Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические закономерности развития мышления у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

_Toc4964346
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности мировосприятия младших дошкольников 6
1.2. Средства формирования представлений у младших дошкольников 14
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 17
2.1. Диагностика сформированности мышления у младших дошкольников 17
2.2. Рекомендации по развитию мышления у младших дошкольников 19
ВЫВОДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Приложение 1. 34
Диагностический материал 34
Приложение 2 37
Результаты констатирующего этапа исследования 37
Приложение 3 41
Результаты контрольного этапа исследования 41

 

  

Введение:

 

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?
Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.
Поэтому исследовательская деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития представлений о мире у детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.
Проблема исследования: обоснование возможности использования исследовательской деятельности в развитии мышления младших дошкольников.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности методики использования исследовательской деятельности в развитии мышления младших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития мышления младших дошкольников.
Предмет исследования: методика развития мышления младших дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: исследовательская деятельность будет эффективным средством мышления младших дошкольников, если соблюдается комплекс педагогических и психологических условий ее проведения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2. Рассмотреть педагогические возможности исследовательской деятельности в развитии мышления младших дошкольников;
3. Выделить методы и приемы использования возможностей исследовательской деятельности в дошкольном образовании;
4. Разработать и апробировать методы диагностики уровня развития мышления младших дошкольников;
5. Экспериментально обосновать использование методики развития мышления младших дошкольников средствами исследовательской деятельности;
6. Проверить результативность предложенной методики.
Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей мыслительного развития дошкольников, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
— тестирование;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
База исследования: исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10» г. Москвы. Количество испытуемых 15 человек, это дети младшей группы (от 3 до 4 лет). Участие в исследовании приняли также педагоги и родители. Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
Исследование проходило в три этапа. На первом из них происходила диагностика мышления младших дошкольников о неживой природе у детей. Второй этап включал в себя экспериментальное исследование методики использования исследовательской деятельности в развитии мышления младших дошкольников. На третьем этапе проходила итоговая диагностика и подведение итогов.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты мышления младших дошкольников. Вторая глава посвящена анализу влияния исследовательской деятельности на развитие мышления младших дошкольников. В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе при развитии мышления младших дошкольников на разных возрастных ступенях мыслительная деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, мыслительной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие мышления младших дошкольников зависит от умения воспитателя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения дошкольников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к формированию знаний о неживой природе у детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования мыслительных интересов, учета индивидуальности каждого воспитанника и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Перспектива исследования видится в дальнейшей разработке программ исследовательской деятельности дошкольников, поскольку их использование положительно стимулирует мыслительные интересы детей.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. СПЕЦИФИКА МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Особенности мировосприятия младших дошкольников
В научно-педагогической литературе неоднократно прорабатывались различные аспекты познавательно-игровой деятельности детей дошкольного возраста (Н. Андрусич, А. Кононко, В. Лекторский, Л. Парамонова, Н. Поддьяков и др.). Исследователи характеризовали особенности организованной самостоятельной деятельности детей в дошкольном учебном заведении, новые подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении. Прежде чем использовать термин «познавательно-игровая деятельность», рассмотрим эти два вида деятельности (игру и познание) отдельно, поскольку и познавательная, и игровая деятельность являются неотъемлемыми в развитии ребенка.
Актуальной остается проблема «ребенок↔взрослый», поскольку она отражает научное понимание мыслительного отношения субъекта как опосредованного к другим субъектам [2, с. 306]. Ребенок включается в «живую коммуникативную связь с другими людьми, взрослыми, которые обучают его методам использования вещей, созданных человеком, и этим самым формируют культурные установки и нормы, включая стандарты мыслительной деятельности» [2, с. 177].
На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях мыслительная деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, мыслительной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Определение творческого процесса как качественного перехода от уже известного к неизвестному [3, с. 11] позволяет говорить о тесной взаимосвязи его с мыслительной деятельностью. С одной стороны, необходимым условием творчества является познание. С другой – мыслительная деятельность олицетворяет творческий характер, только степень проявления творчества на тех или иных этапах познания разная.
Н. Поддьяков, анализируя когнитивную сферу ребенка, представляет ее в виде динамической модели обратных переходов от непонятного к понятному, от устойчивого к неустойчивому, в результате чего представление и понятие ребенка приобретают новое качество и достигается умственное развитие.
Полноценность мышления заключается в том, что появление непонятного «опережает» формирование понятного, при этом активность ребенка направлена на поиск возможностей сравнить эти стороны когнитивной сферы, чтобы непонятное стало понятным, неустойчивое – устойчивым [34]. Закономерный творческий характер такого процесса проявляется также в индивидуальной неповторимости когнитивной сферы и в отсутствии образцов, способных регламентировать ее. Вот почему важно формирование общего подхода, объединяющего как мотивы, так и способы познания.
То, что такой подход может быть сформирован у детей, подтверждают научные данные о способности ребенка выделять главное в предмете, о возможности формировать у детей «методологию» мыслительной деятельности.
В практике дошкольного воспитания эти факты учитываются и реализуются в задании формировать не систематизированные, а системные знания, решение которого заключается в изменении содержания и методов дошкольного образования. Общим принципом совершенствования принципа стала идея амплификации детской деятельности. Это привело, во-первых, к сокращению обучаемых тем, во вторых, к выделению в них определяющей взаимосвязи, которая дает возможность начать ознакомление с любым явлением и его начальной структуры.
Изменились методы обучения дошкольников. Широко используются, например, моделирование, эксперимент, конструирование при определенных условиях [34]. Однако основной задачей дошкольного образования является прямая передача знаний. При этом недооценивается умение использовать их для решения проблем, требующих самостоятельного ориентирования в различных условиях.
Усвоение знаний становится самоцелью, а не средством, хотя именно их системный характер может обеспечить непосредственный переход к творческому использованию. Возникает задача специального формирования таких качеств познавательно-игровой деятельности, в которых сочетаются средства и цели.
Формами опосредования познавательной деятельности являются сенсорные эталоны и модельные образы. От уровня овладения ими зависит успешность решения интеллектуальных задач, которые позволяют рассматривать эти формы как общие мыслительные способности, которые развиваются в дошкольном возрасте.
Дети способны осознавать общие подходы к анализу окружающего мира, то есть, во-первых, рассматривать предметы и явления в движении, изменении, во-вторых, изучать их во взаимосвязи с другими, в системе которых они функционируют. Такие общие умения называют способами мыслительной деятельности, и они являются содержанием начальных форм диалектического мышления [3, с. 13].
Овладение средствами и способами мыслительной деятельности позволяет ребенку творчески использовать их для решения проблем, возникающих в процессе мыслительной деятельности. Эта способность актуализируется чаще и эффективнее, когда ребенок умеет видеть и формулировать проблему, направлять усилия на ее анализ и на поиск путей решения проблемы.
Как протекает процесс учения, какие стимулы способствуют его активизации и как его можно направлять – все эти вопросы уже давно является предметом изучения педагогики. Относительно их решения было предложено большое количество теорий, большая часть которых имеет две общие черты: индивидуальность и универсальность. То есть, они рассматривают обучение как процесс, который «происходит в мозге человека», несмотря на то, что этот процесс является одинаковым для всех людей. Однако в последнее время все больше интереса вызывают теории, авторы которых утверждают, что обучение является также социальной деятельностью и у каждого ребенка оно происходит по-своему [34].
Так, дети учатся многому, которым их обучают. В первые четыре года своей жизни дети учатся естественным путем: они знакомятся с чем-либо, держат его в руках, манипулируют, чувствуют, пробуют, получают обратную связь, слышат поощрения, исследуют материалы, учатся у других детей, или в процессе наблюдения. Дети прекрасно овладевают ходьбой и учатся говорить без специальных занятий, потому что у них есть среда, в которой это возможно.
Зато в обучении дети во многом зависят от способностей к обучению – способности заново упорядочить представления и приспосабливать поведение, исходя из личного опыта. Обучение – это также активный и циклический процесс, во время которого дети упорядочивают мир, пытаются получить знания о нем, снова обсуждают то, что уже известно, заново организуют знания, существующие в их сознании, и устанавливают другие, новые связи.
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:
Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
В научно-педагогической литературе неоднократно прорабатывались различные аспекты учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста (Н. Андрусич, А. Кононко, В. Лекторский, Л. Парамонова,
Н. Поддьяков и др.). Исследователи характеризуют особенности организованной самостоятельной деятельности детей в дошкольном учебном заведении, новые подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении. Прежде чем использовать термин «учебно-познавательная деятельность», рассмотрим эти два вида деятельности (обучение и познание) отдельно, поскольку и учебная деятельность и познавательная деятельность являются неотъемлемыми в развитии ребенка.
Актуальной остается проблема «ребенок↔взрослый», поскольку она отражает научное понимание познавательного отношения субъекта как опосредованного к другим субъектам [3]. Ребенок включается в «живую коммуникативную связь с другими людьми, взрослыми, которые обучают его методам использования вещей, созданных человеком, и этим самым формируют культурные установки и нормы, включая стандарты познавательной деятельности» [14].
На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Определение творческого процесса как качественного перехода от уже известного к неизвестному [11] позволяет говорить о тесной взаимосвязи его с познавательной деятельностью. С одной стороны, необходимым условием творчества является познание. С другой – познавательная деятельность олицетворяет творческий характер, только степень проявления творчества на тех или иных этапах познания разная.
Н. Поддьяков, анализируя когнитивную сферу ребенка, представляет ее в виде динамической модели обратных переходов от непонятного к понятному, от устойчивого к неустойчивому, в результате чего представление и понятие ребенка приобретают новое качество и достигается умственное развитие.
Полноценность мышления, по мнению Н. Поддъякова, заключается в том, что появление непонятного «опережает» формирование понятного, при этом активность ребенка направлена на поиск возможностей сравнить эти стороны когнитивной сферы, чтобы непонятное стало понятным, неустойчивое – устойчивым [10]. Закономерный творческий характер такого процесса проявляется также в индивидуальной неповторимости когнитивной сферы и в отсутствии образцов, способных регламентировать ее. Вот почему важно формирование общего подхода, объединяющего как мотивы, так и способы познания.
То, что такой подход может быть сформирован у детей, подтверждают научные данные о способности ребенка выделять главное в предмете, о возможности формировать у детей «методологию» познавательной деятельности.
В практике дошкольного воспитания эти факты учитываются и реализуются в задании формировать не систематизированные, а системные знания, решение которого заключается в изменении содержания и методов дошкольного образования. Общим принципом совершенствования принципа стала идея амплификации детской деятельности. Это привело, во-первых, к сокращению обучаемых тем, во вторых, к выделению в них определяющей взаимосвязи, которая дает возможность начать ознакомление с любым явлением и его начальной структуры.
Системность, последовательность, разносторонность и целостность обучения обеспечивается внедрением в практику работы дошкольных учебных заведений различных видов занятий:
1. По содержательным направлениям образовательной работы:
а) физическое развитие (физическая культура, валеологическое воспитания);
б) мыслительное развитие (ознакомление с окружающим миром, природой, логико-математическое развитие);
в) речевое развитие (обучение элементам грамоты)
г) художественно-эстетическое развитие (изобразительная и музыкальная деятельность).
2. По дидактическим целям:
а) занятия на сообщение новой информации, формирования новых знаний и умений;
б) занятия на закрепление знаний и ранее приобретенных умений, систематизацию накопленного опыта;
в) смешанные занятия (сочетание новых знаний с уже приобретенными);
г) итогово-контрольные занятия.
3. По способам организации детей:
а) фронтальные (проводятся одновременно со всей группой детей);
б) подгрупповые;
в) индивидуально-подгрупповые;
г) индивидуальные.
4. По специфике сочетания и использования методов, приемов, средств обучения [5]:
а) комбинированные;
б) игровые и сюжетно-игровые.
Таким образом, разнообразие видов занятий дает практикам возможность создавать множество вариантов их проведения как организованного обучения дошкольников. Следовательно, возникает необходимость выделения педагогических условий организации эффективной познавательно-игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы