Курсовая с практикой на тему Психологический анализ социального отчуждения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Понятие «Социальное отчуждение» 5
1.2 Психология подросткового возраста 9
ГЛАВА 2. Психологический анализ социального отчуждения подростков 13
2.1 Методика проведения психологического анализа социального отчуждения подростков 13
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Введение:
Социальное отчуждение – это состояние индивида в обществе, характеризующееся безразличием к событиям, происходящим во внешнем мире. Проявляется в социальной изолированности, отстраненности, бессилии, в потере смысла существования.
Особенно остро социальная изолированность, отчуждение переживаются подростками Подростковый возраст — это период метаний, противоречивых чувств, бунта, усиления чувства изоляции и одиночества. К «негативным» сторонам подросткового возраста, относятся чувство неуверенности, беспокойство, тревога, раздражительность, агрессивность.
Актуальность работы обуславливается существующими противоречиями между тенденциями индивидуализации подростков и потребностями в идентификации с группой; между потребностью в общении со сверстниками и социальной изолированностью; низким уровнем отношения к себе и высокими притязаниями.
Объектом исследования является система отношений подростков с обществом, миром, семьей, собой.
Предметом исследования выступает отчуждение как социально-психологический феномен.
Целью исследования является выявление и конкретизация сущности феномена отчуждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты социального отчуждения подростков;
изучить методику проведения психологического анализа;
провести исследование у подростков и выявить отчуждение.
Гипотеза исследования – социальное отчуждение подростка детерминировано социальными, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами.
В ходе исследования были использованы такие методы как: методика отчуждения, опросник социальной тревоги и социофобии.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении представлены актуальность, объект и предмет исследования, гипотеза, цели и задачи данной работы.
В первой главе раскрываются такие понятия как «социальное отчуждение», «психология подросткового возраста». Описывается методика психологического анализа социального отчуждения подростков.
Вторая глава включает в себя практическую часть курсовой работы. Здесь даны этапы исследования, результаты и итоги анализа.
В заключении даны основные выводы по проделанной работе.
Заключение:
Итак, мы видим, что феномен отчуждения имеет разную представленность в жизни подростков. Переживание отчуждения имеет разную событийную подоплёку, богатую эмоциональную окрашенность.
Для подросткового возраста характерна дисгармония в значимых системах отношений — отчуждение — (с учителями, родителями, сверстниками, отношений к себе), в каждой из которых имеется своя специфика проявления. При всей специфичности феноменологии отчуждения у него имеется более глубокое общее основание. Таковым выступает неопосредованность — отсутствие конструктивных моделей (образов) поведения, отношений, ведущее к неспособности строить и поддерживать конструктивные, зрелые отношения в значимых, повторяющихся ситуациях и содержательных областях подростковой жизни.
В системе межличностных контактов для отчужденных подростков характерными являются следующие нарушения: низкий статус; затруднения в функционировании и реализации сво¬их положительных личностных свойств; отсутствие желания и навыков к совместной дея¬тельности с одноклассниками; разрыв между положительными намерениями в отношениях и умением реализовать их на практике.
Надеемся, что наше исследование позволит приоткрыть качественно новый уровень в проблеме отчуждения и его результаты будут востребованы психологами-практиками.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие «Социальное отчуждение»
Понятие «Отчуждение» впервые была использована в философии, экономике и политике. В психологию же пришло в начале XX века. Отчуждение в философии трактуется как отчуждение сущности человека от своего социального и нравственного существования. В психоанализе отчуждение рассматривается как защитный механизм. В социологической науке предметом исследования становится отчуждение индивида в социуме.
Карл Маркс определял понятие «Отчуждение» как отделение от человека процесса и результатов его деятельности. С точки зрения психологии состояний, отчуждение – это прекращение или отсутствие близости между кем-либо, отдаление, озлобленность; отсутствие доверия, понимания, холодность в отношениях. В социологии отчуждение – это эмоционально-психологическое состояние; процесс отделения индивидуума от группы. С точки зрения психоанализа, отчуждение — психологическая защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания травмирующих человека факторов. В философии отчуждение – это отстранение человека от самого себя [11].
В психологической литературе понятие социального отчуждения является одним из наиболее сложных и имеет множество трактовок. В отечественной психологии, которая опиралась на идеи отчуждения К. Маркса, социальное отчуждение как понятие самостоятельно не выделялось и рассматривалось как потеря смысла существования в процессе труда. Марксистская теория отчуждения рассматривает всего четыре вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга.
Говоря о социальном отчуждении, важными терминами являются: группа, влияние группы, конформизм, социализация, индивидуализация и деиндивидуализация, сепарация и интеграция [15].
Базисным понятием социального отчуждения является группа. По определению Марвина Шоу группа (коллектив) — это два и более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на конкретных людей и одновременно находится под влиянием конкретных людей.
Это и есть то, что психологи называют деиндивидуализацией. Согласно Майерсу, группы способны возбуждать людей, и когда высокий уровень социального возбуждения накладывается на отсутствие личной ответственности, люди способны утратить чувство собственной индивидуальности. Следственно, это явление противоположно явлению индивидуализации – процессу формирования человека как самостоятельного индивида, осознающего целостность своей личности и свое отличие от других людей. Этот процесс является одним из инструментов социального развития личности. С понятием индивидуализации тесно связано понятие социализация. Социализация — принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий. Эти понятия дополняют друг друга и способствуют адаптации индивида в обществе [20].
Не менее значимое следствие влияния группы – групповое мышление, которое является одновременно примером самооправдания, предрасположенности в пользу своего Я, и конформизма. Согласно Майерсу, групповая дискуссия подавляет инакомыслие в интересах единства группы, создавая благополучные условия для группового мышления. Этот феномен обильно исследовался социальным психологом Ирвином Джанисом. Некоторые ученые скептически отнеслись к его теории, а сам Джанис проверял и пересматривал свою теорию вплоть до своей смерти.
Конформизм — изменение поведения или убеждений индивида в результате давления группы, проявляющееся в форме уступчивости (внешний конформизм) и в форме одобрения (внутренний конформизм). Уступчивость – это внешнее следование требованиям группы при внутреннем неприятии их. Одобрение – это сочетание поведения, соответствующего социальному давлению, и внутреннего согласия с требованиями последнего. В истории исследования конформизма существует три серии экспериментов, ставших базисными: эксперименты Музафера Шерифа, Соломона Аша и Стенли Милгрэма. В своих экспериментах Шериф наблюдал внушаемость: в ходе эксперимента у участников формировался ответ, который считался «правильным» и поддерживался всеми участниками эксперимента. Его эксперименты, как и эксперименты Аша, вывели благоприятные условия для одобрения, а вот эксперименты Милгрэма были нацелены на изучение уступчивости в ее крайних проявлениях [17].
В группе человек склонен к социальной лености и потери собственной уникальности. Социальная леность проявляется, когда люди работают сообща ради достижения общей цели, и каждый по отдельности не несет ответственности за прилагаемые усилия и результат. Группа исследователей во главе с Аланом Ингхэмом провела эксперимент и установила, что усилие, которое участники эксперимента прикладывали, когда точно знали, что тянут канат в одиночку, на 18% превышало усилие, которое они прикладывали, думая, что вместе с ними тянут канат еще от 2 до 5 человек. Феномен социальной лености также исследовался такими учеными как: Бибб Латане, Киплинг Уильямс и Стивен Харкинс.
Однако существует и позитивное влияние группы. Для развития индивида как личности группа является незаменимой. В группе индивид способен улучшить свои коммуникативные навыки, и укрепить всё лучшее в себе, избавиться от недостатков, благодаря информации, получаемой от других участников группы. Участники группы являются для индивида основным источником духовных ценностей, а отношения, складывающиеся между ними, несут в себе позитивные социальные нормы. Постоянное общение индивида с более развитыми, чем он, личностями способствует его социальному развитию, так как в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. [2]
Социальная интеграция — процесс превращения относительно самостоятельных мало связанных между собой индивидов, групп, классов или государств в единую целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д. Интеграция является одним из этапов вхождения индивидуума в группу. Вхождение в группу является непростым процессом для индивидуума и проходит поэтапно. Существует 3 этапа: адаптация, индивидуализация и интеграция [4]. Процесс, противоположный вхождению в группу – сепарация — разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими индивидами.