Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологический анализ карьерных ориентаций старших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1.
Теоретический анализ психологических исследований проблема карьерной ориентации
старшеклассников. 5

1.1. Понятие карьеры и карьерной ориентации. 5

1.2 Помощь старшеклассникам в карьерной ориентации. 11

1.3 Исследование профессиональных предпочтений старших
школьников с различной половой принадлежностью.. 15

Глава 2.
Эмпирическое исследование карьерных ориентаций старших школьников с различной
половой принадлежностью.. 16

2. 1 Организация и методы эмпирического исследования. 17

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 18

2.3 Рекомендации по пути совершенствования карьерной ориентации старших
школьников с различной половой принадлежностью.
22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

  

Введение:

 

Тема нашего исследования
посвящена психологическому анализу карьерных ориентаций старших школьников.

Выбор профессии является
одним из самых главных выборов, совершаемый человеком. В юном возрасте это
ответственный шаг, ведь выбирая профессию, определяется и образ жизни.

Становления человека как
личности, определения позиции в жизни, активизируют процессы проектирования
себя в профессии.

В
условиях новых рыночных отношений актуальность карьерной ориентации возрастает:
повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении.

В
современной науке достаточно много выработано методик по психологическому
анализу карьерных ориентации у старшеклассников, но недостаточное просвещение в
этой области, может выработать неправильный выбор у выпускников.  Влияние общества на выбор тоже играет свою
роль.

Тема,
которую мы раскрываем актуальна, ведь выбор, который сделает старшеклассник,
определит его жизненный путь. Важно рассмотреть все стороны этого вопроса,
чтобы ответственно подойти к выбору.

В связи
с этим, поиск и определение факторов, влияющих на представления о будущем
старшеклассников, имеет высокую актуальность.

Целью исследования
является выявление различий представлений о будущем у людей с различной половой
принадлежностью.

Задачи:

1.Изучить
теоретические аспекты проблемы карьерных ориентаций личности, понятия «карьера»
и «карьерная ориентация».

2.Проанализировать
подходы к изучению представлений о профессиональной ориентации у старшеклассников
с различной половой принадлежностью.

3.Охарактеризовать помощь
старшеклассникам в карьерной ориентации

4. Провести
исследование профессиональных предпочтений, карьерные ориентации,
смысложизненные ориентации старших школьников с различной половой
принадлежностью.

Объект
исследования — Представления о будущем личности юношеского возраста.

Предмет
исследования — Различие представлений о профессиональном ориентировании у старших
школьников с различной половой принадлежностью.

Гипотеза:
существуют ли значимые различия профессиональных карьерных ориентаций у старших
школьников в зависимости от половой принадлежности.

Характеристика
выборки. Выборку составили ученики 10 – 11 классов в составе 20 человек (10
юношей и 10 девушек).

Методики
исследования:

1. Тест «Якоря
карьеры» Эдгарда Шейна.

2. Тест на
профориентацию по методике Е. А. Климова.

3. Тест
«смысложизненные ориентации» (методика СЖО), Д. А.

Леонтьев.

Полученные
в работе данные могут быть использованы самими старшеклассниками для
осведомленности и работы с построением своего будущего, также для дальнейших
исследований в области представлений о будущем.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования нами
были проанализированы профессиональных предпочтений старших школьников с различной
половой принадлежностью.

В результате психологического анализа была выявлена взаимосвязь половой
принадлежности и профессионального самоопределения у старшеклассников,

Множество отечественных и зарубежных ученых занимаются исследованием
карьеры и карьерных ориентации. Именно перспектива изучения будущего, как выбор
своего пути, привлекает исследователей обширностью изучаемой информации. В ходе
теоретического анализа представлений о карьере и карьерных ориентации. Мы так
же убедились в объёмности темы, в том, что можно изучать ее с самых разных
позиций. Без внимания мы не оставили различия направлений подготовки, как
фактора, обуславливающего выбор профессии в будущем. Данные различных
исследований говорят о наличии различий карьерных, профессиональных, ценностных
ориентаций у старшеклассников с различной половой принадлежностью.

В исследовании мы получили большое количество данных, и , проанализировав
их, пришли в следующему.

Юноши имеют более акцентированную направленность на конкретные
ориентации, а девушки на интеграцию различных сторон образа жизни, нет
доминант, а существует баланс.

Осмысленность жизни у девушек и в общем и по отдельным шкалам выше, чем у
юношей, при этом, у вторых нет высоких значений ни по какой из шкал.

Основные гендерные различия наблюдаются в профессиональной направленности
в таких сферах, как «Человек-Техника» и «Человек — Знаковая система»
свойственны молодым людям, а сферы «Человек-Художественный образ» и
«Человек-Человек» — они свойственны в большей степени девушкам.

Нами
были предложены пути совершенствования карьерных ориентаций для
старшеклассников.
Формы
работы, предложенные нами, помогут юношам и девушкам посмотреть на свои
профессиональные ориентиры с новой стороны. И возможно это повлияет на их
выбор.

Таким образом, гипотеза подтвердилась, действительно существуют значимые
различия карьерных ориентаций у старших школьников в зависимости от половой
принадлежности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований проблема
карьерной ориентации старшеклассников

1.1. Понятие
карьеры и карьерной ориентации

Одно из важных условий
удовлетворенность жизнью у человека является профессиональная ориентация.
Потребности индивидуальны для каждого человека и со временем могут претерпевать
изменения.

Многие отечественные и
зарубежные  авторы рассматривали проблему
карьеры как профессионального роста и развития.

До недавнего времени
такой термин как «карьера» почти не использовался, все больше применялись
понятия профессиональная ориентация, профессиональная жизнь.

Карьера
— индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиций и
поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни.
[17]

Ю.П. Хяюринен указывает
на существование двух основных моделей исследования карьеры. [27]

В первой модели
изменения, происходящие в обществе, и карьера выступают в комплексе, где
психологические и социальные факторы переплетаются между собой.

Вторая модель
подчеркивает неизменность человеческой природы, общественный успех карьеры
связывает с хронологическим возрастом и различиями между индивидами.

Д. Сьюпер разработал
теорию в виде «радуги жизненных карьер». Определил понятие «карьера» как
последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей
жизни. [12]

В отечественной
психологии современное понимание карьеры, проводимое Н.С. Пряжниковым, — «это
не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность
всей жизни». [19]

Самоопределения в жизни
человека встречается несколько раз: после окончания школы, после окончания
ВУЗа, перед сменой профессии.

Бытовой характер термин
«профессиональная карьера» носил до 1990-х годов. В России на протяжении лет
негативно относились к карьере.  С
течением времени подход изменился. Люди стремятся к карьерному росту, считая
его залогом успеха в жизни.  Человек со
своими ориентирами, ценностями ищет реализации в выборе карьеры, что вследствие,
становится реализации личности в целом. В современном мире все больше
исследований проводится в этой области.

С точки зрения Ф. Р.
Филиппова, карьера – это «… продвижение человека по ступеням
производственной, социальной, административной или иной иерархии ». [26]

Авторы одной из первых в
России публикации о карьерных вопросах (Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов, 1993 г.)
утверждают, что карьера – это индивидуально осознанная последовательность
изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и
деятельности в течение трудовой жизни [9].

В последнее десятилетие
все чаще в научной среде стал подниматься вопрос изучения понятия «карьера».

Многие современные ученые
в своих трудах предлагают различные варианты его трактовки.

Понимание термина карьеры
с точки зрения психолого-педагогического направления занимались ученые А.К.
Маркова, Т.Д. Шерет О.П. Терновская.

По
мнению А. К. Марковой, человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру,
как в профессиональном, так и в должностном плане. Эти стороны карьеры могут не
совпадать у одного и того же человека: подлинный профессионал может не сделать
служебную карьеру, и, напротив, человек на высоких должностях может не достичь
столь же высокого уровня профессионализма. [23]

Профессиональный рост
человека, который реализуется в соответствии с ведущими мотивами и потенциально
связан с прохождением череды должностей, обогащением опытом и развитием
человека, что в итоге приводит к достижениям и социальному призванию [29]. Так считала  Т.Д. Шерет, давая определения «карьеры».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы