Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психологическое консультирование

Курсовая с практикой на тему Психологическое консультирование по проблемам одиночества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты одиночества как социальной и психологической проблемы 4
1.1. Одиночество как социальный феномен 4
1.2. Особенности проявления одиночества у детей старшего школьного возраста 10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности проявления одиночества у старшеклассников 20
2.1. Методы и организация эмпирического исследования феномена одиночества у школьников старших классов 20
2.2. Психологическое консультирование по проблеме одиночества с учащимися старшего школьного возраста 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Для современного мира характерно, что индивид все чаще и чаще переживает чувство одиночества, которое притом оценивается им и воспринимается индивидуально. Однако наука не имеет общепринятого понимания данного феномена, поскольку переживание одиночества достаточно уникально. Однако в психологической науке можно выделить определенные элементы, которые свойственны для общего проявления одиночества.
Для изучения феномена одиночества интересным является период старшего школьного возраста, поскольку он связан с изменениями в физическом и психологическом плане у индивида, характеризующиеся переживанием возрастного кризиса.
Анализ научных трудов и исследований, представлены такими исследованиями как: изучение одиночества как социально-психологического феномена в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Ж.В. Пузановой, Г.И. Тихонова, изучение предпосылок возникновения одиночества в исследованиях С.А. Ветрова, Н.Е. Покровского, изучении психологических особенностей одиночества в подростковом и юношеском возрасте в трудах И.С. Кона, В.И. Лебедева и других.
Цель данного исследования – изучение особенностей переживания одиночества как социальной и психологической проблемы у старшеклассников и выбор путей психологического консультирования.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение литературы, посвященной феномену одиночества с психологической и социологической точки зрения.
2. Рассмотрение основных особенностей переживания одиночества у детей старшего школьного возраста. По периодизации, принятой в современной возрастной психологии, старшеклассники с 15 до 18 лет соответствуют раннему юношескому возрасту.
3. Эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества у учащихся старших классов.
4. Анализ субъективного ощущения одиночества у старшеклассников.
5. Изучение аспектов психологического консультирования для юношей и девушек, переживающих одиночество.
Объектом исследования выступает чувство одиночества у детей старшего школьного возраста.
Предметом исследования являются методы психологической работы со старшеклассниками, переживающими одиночество.
Методы исследования – теоретический, эмпирический, методы обработки данных, статистический.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проблема одиночества представляет собой важное направление в исследованиях психологов, философов и социологов. Одиночество принято понимать как состояние индивида, который осознает факт своей отстраненности и отчужденности от окружающих. Вместе с тем, отчужденность человека от других людей может быть также следствием реального отсутствия круга общения или значимых связей для него, восприятие социальных контактов как неудовлетворительные и т.п.
Осознание индивидом своего одиночества зачастую приходит в подростковом возрасте, что обуславливается развитием рефлексии и переходом на новый уровень самосознания. При этом, было определено, что одиночество связано с ростом потребности подростка в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки, которые присущи данному возрастному периоду.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления одиночества у подростков и определении методов психологического консультирования по преодолению данного феномена. В связи с этим было проведено экспериментальное исследование среди обучающихся старших классов.
На основе данного исследования мы пришли к нескольким выводам:
1. Каждый третий старшеклассник испытывает состояние одиночества различной степени и интенсивности, при этом 5% опрошенных учащихся 10-го и 11-го классов переживают одиночество в достаточно сильной степени.
2. Основной причиной возникновения одиночества юноши и девушки определяют социальное отторжение, далее следуют причины, которые объясняются чертами характера, например, эгоизм и самовлюбленность.
3. Примерно половина опрошенных старшеклассников не любят находиться в одиночестве, но, тем не менее, не считают такое время не нормальным, так как в одиночестве они видят как позитивные, так и негативные черты.
4. Портрет одинокого человека для старшеклассника выглядит следующим образом – замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящих большие компании, грустный и печальный, обиженный либо несчастный.
5. Коммуникативные качества юношей и девушек, показавших высокий уровень одиночества, значительно снижены.
6. Прослеживается зависимость между юношеским одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, при этом одиночество среди юношей менее выражено, чем среди девушек.
7. Большинство испытуемых восприимчивы, эмоциональны и активны к состоянию одиночества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты одиночества как социальной и психологической проблемы
1.1. Одиночество как социальный феномен
Исследователи одиночества как социального феномена говорят о том, что сложная и противоречивая природа одиночества не дает возможности давать точное его определение. Поэтому, прежде чем переходить к выявлению сущности данного феномена, постараемся раскрыть сущность понятия «одиночества».
Так, по мнению одного из отечественных исследователей, а именно Г.М. Тихонова, противоречивость определения одиночества вытекает из самой сущности человеческого бытия. Так как человек является индивидуальной личностью, которая имеет потребность в автономии и индивидуализации, но при этом остается общественным существом, которое испытывает потребность в единении с другими людьми [24].
Г.Р. Шагивалеева говорит о том, что одиночество выступает как сложный феномен, так как имеет в себе множество форм, каждая из которых может переживаться человеком по-разному [25].
Американский ученый Р. Вейс предлагает рассматривать одиночество как состояние, которое вызвано отсутствием тесной интимной привязанности [3]. Исследователь является основоположником интеракционистского подхода в исследовании феномена одиночества и предлагает разделять понятия «эмоциональное одиночество» и «социальное одиночество». В своих трудах автор трактует эмоциональное одиночество как состояние, которое подразумевает собой отсутствие связи между людьми, тогда как существование такой связи говорит о том, что человек не одинок. Социальное одиночество определяется как отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей. Автор относит в эту категорию так же чувство изгнания, неприятия, которые и выступают основными формами выражения одиночества. При этом, автор отмечает, что именно такой тип одиночества наиболее мучителен для человека и сопровождается различными отрицательными эмоциями (грусть, тоска, отчаяние, подавленность, жалость к себе, отверженность, неполноценности и т.п.) [3].
Многие исследователи говорят о том, что под одиночеством необходимо понимать состояние, которое представляет собой переживание «разорванности» отношений с внешним миром. Другими словами, такое состояние индивида, который чувствует себя изолированным от окружающего мира. Прежде всего, в понимании «одиночества» как состояния индивида, необходимо выделить два аспекта:
1. Одиночество является субъективным состоянием, которое связано с чувствами тоски, неполноценности и покинутости. Основой этих чувств является депривация, то есть, недостаток доверия и понимания.
2. Одиночество является объективным состояниям вынужденной физической или социальной изоляции. Другими словами, это состояние отгороженности от общения с людьми или с какими-либо социально значимыми категориями людей [2]
Согласно словарю практического психолога, одиночество является «переживанием, которое вызывает комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» [6].
Отечественные и зарубежные исследователи сходятся на том, что наиболее остро данная проблема выражена в юности и впервые чувство одиночества осознается человеком в подростковом возрасте. Данное утверждение связано с тем, что с развитием рефлексии в подростковом возрасте, происходит переход на новый уровень самосознания, усиливаются потребности в самопознании, принятии и признании, а также в общении и обособлении. Что касается более раннего возраста, то дети обычно определяют одиночество как физическое состояние, при котором «нет никого вокруг», тогда как подростки дополняют такое состояние психологическим смыслом.
Таким образом, одиночество человека является сложной проблемой, которая обуславливается социальными, психологическими, экономическими и культурными факторами.
Анализ сложившейся ситуации в современном обществе говорит о том, что среди подростков и молодежи можно наблюдать рост негативных социальных и психологических явлений, среди которых можно выделить неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений и т.п.
Такое положение еще осложняется тем, что духовные переживания детей и юношей, их внутренний мир и эмоциональная сфера остаются без внимания со стороны общества. Это приводит к тому, что детям негде реализовывать свою энергию и внутренний потенциал личности. Основной причиной этому может служить отсутствие развитой инфраструктуры социальной защиты молодого поколения и наличие непрочных семейных связей. При этом на современном этапе можно проследить невысокий уровень психологической и педагогической культуры многих родителей, когда проблема одиночества недостаточно учитывается при организации работы с детьми и не рассматривается как задача психологической помощи [16].
Рассмотренные выше негативные переживания детей, подростков и молодых людей, значительно влияют на весь процесс социализации и формирования личности и становятся основной причиной их социальной дезадаптации. Так же ощущение собственного одиночества часто приводит к формированию у человека нигилистического отношения к обществу, к развитию личностных форм поведения, которые направлены на противоборство с обществом или уход в криминальные действия, алкоголизм, наркоманию и тому подобное.
Учитывая эти обстоятельства, следует помнить так же о том, что каждый человек испытывает определенную потребность в одиночестве. Это касается как людей, которые не обладают выраженными талантами, так и лиц с развитыми творческими способностями (писатели, художники, ученых и т.д.). В юношеском возрасте наступает такой период развития личности, когда потребность в одиночестве становится актуальной и человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы проводить некоторое время наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие такой возможности так же может вызывать негативные последствия для развития личности в целом.
Именно учитывая этот факт, проблема одиночества и его проживания в подростковом и юношеском возрасте не может быть однозначной.
В процессе исследования феномена одиночества, некоторые зарубежные ученые выдвигают множество классификаций, которые определяют сущность данного явления. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы