Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологическое благополучие и родительские установки женщин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Проблема взаимосвязи психологического благополучия и родительских установок 3
1.1. Общая характеристика и структура психологического благополучия 3
1.2. Родительские установки как фактор формирования психологического благополучия ребенка 8
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по взаимосвязи психологического благополучия и родительских установок женщин 17
2.1 Сравнительный анализ характеристик психологического благополучия и родительских установок женщин 17
2.2 Взаимосвязь психологического благополучия, родительских установок и представлений о ребенке у женщин 22
2.3 Взаимосвязь самооценки ребенка с психологическим благополучием родителей, их родительскими установками и представлениями о ребенке 32
2.4. Обсуждение результатов исследования 34
Заключение 40
Список использованных источников 42

 

  

Введение:

 

Введение
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день к наиболее важным понятиям, характеризующим позитивное функциониро-вание человека, относится понятие психологического благополучия. По-пытки осмыслить эту концепцию привели к появлению конструкций субъ-ективного, психологического, эвдемонического и онтологического благо-получия, теоретическое различие которых в настоящее время недостаточ-но четко определено. Вопросы углубленного анализа сущности феномена психологического благополучия также остаются открытыми. Отсутствуют исследования его особенностей и поиск факторов, которые на него влияют. Важным фактором формирования полностью функционирующей личности и, следовательно, психологического благополучия являются взаимоотно-шения родителей и детей в семье. Таким образом, необходимо изучать гармоничные отношения родителей с ребенком.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи психологиче-ского благополучия и родительских отношений женщин с учетом возраст-ных аспектов.
Объект: психологическое благополучие и родительские отношения женщин разных возрастов.
Предмет: особенности взаимоотношений психологического благопо-лучия и родительских установок женщин разных возрастов.
Основные задачи исследования:
1. Определить уровень и структурные характеристики психологиче-ского благополучия женщин разных возрастов.
2. Выявить особенности родительских отношений женщин по отно-шению к возрасту.
3. Проанализировать взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок женщин в возрастном аспекте.
4. Изучить взаимосвязь психологического благополучия и отноше-ния родителей между поколениями на примере матерей и дочерей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Эта работа была направлена на изучение взаимосвязи родительских установок, образа ребенка и психологического благополучия мужчин и женщин, а также взаимосвязи этих факторов с самооценкой ребенка. Ис-следование показало, что взрослые с высоким уровнем субъективного и психологического благополучия имеют демократическое отношение роди-телей. Матери с высоким уровнем субъективного благополучия, самоува-жения и компетентности высоко ценят своего ребенка, а отцы с высоким уровнем психологического благополучия. Высокая самооценка дошколь-ника связана с высокой оценкой ребенка родителями.
Также для высокой самооценки школьника важно, чтобы у отца бы-ли жизненные цели. Можно сделать вывод, что найденные отношения от-ражают важные аспекты отношений между родителями и детьми. Во-первых, родитель, который относится к себе положительно, принимает се-бя со всеми преимуществами и недостатками и относится к своему ребенку с тем же приятием. Позитивный образ своего ребенка у родителей приво-дит к уверенности ребенка в себе, его высокой самооценке.
Такой позитивный образ их ребенка характерен для психологически благополучных родителей. Можно предположить, что уверенная в себе мать, довольная своей семьей и жизнью, играет роль надежной пристани для дошкольников, место, где их всегда будут принимать, понимать и под-держивать, а преуспевающий отец — роль наставник, который пропаган-дирует самостоятельность и независимость ребенка, учит добиваться луч-ших в жизни. В результате исследования была подтверждена первая гипо-теза — психологически процветающие мужчины и женщины имеют демо-кратическое отношение родителей и высоко ценят своего ребенка. Вторая гипотеза о том, что самооценка дошкольника тем выше, чем выше психо-логическое благополучие его родителей, тем более демократичны его ро-дительские установки и тем выше его ребенок оценивается его матерью и отцом, была частично подтверждена. Согласно результатам исследования, самооценка ребенка напрямую связана с оценкой родителями своего ре-бенка, обоих родителей. В то время как родительские установки и компо-ненты психологического благополучия взаимосвязаны с самооценкой ре-бенка косвенно, фактически, посредством родительской оценки их ребенка. Единственным исключением является прямая связь с самооценкой учаще-гося компонента психологического благополучия отца — существования жизненных целей. Результаты могут быть использованы специалистами, работающими в области семейного консультирования с отношениями ро-дителей и детей. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение характеристик отношений между родительскими установками и психологическим благополучием родителей в семьях дошкольников с низ-ким уровнем самооценки, то есть в другой ситуации социального развития. А также изучить взаимосвязь показателей самооценки дошкольников с ро-дительскими установками, благополучия родителей в возрастной динами-ке.

 

Заключение:

 

Введение
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день к наиболее важным понятиям, характеризующим позитивное функциониро-вание человека, относится понятие психологического благополучия. По-пытки осмыслить эту концепцию привели к появлению конструкций субъ-ективного, психологического, эвдемонического и онтологического благо-получия, теоретическое различие которых в настоящее время недостаточ-но четко определено. Вопросы углубленного анализа сущности феномена психологического благополучия также остаются открытыми. Отсутствуют исследования его особенностей и поиск факторов, которые на него влияют. Важным фактором формирования полностью функционирующей личности и, следовательно, психологического благополучия являются взаимоотно-шения родителей и детей в семье. Таким образом, необходимо изучать гармоничные отношения родителей с ребенком.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи психологиче-ского благополучия и родительских отношений женщин с учетом возраст-ных аспектов.
Объект: психологическое благополучие и родительские отношения женщин разных возрастов.
Предмет: особенности взаимоотношений психологического благопо-лучия и родительских установок женщин разных возрастов.
Основные задачи исследования:
1. Определить уровень и структурные характеристики психологиче-ского благополучия женщин разных возрастов.
2. Выявить особенности родительских отношений женщин по отно-шению к возрасту.
3. Проанализировать взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок женщин в возрастном аспекте.
4. Изучить взаимосвязь психологического благополучия и отноше-ния родителей между поколениями на примере матерей и дочерей.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Проблема взаимосвязи психологического благополучия и родительских установок
1.1. Общая характеристика и структура психологического бла-гополучия
Опыт благополучия (или его отсутствие) затронул разные стороны человеческого существования и состоит из ряда компонентов.
Социальное обеспечение — это удовлетворение индивидуального со-циального статуса и фактического состояния общества, к которому оно принадлежит. Это также удовлетворение межличностных отношений и статуса в микросоциальной среде, чувство общности (по смыслу А. Адле-ра) и т.д.
Духовное благополучие — это чувство принадлежности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщиться к богатству ду-ховной культуры (утолить духовный голод); осознание и опыт смысла жизни; вера — в Бога или в себя, в судьбу (предопределение) или счастли-вую удачу в жизненном пути, в успех своего собственного бизнеса или бизнеса стороны, к которой принадлежит субъект; возможность проявить приверженность своей вере и т.д. [4]
Физическое (телесное) самочувствие хорошее физическое здоровье, телесный комфорт, чувство здоровья, соответствие индивидуальной физи-ческой жизненной энергии.
Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жильё, питание, отдых), полнота его без-опасности, стабильность, материальное благополучие.
Психологическое благополучие (душевное равновесие) — согласо-ванность психических процессов и функций, чувство целостности, внут-реннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности — последовательность многих процессов развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласо-ванности и гармонии. Стройный означает «иметь правильный баланс между своими частями». Гармония индивида также пропорциональна ос-новным сторонам индивида: пространствам идентичности, времени и энер-гии индивида (потенциальным и реализованным) [3].
Все эти компоненты благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Классификация многих явлений по тому или иному компо-ненту благосостояния в значительной степени произвольна. Например, чувство общности, осознание и опыт смысла жизни могут быть приписаны факторам, которые создают душевное спокойствие, а не только социальное или духовное благополучие.
В субъективном благополучии (в целом и в его компонентах) полез-но различать два основных компонента: когнитивные (рефлексивные) ре-презентации на отдельных сторонах его бытия и эмоциональные — домини-рующий эмоциональный тон в отношениях с этими сторонами.
Субъективное благополучие (или дистресс) конкретного человека состоит из индивидуальных оценок различных аспектов человеческой жизни. Индивидуальные оценки объединены в чувство субъективного бла-гополучия.
Для определения значения анализируемого явления (большого или малого) для объекта конкретной науки, несомненно, важно, но еще более ценно раскрыть всю совокупность его связей с другими явлениями, в нашем случае — со структурами и процессами в личности. Для психологии личности и психологии в целом особенно важно то, что переживание бла-гополучия является важной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективного благополучия как интегративно-го, особенно значимого опыта, который оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, как следствие, на успех поведения, продуктивность, эффективность межличностного вза-имодействия и много другой внешней и внутренней деятельности лично-сти.
Личность является интегратором всей психической деятельности че-ловека. Это постоянное влияние является регулирующей ролью субъек-тивного благополучия человека.
Психологическое благополучие (психическое благополучие) инди-вида имеет свою довольно сложную структуру. В нем, как и в других компонентах, целесообразно выделить когнитивный и эмоциональный компоненты. Кроме того, психологическое благополучие суммирует фак-тическую успешность поведения и деятельности, удовлетворенность меж-личностными отношениями, общение [8].
Когнитивная составляющая благополучия возникает с целостной, относительно непротиворечивой картины мира у субъекта, понимания те-кущей жизненной ситуации. Противоречивая информация вносит диссо-нанс в когнитивную сферу, ситуация воспринимается как неопределенная, информационная или сенсорная депривация.
Эмоциональный компонент благополучия проявляется как опыт, объединяющий чувства, которые обусловлены успешным (или неудачным) функционированием всех людей. Дисгармония в любой сфере личности одновременно вызывает эмоциональный дискомфорт. Именно в этом до-статочно полно отражены проблемы в различных сферах личности.
Благосостояние зависит от наличия четких целей, успешности реа-лизации планов действий и поведения, наличия ресурсов и условий для до-стижения целей. Неблагоприятные условия появляются в ситуации разо-чарования и других подобных условиях.
Благополучие создается удовлетворением межличностных отноше-ний, умением общаться и получать от этого положительные эмоции, удо-влетворять потребность в эмоциональном тепле. Социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных отношениях разрушают благополучие [7].
Таким образом, субъективное благополучие должно интерпретиро-ваться как обобщенный и относительно стабильный опыт, который имеет особое значение для человека. Это важная составляющая доминирующего психического состояния. По этим причинам концепция субъективного благополучия была выделена нами среди близких по смыслу и воспринята в этой работе как основная.
Выше было подчеркнуто, что субъективное благополучие — это явле-ние, вызванное факторами различной природы, оно является предметом исследования не только психологии. Для психолога субъективное благо-получие выступает прежде всего как опыт, как важная детерминанта настроения. В последнем оно наиболее выражено. При психологическом исследовании субъективного благополучия основное внимание следует уделять всем характеристикам эмоциональной сферы личности, связанной с ним.
Поэтому в центре нашего внимания были доминирующие и акту-альные настроения. Мы исходили из того, что как субъективное благопо-лучие, так и настроение являются сложными психическими явлениями, ко-торые, с одной стороны, характеризуются множественными проявлениями в психике, а с другой, на них самих влияет большое количество факторов. Только характеристики уровня (индивид полностью процветает или не со-всем преуспевает, его настроение повышено или понижено) не может пол-ностью раскрыть всю картину этих личностных явлений.
Психологическое благополучие личности как объекта научного ис-следования было широко распространено в западной психологии во вто-рой половине прошлого века. Однако, как отмечает К. Рифф, критерии благосостояния были обширными и разнообразными. Кроме того, часто использовалось повседневное понимание благополучия, несмотря на то, что оно было ограничено в операционализации, поскольку надежных тео-ретически разработанных определений психологического благополучия не существовало [11].
Пик исследований благополучия в западной психологии пришелся на 80-е годы XX века. Как отмечают Д. Майерс и Э. Динер, количество ссылок на понятия «благополучие», «счастье» и «удовлетворенность жиз-нью» в журнале «Психологическая аннотация» увеличилось в пять раз, до 780 статей в год [2]. В отечественной психологии рост интереса к этой проблеме приходится на последнее десятилетие ХХ века [3].
Эта проблема посвящена работе Н. М. Брэдберна, Э. Динера, К. Риффа [11], Б.С. Братуся [1], И.В. Дубовина [5], П. Фесенко [3] и другие. Однако проблема психологического благополучия личности остается од-ной из малоизученных как в зарубежной, так и в отечественной психоло-гии. Не сформулировано единого общепринятого определения понятия «психологическое благополучие».
Среди всего многообразия подходов к пониманию психологическо-го благополучия как зарубежные, так и отечественные психологи выделя-ют два основных — гедонистический (от греч. Hedone — «удовольствие») и эвдемонистский (от греч. Eudaimonia — «счастье, блаженство») [21].
В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия, тогда как удовольствие — это не только телесное удовольствие, но и удо-влетворение от достижения значительных целей. В качестве наиболее об-щего показателя психологического благополучия сторонники этого под-хода принимают «опыт счастья» или «субъективное благополучие» чело-века.
Эвдаймонистский подход развивается прежде всего в рамках гума-нистической психологии. Среди авторов, занимающихся теоретической разработкой вопроса об основных «контурах» психологического благо-получия, Дж. Бугенталь [3], А. Маслоу [12], К. Роджерс [19], Э. Фромм [20] Г. Оллпорт [15]. С точки зрения этого подхода, психологическое благополучие рассматривается как «полнота самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, поиск« творческого синтеза »между удовлетворением потребностей социальной среды и разви-тием собственной личности» [21].
В рамках эвдаймонистического подхода, основанного на более ранних исследованиях М. Ягоды, К. Рифф разработал многомерную мо-дель психологического благополучия. Он включает шесть основных ком-понентов психологического благополучия: наличие жизненных целей, по-зитивные отношения с окружающими, личностный рост, экологический менеджмент, самопринятие и самостоятельность. В соответствии с этой моделью был разработан исследовательский инструментарий, который широко использовался за рубежом под названием «Шкала психологиче-ского благополучия К. Риффа». Анкета «Шкалы психологического благо-получия» К. Риффа представляет собой теоретически обоснованный ин-струмент, предназначенный для измерения степени тяжести основных ком-понентов психологического благополучия.
В настоящее время многомерная модель К. Риффа принята многими исследователями, а разработанная ею методология измерения психологи-ческого благополучия активно используется в исследовательской практике многих стран [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы