Курсовая с практикой на тему Психологическое консультирование по проблемам дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей психологического консультирования по проблемам дошкольников 4
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста 4
1.2. Психологическое консультирование родителей по проблемам дошкольника 11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологического консультирования по проблемам дошкольников 15
2.1. Организация и методы исследования проблем детей старшего дошкольного возраста 15
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Актуальность исследования. Период дошкольного возраста представляется важным и ответственным этапов в развитии ребенка, так как характеризуется появлением качественно новых прогрессивных изменений в психической, физической и социальной сфере. В это время протекает интенсивное развитие познавательных процессов и способностей, формируется произвольность внимания и развивается творческая активность. Потребности ребенка в общении оказывают влияние на выработку коммуникативных навыков и умений, обогащают социальный опыт, помогают усваивать общественные нормы и модели поведения.
Масштабность таких изменений подчеркивается в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др. Исследователи указывают, что данный период возрастного развития выступает как базовый этап формирования личности. В связи с этим, психофизические изменения в дошкольном возрасте вызывают необходимость в создании благоприятных психолого-педагогических, семейных и социокультурных условий для гармоничного развития ребенка.
Следует отметить, что любые нарушения в психологической структуре или механизмах развития детей дошкольного возраста оказывают негативное влияние на становление психики и поведения ребенка. Это обуславливает проведение психологического консультирования, целью которого становится обеспечение успешности психического развития дошкольника.
Целью исследования является определение особенностей проведения психологического консультирования по проблемам дошкольников.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности развития детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности проведения психологического консультирования родителей по проблемам дошкольников.
3. Провести исследование особенностей развития дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты и составить рекомендации для родителей по выявленным проблемам дошкольников.
Объектом исследования выступают особенности развития детей в дошкольном возрасте.
Предметом исследования является процесс психологического консультирования по проблемам дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирические (проведение экспериментального исследования, анализ и обработка полученных данных по тестированию детей).
3. Количественная и качественная обработка полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что старший дошкольный возраст является последний периодом дошкольного детства ребенка, в процессе которого в психике детей появляются новые образования. Среди них мы можем выделить произвольность таких психических процессов как внимание, память и восприятие, что оказывают влияние на появление способности управлять своим поведением. В это же время протекают изменения в представлениях ребенка о самом себе, появляется самосознание и самооценка, на которых влияют более сложные и содержательные отношения с взрослыми и другими детьми.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Семья является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как личности.
Все заложенное семейными взаимоотношениями является определяющим для построения в будущем отношений с другими людьми, появлении определенного поведения при взаимодействии с окружающим социумом. При этом, тип взаимоотношений, который был сформирован в родительской семье, зачастую переносится на свою будущую семью.
Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.
В последнее время особо остро стала ощущаться потребность в создании службы психологического консультирования семей. Количество семей, обращающихся за специализированной помощью к психологам, постоянно растет. Особый круг вопросов встает перед родителями, имеющими детей с проблемами развития, среди которых выделяется в первую очередь низкая самооценка, уровень агрессивности и тревожности, проблемы с эмоциональным состоянием. Все это определяет особенности проведения психологического консультирования по проблемам дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей психологического консультирования по проблемам дошкольников
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста
Старшими дошкольниками являются дети в возрасте от 5 до 7 лет, которые посещают старшую и подготовительную группы детского сада. Данный период играет важную роль в личностном развитии ребенка. Он характеризуется формированием новых психологических механизмов деятельности и поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, так как происходит формирование устойчивой структуры мотивов, появляются новые социальные потребности, такие как потребность в уважении и признании со стороны взрослых и сверстников, интерес к коллективной форме деятельности. Так же этот период характеризуется возникновением нового опосредованного типа мотивации, которая становится основой произвольного поведения ребенка, при этом, усваивается определенная система социальных ценностей, моральных ном и правил поведения в обществе [18].
В исследованиях разных педагогов и психологов можно отметить значительное внимание, направленное на понимание особенностей развития умственной, мотивационной сферы и других отдельных познавательных процессов дошкольников.
Отмечается, что в данный возрастной период происходит формирование самосознания, появляются новые особенности общения и способы социального взаимодействия детей. Исследователи говорят о том, что появляется другая специфика игровой, изобразительной и других видов детского деятельности, проявляются различные механизмы формирования элементарной учебной деятельности, а также готовность к началу школьного обучения [4].
Опираясь на труды исследователей, которые рассматривают разные точки зрения особенностей возраста, можно составить психологический портрет старшего дошкольника.
Ребенок в этом возрасте отличается динамичным развитием. Так, на протяжении всего дошкольного возраста отмечаются существенные изменения в различных направлениях, происходит совершенствование основных видов его деятельности и активное развитие психических процессов. Например, память ребенка изменятся как количественно, так и качественно. Происходит увеличение ее объема, когда дети старшей группы могут запомнить до 7-8 названий предметов, а в подготовительно до 10-12. Что касается качественных изменений, то появляется опосредованность и произвольность, выражающаяся в том, что ребенок не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяя особые способы для удержания нужной информации [19].
Похожие показатели определяют и развитие внимания. Происходит усиление таких качеств внимания как устойчивость, объем, распределение, переключение, при этом идет рост его произвольности, и ребенок начинает переходить к больше направленному сосредоточению. Тогда как младший дошкольник может быть внимателен только к тому, что является наиболее для него ярким и новым, то к старшему дошкольному возрасту, он может удерживать свое внимание на решении разного рода задач. Начиная с 5-летнего возраста, ребенок получает возможность сосредотачиваться на деятельности в течение 15-20 минут, уже к 7 годам это время увеличивается до 30 минут. При этом важно то, что, выполняя те или иные действия, он может удерживать в памяти несложное условие [6].
Еще одним из новообразований в данный период дошкольного возраста является воображение. Происходит формирование таких его особенностей, как произвольность и оригинальность. Так, ребенок в возрасте 5-6 лет может самостоятельно придумывать небольшие сказки с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам дошкольники имеют возможность подчинять свое воображение тому или иному замыслу, следовать намеченному плану, внося в него небольшие коррективы. В первую очередь развитие воображение и его культурной формы, определяется продуктивностью. Другими словами, это уже не является отрывочным фантазированием, а становится решением определенной творческой задачи. Такими задачами могут быть создание сюжета какой-либо игры, замысел того или иного рисунка, различные придумки конструкции. При этом отмечается, что образы воображения характеризуются символичностью и замещением. Так, ребенок пользуется одними предметами для раскрытия важнейших для него сторон других предметов и явлений (например, листики замещают денежные купюры и т.п.).
Данный возрастной период так же характеризуется совершенствованием восприятия цвета, формы, величины и строения предметов, происходит систематизация представлений ребенка, которые были получены ранее. К старшему дошкольному возрасту дети способны вычленять в сложных объектах простые формы, а из простых форм создавать сложные объекты. Происходит совершенствование ориентации в пространстве. Однако если нужно анализировать пространственное положение тех или иных объектов, то у ребенка могут возникать трудности, особенно это характерно для одновременного учета несколько различных и при этом противоположных признаков [11].
Исследователями данного вопроса отмечается, что активное развитие воображения и совершенствование восприятия являются основой детского творчества, которые находит свое отражение в продуктивной деятельности. Так, данный период времени является наиболее активным для рисования (известно, что в течение года ребенок способен создавать до шести тысяч рисунков). К 5-6 годам в рисунках детей появляются схематичные изображение тех или иных объектов, к 6-7 годам они приобретают более детализированный характер, обогащается и их цветовая гамма. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Происходит совершенствование конструктивной деятельности ребенка, когда овладеваются обобщенные способы обследования образца. Так, конструктивная деятельность старшего дошкольника начинает осуществляться, основываясь на схемы, замысел и условия. В данный возрастной период ребенок имеет возможность усваивать сложные способы складывания бумаги или придумывать собственные конструкции [15].
Еще одной особенностью данного периода является развитие образного мышления. К 6 годам ребенок способен решить ту или иную задачу в наглядном плане, при этом совершать преобразование объекта и указывать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Отмечается, что старший дошкольник может пользоваться простыми схемами для решения несложных задач, конструирования, а также может решать лабиринтные задачи. Происходит развитие предвосхищения, основываясь на пространственное расположение объектов, возможны предсказывания ребенком исхода их взаимодействия. Но важным является то, что при этой деятельности ребенку трудно вставать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершать мысленное преобразование образа.