Научно-исследовательская работа; Общая психология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психологический портрет личности: личностная сфера

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты составления психологического портрета личности 4

1.1. Психологический портрет как способ идентификации личности и его типологика 4

1.2. Технологика создания психологического портрета 12

2. Результаты исследования психологического портрета 19

2.1. Результаты обследования для составления психологического портрета взрослого человека по Е.Б. Пучковой 19

2.2. Результаты обследования для составления психологического портрета взрослого человека по О.Ф. Потемкиной 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под психологическим портретом понимается целостный систематизированный документ, содержащий произвольный, но достаточный набор информации о психологии человека. Составить психологический портрет — значит определить психологическую идентичность конкретного человека, обратив внимание на те характеристики, которые могут быть непосредственно использованы для решения этой проблемы.

Каждый человек обладает определенным типом нервной системы, поведенческими особенностями, характером личности и набором индивидуальных качеств. Зная это, вы можете написать психологический портрет человека или исправить отклонения. Это помогает найти отражение внутреннего мира, которое отражает все чувства и действия в данный момент. Каждый человек индивидуален, имеет свой собственный ментальный мир, может самостоятельно регулировать и анализировать свое поведение. Правильно составленный психологический портрет поможет подростку с выбором профессии, работодателю — с подбором персонала, следователю — с поимкой преступника, а психологу — с разработкой правильной линии терапии.

Во второй главе был составлен психологический портрет молодого человека — студента на основании двух авторов, которые руководствуют различными показателями и критериями для его составления.

Если в целом, обобщить и систематизировать полученные данные, то можно нарисовать психологический портрет Сергей следующим образом:

Сергей обладает высоким показателем речи и мышления.

По результатам данной методики был выявлен высокий показатель речи и мышления Сергей. У Сергея мышление, логика, установление связей и соответствий находятся на высоком уровне. Сергей так же проявил высокий уровень коммуникабельности.

Сергей обладает адекватной самооценкой, он оценивает свои реальные возможности, не боится нового и реализовать себя в новых для него видах деятельности.

Сергей ориентирован на достижение успеха во всех сферах своей жизни, стремиться хорошо учится, быть первым в спортивных достижениях.

Предпочитаемый вид деятельности: любит дискуссировать, работать в группе. Личностные характеристики: высокий уровень вербальных коммуникативных способностей, активные навыки слушания. Предпочитаемое окружение: институт. Хобби, профессии: развлечение, активная благотворительная деятельность.

Таким образом, Сергей имеет реалистический тип профессиональной деятельности, развиты и артистические и предпринимательские черты.

Сергей склонен к тому, чтобы считать значимые события в своей жизни результатом собственных действий и, соответственно, чувствовать свою ответственность за эти события и то, как складывается их жизнь в целом. Сергей склонен считать, что эмоционально положительные события и ситуации в жизни – результат собственных усилий и они способны с успехом добиваться своих целей и в будущем. Он склонен приписывать ответственность за различные неудачи и неприятности другим людям или считать их результатом невезения. Сергей считает себя ответственным за события своей семейной жизни. Он склонен считать свои действия значимым фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Сергей направлен на общение, на взаимодействие в группе, он склонен считать себя во многом ответственными за свое здоровье.

Он эмоционально зрелый, активный и самостоятельный. Для него характерно спокойствие, реалистичность, чувство долга. Он планомерно реализует поставленные перед собой цели, при этом умеет распределять усилия и способен контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.

Сергей деятельностный, работоспособный, умеет мобилизоваться, преодолевать преграды, идет всегда к намеченной цели, завершает любое начатое дело. Он уважает социальные нормы и следует им.

Проявляет высокий уровень самообладания, эмоционально уравновешен, умеет владеть собой.

Сергей добрый, отзывчивый, всегда придет близкому человеку на помощь. Сергей собранный, сообразительный, имеет высокие интеллектуальные способности. Он эмоционально устойчивый, выдержанный, спокойный, но в то же время самоуверенный и настойчивый. Сергей очень живой, подвижный, стойкий, решительный. Во всех своих делах проявляет смелость, обладает высоким уровнем авантюризма. В людях он ищет помощи и симпатии, и сам готов проявлять рефлексию, но от окружающих требует нести ответ за их поступки. Сергей проницательный, умеет вести себя в обществе, при этом проявляет самолюбие. Он экстраверт. При этом активен, жизнерадостен, смелый и сообразительный.

Сергей сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный. Быстро приспосабливается к новым условиям. Энергичный и трудолюбивый, быстро сосредоточивает внимание. Может длительное время работать и выполнять задачи даже в неблагоприятных условиях, но при условии, что эта работа интересна, доступна и вызывает эмоциональные впечатления. Он имеет хорошо организаторские способности, легко вступает в контакт, быстро сходится с людьми, налаживает хорошие отношения, легко общается. Чувства и настроения переменчивы. Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности.

Он — экстраверт, действует исходя из интеллектуально обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Мышление у Сергея позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Его суждения обычно синтетические, обобщающие. Все, что он ощущает, служит ему только поводом для новых ощущений. Он хорошо одевается, имеет хороший вкус. Он проявляет приятное спокойствие, симпатический параллелизм, не желая принуждать другого, влиять, воспитывать и изменять его. У него тонкое чутье к тому, что зарождается и сулит будущее.

Сергей с удовольствием выступает перед аудиторией и очень любит получать похвалы. Не противопоставляя себя миру, он легко адаптируется к новым условиям, но при этом его поступки импульсивны.

Если он и начинает анализировать свои или чужие поступки, мысли, события, то только для того, чтобы сделать следующий практический шаг. Эмоции всегда проявлены, и он охотно делится со всеми рассказами о событиях своей жизни, сопровождая их жестикуляцией. Он любит прямоту и определенность, а не намеки и иносказания.

Интерес Сергея гораздо больше обращен на другого человека. Такое внимание приятно всем, поэтому круг общения всегда широк. Он легко увлекается новой идеей, однако монотонность не для него, поэтому работать он любит в команде, чтобы кто-нибудь мог довести дело до конца.

По социальным ролям он «руководитель». Имеет хорошие организаторские и ораторские способности, высокий уровень адаптации, обладает ярко выраженным целенаправленным поведением, что и характеризует его как лидера.

Психологическая направленность его личности направлена на жизнь. Он полон энергии, оптимист, обладает высокой сопротивляемостью к трудностям и проблемам.

В результате, можно говорить о том, что у Сергея в целом все показатели находятся в приемлемых пределах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречие, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они могут проявиться в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты составления психологического портрета личности

1.1. Психологический портрет как способ идентификации личности и его типологика

Возрастающий интерес к составлению и использованию психологического портрета личности среди представителей психологической науки был отмечен в 90-е годы (В. В. Марченко, 1993; Т. А. Верняева, 1997; Е. Л. Сучкова, 1999 и др.). В работе А. И. Анфиногенова психологический портрет личности личность была предметом научного исследования. Обращается внимание на неоднозначное отношение представителей различных отраслей психологической науки к использованию рассматриваемого подхода в изучении личности.

Так, изначально психологический портрет личности наиболее широко использовался в педагогической психологии (А. А. Леонтьев, 1981; Р. В. Овчарова, 1994; М. В. Кузнецова, С. Г. Косарева, 2007; О. Н. Недосека, 2012 и др.).

Особое внимание в рамках социальной психологии и психологии труда было уделено составлению психологического портрета специалиста (лектора (А. И Леонтьев, 1981), предпринимателя и руководителя коммерческого банка (В. В. Марченко, 1993), психолога (Т. А. Верняева, 1997), менеджера среднего звена (И. М. Романко. 2007), воспитатель детского сада (О. Н. Недосека, 2012) и др.). В работах этих авторов психологический портрет специалиста выступал, с одной стороны, как ориентир для подготовки и/или профессионального становления представителя определенной профессии, с другой – как основа для оценки и самооценки, выделяя направления саморазвития о предмете труда.

Проблема составления и дальнейшего использования психологического портрета человека, прежде всего преступника, широко освещена в работах по юридической и оперативной психологии (А. И. Анфиногенов, 1997; А. Г. Анаприенко, 2001; Г. М. Эвелкин, А. П. Хилькевич, 2002; И.А. Кибак, 2003; С.И. Лебединский, 2009 и др.). Результаты анализа современного состояния обозначенной проблемы, проведенного Е. С. Черкачевой, свидетельствуют о растущем интересе представителей юридической и оперативной психологии к составлению психологического портрета человека в контексте профилирования [6]. После распада СССР, как ответ на запрос избирательных кампаний, психологический портрет нашел широкое применение в политической психологии (Таланов В. Л., 2000; Шестопал Е. Б., 2000; Ракитянский М. М., 2011 и др.).

При таком широком использовании психологического портрета в научных исследованиях образа человека вопросы его понимания, составления и дальнейшего использования являются дискуссионными. Например, по мнению А. Н. Сухова, «под психологическим портретом понимается целостный, систематизированный, выборочный, но достаточно объективный набор информации о психологии индивидов (групп). Составить психологический портрет — значит, исходя из поставленной задачи, определить психологическую идентичность конкретного человека, уделяя особое внимание тем психологическим характеристикам, которые могут быть непосредственно использованы для ее решения» .

Такой подход согласуется с мнением А. А. Леонтьева, Т. А. Верняевой, М. В. Кузнецовой, С. Г. Косаревой, В. В. Марченко, О. Н. Недосеки и др. в аспекте необходимости избирательного отношения к качествам личности в процессе составления психологического портрета.

По мнению этих авторов, психологический портрет — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах.

А. И. Анфиногенов определял психологический портрет, с одной стороны, как «психолого-криминалистический метод и результат познания криминалистического события, ориентированный на выявление совокупности информации об индивидуальных особенностях и характеристиках личности субъекта преступления», с другой с другой стороны, как документ, отражающий «определенный набор информации о личности преступника» . Как документ с ориентировочной и тактической целью, психологический портрет человека, по мнению автора, должен обладать следующими свойствами: относительная стабильность; вероятностный характер и объективность; зависеть от объективности источника информации; дискретность; динамичность; прогностичность, оптимальность.

Иной подход к психологическому портрету личности отмечается в политической психологии, где его цель, по мнению В.Л. Таланова, следует определять как выдвижение «сильных/слабых сторон» политика, прогнозирование его выбора поведенческих стратегий и окружения; определение информации, которая может привлечь внимание внимание лидера; подчеркивание его ценностных ориентаций, убеждений и т.д.

Обобщая обширный материал по обозначенной проблеме как в психологических, так и в других науках, Н.М. Ракитянский отметил многовариантность научного рассмотрения понятия «психологический портрет личности»; а именно, как :

— способ обобщения знаний и целостного описания подлинных психологических качеств, свойств и состояний личности в их связи с объективными социальными и биологическими качествами человека;

— динамический результат формирования, а также анализа и синтеза идей и различных точек зрения относительно личности;

— диагностическая гипотеза, выдвинутая для оптимизации решения конкретной проблемы;

— инструмент для систематической психологической интерпретации полученных данных о личности, позволяющий описать ее с позиции динамической, дифференцированной и организованной целостности;

— исторический продукт научных и практических знаний, сформированный в контексте национальной культуры и т.д.

Основываясь на обобщении научных экспериментов междисциплинарного характера, Н. М. Ракитянский вводит понятие «портретологика» — «наука о построении психологических портретов»

В качестве отдельного аспекта проблемы, выделенного рядом авторов (Т. А. Верняевой, А.М. Суховей, И. А. Кибак, Н.М. Ракитянский и др.), выделяется широкая типологизация психологического портрета. Результаты анализа открытых литературных источников они указывают на то, что психологические портреты могут быть классифицированы по:

— предполагаемое назначение: общее (многогранное описание личности) и используемое для достижения конкретной задачи;

— назначение: для психологов (с использованием специальных терминов и обозначений) и других специалистов;

— количество людей: отдельные лица и группы;

— исходная информация: известное и неизвестное лицо (группа);

— значимость описываемой личности для исследователя: значимый другой и «обобщенный» (успешный, знаменитый, ложный и т.д.) человек;

— форма выражения: образная, отраженная визуально (рисунок, эскиз и т.д.); формализованная, выраженная в цифровой информации или кодах; вербальная, описанная словами; ментальная, т.е. доступная в сознании человека;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы