический феномен 8
1.3. Психологические особенности стрессоустойчивости у сотрудников МВД 11
Глава 2. Проведение консультационного сценария 17
2.1. Консультационный сценарий 1 17
2.2. Консультационный сценарий 2 26
2.3. Консультационный сценарий 3 38
Заключение 49
Список литературы 50
Введение:
Проблема стресса и стрессоустойчивости человека представляет большой практический интерес и является предметом пристального внимания различных специалистов: врачей, физиологов, психологов, социологов и многих других.
Однако эта проблема недостаточно изучена, о чем свидетельствует нехватка исследований, специально посвященных изучению стрессоустойчивости. Можно назвать произведения таких авторов, как В. Л. Марищук, А. А. Реан, А. А. Баранов. Л. М., Попова Л. А., Васильева О. С., Филатов Ф. Р., Ильин Е. П., Китаев–Смык А. А.
Стрессоустойчивость – важный аспект в деятельности сотрудников органов внутренних дел (МВД). Наилучших результатов на работе добиваются те сотрудники, которые обладают наибольшей психологической готовностью к экстремальным ситуациям, демонстрируют высокий уровень стрессоустойчивости
На стрессоустойчивость сотрудников полиции влияют многие факторы, которые делятся на 2 основные группы:
1) макроэкологические факторы (деятельность вышестоящих органов власти и других руководящих органов; связь с территориальными органами государственной власти, государственными органами и т. д.);
2) факторы микросреды (совокупность организационных, технических и технологических элементов, составляющих содержание МВД; специфика формальных и неформальных отношений в коллективе; стиль руководства; уровень психологической совместимости сотрудников коллектива; работа и условия жизни и др.).
Стрессоустойчивость предполагает способность сотрудников полиции к саморегуляции и быстрому восстановлению психологического равновесия. Можно сказать, что он выражает запас прочности человека – диапазон, в котором тело может поддерживать свою целостность, работоспособность и жизнеспособность.
Специфика рабочей среды сотрудников полиции, множественность деструктивных факторов, влияющих на деятельность, экстремальные условия, в которых приходится решать сложные и ответственные задачи. определите необходимость высокого уровня стрессоустойчивости как в командах, так и в каждом сотруднике полиции. Быстрое и полное преодоление ограничений обеспечивает высокую эффективность работы сотрудников полиции.
Таким образом, актуальность исследований стрессоустойчивости сотрудников полиции и методов ее обучения обусловлена, в первую очередь, требованиями состояния физического и психического здоровья сотрудников, деятельность которых характеризуется высоким уровнем стресса, психических и физических нагрузок.
В связи с важностью темы в статье ставится проблема определения стрессоустойчивости сотрудников полиции и выявления факторов, определяющих способность противостоять стрессу и преодолевать стрессовые состояния.
Объект исследования – стрессоустойчивости у сотрудников полиции.
Предмет исследования – особенности проявления стрессоустойчивости у сотрудников полиции.
Цель нашего исследования – изучить стрессоустойчивость сотрудников полиции.
Задачи:
– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена стресса и стрессоустойчивости;
– изучить понятие «прочность на растяжение», его наиболее важные характеристики и структурные компоненты;
– выявление психологических факторов стрессоустойчивости сотрудников полиции;
– проведение индивидуальной психологической консультации.
Решение задач осуществляется с помощью следующих методов:
1. Изучение и теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой проблеме.
2. Психодиагностический метод.
Методологическая основа исследования представлена теоретическими положениями о понятиях и структуре стресса и стрессоустойчивости Г. Селье, Р. Лазаруса, Л. А. Китаева–Смыка, В. Л. Марищука, А. А. Реана и других.
Практическая ценность данного исследования заключается в том, что изучение психологических особенностей стрессоустойчивости сотрудников полиции может быть использовано для психологической подготовки сотрудников к воздействию различных стрессовых ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
В данной работе рассмотрены теоретические подходы к изучению проблемы стресса и стрессоустойчивости в целом, а также деятельности сотрудников органов внутренних дел в работах отечественных и зарубежных ученых. Мы изучили психологические особенности деятельности органов внутренних дел, познакомились с условиями, способствующими возникновению стрессовых состояний в деятельности органов внутренних дел, и на основании этого выявили факторы, способствующие формированию высокого уровня стрессоустойчивости у сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с целью и задачами проведено исследование психологических особенностей стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел с различным опытом работы, даны рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
1.1. Понятие стресса: история изучения и современные представления
Термин «стресс» (от английского «стресс» – давление, напряжение) [39] первоначально был заимствован из технологии, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряжение, то есть временное изменение или постоянная структура объекта. В физиологии, психологии и медицине этот термин используется для обозначения широкого спектра состояний человека, которые возникают в ответ на различные экстремальные воздействия.
В 1936 г. Г. Селье ввел понятие стресса в физиологию для обозначения неспецифической реакции организма («общий адаптационный синдром») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. [16]. Позже он начал использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Разные исследователи по–разному понимали стресс. Однако в современной научной психологической литературе термин «стресс» используется в основном в трех значениях.
Во–первых, понятие стресса можно определить, как любой внешний стимул или событие, вызывающее у человека напряжение или возбуждение, направленное на адаптацию к этому эффекту. В рамках этого понимания «стресс «сводится к понятию «стрессор».
Во–вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом смысле отражает внутреннее психическое состояние, эмоции, защитные реакции и процессы управления стрессом (стратегии преодоления), происходящие в самом человеке. В данном случае феномен стресса относится исключительно к самой реакции организма, направленной на адаптацию к определенному раздражителю. Это соответствует пониманию «реакции на стресс».
Наконец, в–третьих, стресс может быть физической реакцией организма на потребность или вредное воздействие. Стресс понимается как взаимодействие стимула и реакции, то есть фактора стресса и реакции на стресс.
Мы определим стресс как комбинацию стрессора и реакции на стресс; без этих двух компонентов стресса не существует. Стрессор обладает только способностью возбуждать стрессовую реактивность. Наличие стрессора еще не определяет развитие стрессовой реакции. Чтобы продемонстрировать это более наглядно, давайте рассмотрим следующий пример. Представьте, что двух человек увольняют с работы. С одной стороны, это будет самый тяжелый удар: «как я буду содержать свою семью? Как оплатить квартиру? и т.д. Другой воспримет увольнение более разумно: «да, нехорошо, что меня уволили. Но, честно говоря, мне не очень нравилась такая работа. Теперь я могу найти работу, которая мне нравится. Как показывает пример, стрессор (увольнение) может вызвать физиологическое возбуждение, но только состояние души первого Человека приведет к такому результату. Первый человек, столкнувшийся со стрессором, воспринял его негативно, и его физиологическое состояние изменилось. По определению, этот человек живет в состоянии стресса. Второй человек столкнулся с тем же стрессором таким же образом, но воспринял его таким образом, что не было физиологического возбуждения, и этот человек не испытывал стресса.
В своей теории Г. Селье указал, что стрессором может выступать не только негативное и неприятное жизненное событие, но и позитивное и радостное событие, требующее адаптации к произошедшим изменениям (например, смерть любимого человека–это сильный стресс, но это не так). не меньшим стрессом является рождение ребенка, вступление в брак) [16].
Активация стресса может иметь положительную мотивирующую силу, вызывающую положительные эмоциональные реакции; эти состояния называются эустрессом [7]. Все стрессовые эмоциональные состояния, связанные с неприятными негативными переживаниями и имеющие как ослабляющую, так и разрушительную силу, называются дистрессом [7].
Таким образом, стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, вызывающую положительные эмоциональные реакции, эти состояния обозначают как эустресс. Все эмоционально–стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс.
1.2. Стрессоустойчивость как психологический феномен
В современной науке для описания способности человека поддерживать адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют разные термины:
– «психическая устойчивость» (М. Ф. Секач),
– «психологическая устойчивость «(В. В. Аршинова, С. А. Шувалова),
– «стрессоустойчивость» (О. А. Ахвердова, И. В. боев),
– «нервно – психическая устойчивость «(П. П. Дорогов),
– «профессионально–психологическая устойчивость» (Е. В. Василенко).
Все вышеперечисленные термины довольно специфичны, но они основаны на общих положениях, которые подразумевает стрессоустойчивость:
1) способность поддерживать оптимальную производительность и работоспособность в стрессовых ситуациях;
2) способность индивида поддерживать оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.
Однако стабильность в целом нельзя рассматривать только как способность поддерживать определенные состояния, она охватывает всю последовательность состояний во времени. Характерной чертой стрессоустойчивости является ее активный характер. Это означает, что стрессоустойчивость можно рассматривать как процесс и, следовательно, , она является неотъемлемой частью психического развития личности, играет важную роль в процессе адаптации [16].
Стрессоустойчивость в широком смысле следует рассматривать как функцию двух переменных: окружающей среды и внутренней структуры системы [18]. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что все существующие виды устойчивости являются неотъемлемой частью такого целостного явления, как психическая устойчивость личности.
С психологической точки зрения стрессоустойчивость отражает функциональные особенности значимых психических процессов, качества и черты личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных ситуаций.
Теоретический анализ научной психологической литературы показал, что единого подхода к формулированию определения стрессоустойчивости не существует, каждый автор объясняет этот термин по–своему.
Р.С. Лазарус утверждает, что «стрессоустойчивость–это сложная индивидуальная психологическая характеристика, которая заключается во взаимосвязи различных свойств индивидуальности, что приводит к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизни» [8].