Курсовая с практикой на тему Психологический особенности разрешения межличностных конфликтов у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы разрешения межличностных конфликтов у подростков 6
1.1. Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Причины межличностных конфликтов подростков 15
1.3. Методы и средства разрешения межличностных конфликтов в подростковом возрасте 24
Выводы по 1 главе 29
2. Практические аспекты разрешения межличностных конфликтов среди подростков 31
2.1. Исследование конфликтного поведения подростков 31
2.2. Программа тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в межличностном конфликте у подростков 39
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 49
Введение:
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что межличностные конфликты играют важную роль в жизни каждого человека, развитии личности, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом.
В настоящее время проблема межличностного конфликта является актуальной как в педагогическом процессе, так и в повседневной жизни людей. Такое явление, как конфликт, считается одной из универсальных характеристик мира, а также основной движущей силой развития.
Процесс обучения и воспитания невозможен без конфликтов различного характера. Межличностный конфликт – это значимое явление в сфере образования, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено достаточное внимание со стороны всех педагогов образовательной организации.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой разрешения межличностных конфликтов у подростков, нашли отражение в работах А. С. Белкина [7], В. Н. Гурова [18], Л. Козера [28], А. Е. Личко [33], Ю. Ф. Лукина [35], Д. И. Фельдштейна [42] и других.
Ю. Ф. Лукин считает, что сфера образования является одной из самых конфликтных в жизнедеятельности общества. Проблемы взаимодействия учащихся образовательных организаций приобретают большую важность и остроту для современных школ [35].
Л. Козер, А. Н. Личко рассматривают конфликт, как явление, связанное с отклонением от нормы поведения в обществе. А. С. Белкин, В. Н. Гурок, Д. И. Фельдштейн рассматривают конфликты во взаимосвязи с агрессивным поведением.
Противоречие по проблеме исследования: между необходимостью разрешения межличностных конфликтов среди подростков в школе и недостаточностью методических пособий для педагогов школы по данному вопросу.
Проблема исследования: какие психологические особенности разрешения межличностных конфликтов у подростков?
Тема исследования: «Психологический особенности разрешения межличностных конфликтов у подростков».
Объект исследования: процесс разрешения межличностных конфликтов у подростков.
Предмет исследования: психологический особенности разрешения межличностных конфликтов у подростков.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по разрешению межличностных конфликтов у подростков.
Гипотеза исследования: вероятно, разрешение межличностных конфликтов подростков в школе будет успешной, если будут:
— привлечен к работе по разрешению межличностных конфликтов школьный психолог;
— определены методы (метод убеждения, словесный и наглядный методы, методы вовлечение в деятельность и организация деятельности, метод сотрудничества, анализ ситуации, вмешательство «третьего человека», стимулирование) профилактики;
— представлен комплекс мероприятий по разрешению с учетом выявленных методов.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «межличностный конфликт», его признаки, причины возникновения, стадии, способы разрешения;
2) изучить психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста;
3) изучить психологические особенности разрешения межличностных конфликтов у подростков;
4) провести первичную диагностику межличностных конфликтов у детей старшего подросткового возраста;
5) Разработать программу рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в межличностном конфликте в подростковом возрасте.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение.
• Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Ставрополь.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что получены экспериментальные данные по проблеме стратегий поведения в межличностном конфликте у подростков и составлена программа рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в межличностном конфликте в подростковом возрасте. Данное исследование может активно использоваться педагогами и воспитателями школ для оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами-с целью составления различных программ по психокоррекционной работе с подростками.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В настоящее время профилактика межличностных конфликтов становится важным аспектом не только жизнедеятельности человека, но и полноценности процесса обучения и воспитания в школе. Как правило, знание способов предупреждения межличностных конфликтов и путей их разрешения способствует более конструктивному взаимодействию педагогов и старших подростков в образовательном процессе.
Межличностный конфликт – это ситуация разногласий, противоречий, столкновений между людьми, дискомфорт, который побуждает активность сторон, нацеленную на преодоление противоречий и разрешение ситуации в интересах одного или обоих участников. Межличностный конфликт имеет ряд характерных признаков (например, присутствие объективных противоречий и т.д.). Межличностный конфликт имеет причины возникновения: ресурсные, целевые, ценностно-мотивационные, поведенческие, коммуникационные, личностные причины и причины взаимозависимости.
А.С. Белкин выделяет шесть этапов развития межличностного конфликта: предрасполагающая стадия, зарождение конфликта, созревание конфликта, осознание конфликта, столкновение сторон, угасание конфликта. Существует несколько способов разрешения межличностных конфликтов: уход (уклонение), сглаживание, компромисс, принуждение, конфронтация, сотрудничество.
Период активного формирования мировоззрения человека относят к старшему подростковому возрасту. К данному возрастному периоду относят учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней общеобразовательной школы, согласно периодизации Д.Б. Эльконина.
В данном возрастном периоде учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшие подростки отчетливо осознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является то количество знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.
Разрешение межличностного конфликта представляет собой воздействие на социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта и на его участников.
Исходя из полученных результатов исследования можно говорить о том, что конфликтное поведения старших подростков на ступени среднего общего образования требует для своего развития специально разработанной психолого-педагогической программы.
Для снижения конфликтности у учащихся 8 класса была разработана программа тренинга для разрешения межличностных конфликтов подростков в школе, который способствует получению положительных результатов. Вследствие этого уровень конфликтности старших подростков будет снижен посредством конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы разрешения межличностных конфликтов у подростков
1.1. Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной психологии
Проблематика конфликтов в настоящее время является предметом изучения огромного количества ученых. Среди них можно отметить А.И. Донцова [23], В.И. Андреева [3], Р. Дарендорфа [20], А.Л. Журавлева, Т.В. Черняк, М.М. Лебедеву и других. До настоящего времени конфликтные ситуации того или иного типа — межгрупповые, межличностные и внутри личностные – расценивались зачастую как отрицательные, то на сегодняшний день чаще всего акцент делается на исследовании благоприятных последствий конфликтного противостояния в отношениях среди членов коллектива, семьи, в процессе жизнедеятельности человека.
Теоретические и практические изыскания напрочь отрицают возможность бесконфликтного развития. Разногласия и противоречия во взглядах в любом их выражении способны непосредственно являться и источником возвращения назад во взаимоотношениях, так и прогрессивного движения вперед.
Конфликт, будучи общепринятым феноменом общественной реальности, трактуется с точки зрения разнообразных аспектов.
Психологический словарь И.М. Кондакова дает следующее трактование феномена конфликта. Конфликт — есть столкновение диаметральных интересов, идей, желаний; значительное противоречие, злободневный спор, обуславливающий возникновение борьбы [39].
С позиции Р. Дарендорфа, конфликтом является всякое соотношение между компонентами, которое можно описать посредствам объективных («латентных») либо субъективных («явных») противоположностей. Специфичность социальных конфликтов состоит в их детерминированности общественной композицией, а именно непосредственно композицией общественных позиций и ролей. Р. Дарендорф делит конфликт на этапы, то есть расценивает его как проходящий во времени процесс. Первым этапом является начальное состояние структуры как сопутствующее проявление конфликтной ситуации. На втором этапе происходит выход конфликта на уровень внешнего плана. Третий этап заключается в противостоянии сторон либо элементов. В виде переменных он приводит критерии насильственности и интенсивности, то есть конфликты бывают более или менее насильственными, либо более или менее интенсивными. Самым опасным, по мнению Р. Дарендорфа, является конфликт, который не до конца доступен для осознания, а лишь в некоторой мере ставший видимым [20].
В западной социальной психологии конфликт также выступает одним из ключевых понятий. К. Боулдинг [29], Т. Шеллинг [45], Л. Козер [28] сделали попытку создать дисциплину — социологию конфликта.
Социология конфликта или социальная теория конфликта выдвигает конфликтную модель социума, акцентирует внимание на общественных разногласиях и противостояниях, привнося последним благоприятную функцию в жизнедеятельности социума.
Ю.Т. Запрудский рассматривает конфликт как стимулятор прогрессивного совершенствования, условие модернизации общественных структур [25].
Первое обращение к вопросу социального конфликта в русле западной социологии связанно с социал-дарвинизмом. В данном течении концепции конфликта являлись как бы иллюстрацией непосредственно к дарвинистским принципам «борьбы за существование» и «естественного отбора». Предмет настоящей социологии конфликтов затрагивает тематику возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций, их предотвращение, контроль и разрешение.
Конфликт, будучи одним из непростых социологических феноменов, требует разностороннего разбора, и со стороны общественной детерминированности, и со стороны персонально — психологического момента. Западная социология конфликта не берет во внимание вопрос анализа внутриличностных, общественных корней социальных конфликтов. Она заменяет их психологическими характеристиками «неправильного поведения». Первопричины конфликтов западные социологи, как правило, расценивают в виде вызванных индивидуальным восприятием своего собственного места человека и групп в структуре взаимоотношений определенного социума. Помимо этого, конфликт они трактуют как осознанное противоборство субъектов и субъективных отношений, усиливаемое имеющимися объективными разногласиями и проявляющееся в персональной либо групповой субъективности, в провозглашаемых целевых установках и практических поступках.