Курсовая с практикой на тему Психологический анализ кризисов детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований, направленных на изучение
кризисов дошкольного возраста. 5
1.1 Анализ
психологических исследований кризиса трех лет. 5
1.2 Анализ
психологических исследований кризиса семи лет. 8
Глава 2.
Исследование особенностей самооценки и реальных психологических возможностей
дошкольников. 11
2.1 Методики,
организация и процедура исследования. 11
2.2 Результаты диагностики и их
интерпретация. 14
Заключение. 18
Список
литературы.. 21
Введение:
Дошкольным
возрастом считается период от 3 до 7 лет. Дошкольники делятся на младших (3-4
года), средних (4-5 лет) и старших (5-7 лет). В дошкольном возрасте дети
проходят важнейшие этапы своего развития. Именно в этот период проявляются
интеллект, манера поведения и характер. В этом возрасте они активно растут, как
в размерах, так и в массе тела, увеличивается объем мозга, улучшается нервная
система. Благодаря этому формируется «позвоночник» для дальнейшего развития
человека, как психологического, так и физического.
Возрастной
кризис играет важную роль в переходе ребенка на новый этап жизни. Возрастной
кризис — это возрастной период, характеризующийся резкими изменениями
психологии ребенка. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной фазы к
другой, они связаны с жизнью человека в целом, с социальными факторами и с его
деятельностью.
В
психологии термин «возрастной кризис» впервые появляется при Л.С. Выготском. По
его мнению, этот кризис возникает из-за всесторонних изменений в жизни
человека, что приводит к разрушению его устойчивых социальных ситуаций.
Следует
отметить, что в психологии развития нет единого мнения о кризисах, их роли и
роли в психическом развитии. Но Л.С. Выготский указывал, что никто из ученых не
может отрицать самого существования этих особых периодов в развитии ребенка, и
даже эти недиалектические авторы признают необходимость признания, хотя бы в
форме гипотез, наличия кризисов в детском развитии. разработка. развитие
ребенка тоже в раннем детстве.
Л.И.
Божович рассматривал кризисы как периоды перехода от одной стадии развития
ребенка к другой. Кризисы происходят на стыке двух возрастных групп и знаменуют
собой конец предыдущей стадии развития и начало следующей. Каждое системное
новообразование, возникающее в ответ на потребности ребенка, содержит
аффективный компонент и, следовательно, несет в себе мотивирующую силу. Следовательно,
центральное системное формирование для данного возраста, которое является, так
сказать, обобщенным результатом, результатом всего психологического развития
ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к более
позднему развитию, а становится точкой отправная точка формирования личности
ребенка следующего возраста. Это дает право рассматривать кризисы как точки
перегиба в онтогенетическом развитии человека, анализ которых раскрывает
психологическую природу этого процесса. [18, с. 115].
Проблемы
кризисов широко изучаются российскими и отечественными психологами: Л.С.
Выготский, Л. Божович, П.Я. Гальперин, Ю. Коломинский, Е.А. Панко, Бенедиктов
Б.А. и т.п. А также зарубежных авторов: Ж. Пиаже, Ж. Брунера, Л. Кольберга и
других.
Несмотря
на многочисленные исследования, проблема кризисов в дошкольном возрасте
по-прежнему актуальна, потому что, сталкиваясь с кризисом ребенка, родители и учителя
часто оказываются беспомощными, не могут найти доступ к ребенку и считают его
«ненормальным». В этом контексте темой нашей работы является курс «Кризисные
периоды развития в дошкольном возрасте».
Цель
работы: экспериментальное исследование кризисов дошкольного возраста.
Научно-исследовательские цели:
1. Проанализировать психологическое
исследование трехлетнего кризиса.
2. Проанализировать психологическое
исследование семилетнего кризиса.
3. Изучить влияние самооценки на
психологические возможности дошкольников.
Для решения поставленных задач
применялись следующие методы: опрос, наблюдение, методы диагностического
исследования (методика «Лесенка» Щур В.Г. и методика «Экспресс-диагностика
познавательных способностей»); математическая обработка результатов
исследования.
Объект исследования: самооценка и
уровень реальных психологических возможностей.
Предмет исследования: особенности
самооценки и реальных психологических возможностей.
Гипотеза: самооценка дошкольника
влияет на его психологические возможности.
Теоретическая значимость данного
исследования заключается в углубленном изучении психологических кризисов
дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в изучении
самооценки современных дошкольников и ее влиянии на их психологические
способности.
Результаты исследования будут
интересны студентам педагогических специальностей, педагогическим психологам
дошкольных образовательных учреждений, воспитателям и родителям дошкольников.
Заключение:
Кризис — закономерный этап в жизни
каждого человека, переход на новый уровень развития. Кризисы психического
развития — интересный и в то же время неоднозначный объект психологического
анализа. Л.С. Выготский писал, что, если кризисы не обнаруживаются экспериментально,
их следует определять теоретически. В эти периоды за относительно короткий
промежуток времени происходят кардинальные изменения в развитии ребенка, и эти
изменения не скрываются, а, конечно, видны окружающим визуально. Первоначальное
более общее определение содержания кризиса психического развития в
исследованиях можно сформулировать следующим образом: возрастной кризис связан
с изменением системы отношения ребенка к миру. По окончании предыдущего периода
стабильного возраста старая система отношений (старая социальная ситуация
развития) исчерпывается и должна быть трансформирована и преодолена. В этот
момент ребенок начинает «видеть» новую, пока единственно возможную систему
общения с миром — и стремится к ее достижению.
В дошкольном детстве ребенок
переживает два кризиса: трехлетний кризис и семилетний кризис. Первый из них
связан с вступлением ребенка в дошкольный период, второй — с окончанием этого
периода и выходом ребенка на новую ступень развития — школьный возраст.
В нашем исследовании мы решали
следующие задачи:
Сначала мы проанализировали
психологическое исследование трехлетнего кризиса. Трехлетний кризис — граница
между ранним и дошкольным детством — одно из самых сложных периодов в жизни
ребенка.
Л.С. Выготский описывает следующие характеристики
кризиса за 3 года.
· Негативизм. Ребенок отрицательно
реагирует не на само действие, от которого отказывается, а на требование или
просьбу взрослого.
· Упрямство. Это реакция ребенка,
который на чем-то настаивает не потому, что очень этого хочет, а потому, что он
сам говорил об этом со взрослым и требует, чтобы его мнение было принято во
внимание.
• Амортизация. То, что раньше было
известно, интересно, дорого и унизительно.
• Упрямство. Он близок к негативизму и
упрямству, но направлен не против конкретного взрослого, а против принятых в
семье норм поведения.
• Произвол. «Сам» — ребенок старается
все делать самостоятельно.
• Мятежный протест, проявляющийся в
частых ссорах с родителями; Автор: Л.С. Выготского «ребенок воюет с другими, в
постоянном конфликте с ними».
• Деспотизм — диктует ваше поведение,
проявляет деспотическую власть по отношению ко всему, что вас окружает.
Все эти явления могут проявляться с
разной интенсивностью.
Далее мы анализируем психологические
исследования семилетнего кризиса. Этот кризис возникает с появлением личного
осознания. Основные особенности:
• Потеря непосредственности. Между
желанием и действием находится опыт, который это действие будет значить для
ребенка.
• Поведение. Ребенок может вести себя
ненормально, что-то скрывая.
• «Сладкий» признак — ребенок плохо
себя чувствует, но старается этого не показывать.
Кризис семи лет основан на переходе от
одной ведущей деятельности к другой: от игры к обучению. Меняется взгляд
ребенка на мир: он начинает критически оценивать свои действия, а также
действия окружающих. Уже в это время появляется самоконтроль, что в первую
очередь означает контроль над собственными эмоциями.
Следующий. В своей работе мы
исследовали влияние самооценки на психологические способности дошкольников.
Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения
«Детский сад № 85». 85 в Витебске. В исследовании приняли участие 14 ребят
старшей группы.
Мы использовали метод «Лестница» (В.Г.
Щур). и «Экспресс-диагностика
когнитивных способностей» Панфиловой. С помощью корреляционного теста
Пирсона мы убедились, что самооценка влияет на когнитивные процессы
дошкольников. Это говорит о том, что наша гипотеза верна.
Материалы
исследования представляют интерес для студентов педагогических и
психологических факультетов, педагогических психологов, дошкольных педагогов и
родителей.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретический анализ
психологических исследований, направленных на изучение кризисов дошкольного
возраста 1.1 Анализ психологических
исследований кризиса трех лет Сейчас
существует мнение о том что личность ребёнка должна формироваться благодаря
взаимодействия с окружающими. И Понятно, что в данном случае формирование его
личности будет полностью зависеть от социальной среды в которой он находится.
Отношение со взрослыми, сверстниками, семьей тире это важные социальные
факторы. В настоящее время есть все основания полагать что развитие детей
сильно изменилась а это в свою очередь оказывает влияние на возрастные
ограничения дошкольного возраста. [4, с. 107].
Мне кажется,
что нижняя граница школьного возраста — это как раз тот период, по которому
определяется психологическая готовность ребенка к обучению. Следует также
отметить, что семилетний возраст изучается теоретически и экспериментально
гораздо больше, чем трехлетний. Изучая психолого-педагогическую литературу,
можно увидеть данные о трехлетнем кризисе, которые очень противоречивы. Таким
образом, мы не можем понять время выхода ребенка из этого кризиса.
Упомянутые
возрастные рамки кризиса все еще обусловлены и, по словам Л.С. Выготского,
скорее «паспорт», чем настоящий. Однако можно выделить несколько основных
симптомов трехлетнего кризиса:
· Негативизм. Характерная черта ребёнка,
поведение которого расходится с просьбой взрослых. К при негативезме ребёнок
отказывается что-то выполнять только потому, что его об этом просят. К потому
как именно просьба взрослого заставляет ребёнка действовать против своей воли.
Как
принято считать что отрицание и непослушание — это разные