Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические страхи в предпенсионном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ В ПЕРИОД ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «страха» в научных исследованиях 6
1.2. Характеристика психологических проблем в пожилом возрасте 10
1.3. Развитие страхов в период предпенсионного возраста 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ В ПРЕДПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1. Организация процедуры исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
Заключение 28
Список литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность. На сегодняшний день проблема изучения страхов человека является одной из актуальных в психологической науке. Страх является не только отрицательным состоянием, обусловленным угрозой реального либо предполагаемого бедствия, но и выступает в качестве одного из регуляторов человеческой жизни, необходимым и органичным для психики чувством.
В настоящее время особую теоретическую значимость представляют исследования, которые направлены на изучение страхов, связанных с возрастными личностными особенностями, в связи чем особо актуальным является изучение иерархической сетки страхов в соответствии с возрастными принципами. На данный момент в психологии отсутствуют как таковые методики, позволяющие диагностировать субъективное отношение индивида к собственным страхам и оценить уровень их выраженности, поскольку для этого необходимо экспериментальное столкновение личности с изучаемыми страхами и отслеживание реакции, что противоречит этическим принципам.
Постоянное возрастание доли пожилых людей во всем населении становится социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей — в 6 раз, в то время как число престарелых людей (старше 80 лет) увеличится в 10 раз. В России, по прогнозам Российской Академии наук, к 2016 году пожилые люди старше 60 лет будут составлять уже 20 % от общего числа россиян, а дети до 15 лет — всего 17%.
Выход на пенсию — сложное, многоплановое социальное событие и процесс, состоящий из этапа подготовки к оставлению работы, этапа принятия решения о прекращении трудовой деятельности и этапа адаптации к новому образу жизни. Исследования, рассматривающие выход на пенсию, обращаются, в основном, к третьему этапу — адаптации, и не касаются субъективной стороны этапа подготовки к оставлению работы
В современной отечественной литературе период выхода на пенсию рассматривается как кризис утраты профессии (Э.Ф. Зеер), как этап постпрофессионализма (А.К. Маркова), как «маркерное» событие в жизни человека (О.В. Краснова, А.Г. Лидере), как кризис позднего возраста, включающий в себя кризис утраты профессии и кризис перехода от зрелости к старости (В.И. Василенко, В.Р. Манукян). Субъективно выход на пенсию воспринимается как событие, создающее потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей.
Психология пожилых людей является предметом исследования Л.И. Анцыферовой, И.В. Давыдовского, О.В. Красновой, А.Г. Лидерса, О.Н. Молчановой, Р. Калиш, Н.В. Панина, Р. Рошак, в зарубежной психологии И. Кемпера, И. Крайга и др. Анализ подходов к изучению страхов личности представлен в исследованиях ученых — Абакумова Т.В., Байкова И.А., Берзин А., Вилюнас В.К., Захаров А.И., Изард К., Ильясов Ф.Н., Квинн В., Кемпински А., Кирилов И.О., Крайг Г., Крейнина О.В., Левис Ш., Леонтьев А.Н., Нардонэ Дж., Тайсон Ф., Шкуратова И.П., Щербатых Ю.В.) и др.
Цель исследования: изучить особенности психологических страхов в период предпенсионного возраста.
Объект исследования: страхи личности.
Предмет исследования: гендерные особенности субъективной выраженности психологических страхов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы исследования.
2. Представить теоретический анализ психологического понимания страхов.
3. Изучить степень выраженности страхов у лиц предпенсионного возраста и дать анализ результатам исследования.
Практическая значимость состоит в как в конкретизации содержания страхов личности, так и непосредственном использовании данных исследования при психологическом консультировании с лицами предпенсионного и пенсионного возраста. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, представленный 30 источниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Кризис старения предполагает следующие линии развития: необходимость принятия конечности собственного существования и принятие необходимости выполнения ранее не реализованных жизненно важных задач. Среди кризисов ведущими являются: кризис самопознания, необходимость примирения с неизбежностью старения, психосоциальный кризис, переоценка собственного «Я»; ухудшение состояния здоровья (приспособление к изменениям); размышления о наступающей старости. Среди основных проблем у людей предпенсионного возраста можно выделить следующие: предстоящее выключение из активной трудовой жизнедеятельности, изменение характера взаимоотношений с окружающими людьми; развитие психогенных стрессов.
Страх — это базовая эмоциональная реакция, возникающую вследствие опредмечивания тревожности под воздействием реальной, воображаемой либо внушенной опасности, угрозы социальному и биологическому существованию. Страхи подразделяются на навязчивые, бредовые и сверхценные.
Страхи всегда являлись предметом изучения ученых разных наук, которые пытались дать этому понятию научную трактовку — «определенное состояние аффекта» (З. Фрейд); «эмоциональное отражение конкретной угрозы для благополучия» (Р.В. Овчарова); «фундаментальная эмоция, формирующаяся под воздействием потенциально угрожающего стимула (А.И. Захаров); «пассивно-оборонительная реакция» (И.П. Павлов) и т.д.
Феноменология страха описана в исследованиях многих ученых, и сам страх учеными рассматривается при изучении эмоциональных явлений. Так, Э. Клаперед, П. М. Якобсон занимались исследованием страха как чувства, П. М. Вильсон, Д. Риттер — рассматривали страх в качестве базовой эмоции человека; А.М. Прихожан отмечала возможность описания аффективно-личностного характера страха.
В поведении лиц предпенсионного возраста обнаруживается тенденция к тревожности, беспокойству, страхам, что обусловлено изменениями социально-компенсаторных и биологических адаптационных возможностей. Эмоциональная дезорганизация направляет эмоции в сторону страха, тревожности, беспокойства. В основном людям предпенсионного возраста присущи страхи биологического типа, связанные с ухудшением состояния здоровья. Среди психотравматических факторов, провоцирующих риск развития страхов, можно назвать болезни и смерть близких, семейные конфликты, тревожные сновидения, разрушение привычных стереотипов, осознание неизбежности старости, страхов перед болезнями. Психологические страхи связаны с возникновением проблемы одиночества, ухудшения здоровья, прекращением трудовой деятельности и т.д.
На основании эмпирического исследования выявлено, что наибольшей выраженностью у лиц предпенсионного возраста отличаются такие страхи, как страх смерти, болезни, неопределенности будущего, за здоровье и жизнь близких. В меньшей степени будущим пенсионерам свойственны страхи перед ответственными ситуациями, страхами перед угрозой причинения физического ущерба т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ В ПЕРИОД ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие «страха» в научных исследованиях

В настоящее время исследование страхов является актуальной проблемой, что детерминировано различными факторами. Страхи всегда являлись предметом изучения ученых разных наук, которые пытались дать этому понятию научную трактовку. Например, З. Фрейд под страхом рассматривал определенное состояние аффекта, совокупный синтез определенных ощущений с иннервациями разрядки напряжения и их последовательным восприятием [27]. Р.В. Овчарова классифицирует страх как эмоциональное отражение конкретной угрозы для благополучия индивида, отражаемой глубоко в сознании самого человека [15].
Согласно Ю.А. Неймеру, А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому, страх выступает в качестве эмоционального состояния, возникающего при появлении потенциальной угрозы биологическому либо социальному благополучию индивида, при этом подобное состояние акцентировано на сам источник опасности, несмотря на ее действительную угрозу либо воображаемую [16].
С точки зрения А.И. Захарова, страх представляет собой фундаментальную эмоцию, которая способна вырабатываться под влиянием стимула, расцениваемого как потенциально угрожающий. Страх ученым исследовался с позиций естественного фактора, являющегося неотъемлемым в развитии индивида [9]. Классификация страхов производится ученым согласно характеру, степени реальности и интенсивности. В соответствии с характером возникновения страхи дифференцированы на природные, социальные, ситуативные и личностные; по степени реальности, соответственно, страхи подразделяются на реальные и существующие только в воображении; по степени интенсивности страхи классифицируются на острые и хронические.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы