Курсовая с практикой на тему Психологические проблемы воспитания детей в неполной семье.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Роль семьи в формировании личности ребенка
1.2. Психологические особенности развития и воспитания
детей из неполных семей
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
2.1. Организация и методы исследования проблем детей
старшего дошкольного возраста
Введение:
Актуальность
работы. На фоне прогрессивных изменений в дошкольном
образовании, развитию именно эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется
достаточное внимание по сравнению с его интеллектуальным развитием. Однако по
мнению современных психологов и педагогов, только согласованное
функционирование этих двух систем в их взаимодействии способно обеспечивать
эффективное выполнение любых форм деятельности.
На развитие и становление личности ребенка
оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в
постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих
уровней стоит семья.
Семья является первой общественной ступенью в
жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в
семье представляется основой для становления каждого человека как личности.
Семейные взаимоотношения выступают как
первооснова для развития человека и социализации личности ребенка. Семья
является первым и основным социальным институтом, в котором оказывается
человек.
Именно от семьи в первую очередь зависит, каким
будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Определено, что тип
семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки,
набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
Детско-родительские отношения являются
определенным сочетанием личностных особенностей родителей, стиля воспитания,
психологической атмосферы в семье, а также выбранным стилем организации жизни в
семье в общем. Являясь первым институтом социализации, семья формирует у
ребенка те или иные моральные и духовные качества, поло-ролевое поведение,
характер и т.п. В связи с этим детско-родительские отношения имеют сильное
влияние на формирование личности детей.
В семейных отношениях между родителями и детьми
важным является использование педагогических и психологических знаний. Это
включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей
психологии, методов воспитания. При этом семья оказывает влияние на
когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на
протяжении всего жизненного пути.
Психологические исследования в области влияния родительских отношений на
психическое развитие ребёнка в неполной семье нам видятся весьма актуальными.
Пока таких исследований не так много. Проблемы неполной семьи рассматривают
В. Н. Дружинин, А. И. Захаров, Б. И. Кочубей,
Й. Лангмейер, 3. Матейчик, Л. Тархова, Е. О. Смирнова,
И. К. Фридман, С. И. Голод, А. А. Клецин,
Т. А. Гурко, A. M. Демидов и др.
Цель
исследования заключается в изучении психологических
особенностей развития детей в неполной семье.
Поставленная цель исследования предполагает
необходимость решить следующие задачи:
1. Изучить роль семьи в формировании личности
ребенка.
2. Описать психологические особенности развития
и воспитания детей из неполных семей.
3. Организовать исследования проблем детей
старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты исследования и
разработать методические рекомендации по преодолению проблем дошкольников.
Объектом
исследования выступает процесс развития ребенка в неполной
семье.
Предметом
исследования являются психологические проблемы детей из
неполных семей.
Методы исследования, использованные в работе:
1.
Теоретические – теоретический анализ литературы и публикаций по теме
исследования, классификация и систематизация полученных результатов.
2.
Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3.
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая
значимость определяется тем, что имеющиеся в работе
теоретические и научно-методические материалы по особенностям развития детей в
неполных семьях могут применяться в системе повышения квалификации воспитателей
дошкольного образовательного учреждения, а также студентами ВУЗов, обучающихся
на факультете психологии в рамках дисциплины психология семьи с основами
психотерапии, разработке методических рекомендаций по консультированию семей с
тревожными детьми и негативным эмоциональным состоянием.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и
списка литературы.
Заключение:
Таким
образом, мы можем сделать вывод, что старший дошкольный возраст является
последний периодом дошкольного детства ребенка, в процессе которого в психике
детей появляются новые образования. Среди них мы можем выделить произвольность
таких психических процессов как внимание, память и восприятие, что оказывают
влияние на появление способности управлять своим поведением. В это же время
протекают изменения в представлениях ребенка о самом себе, появляется
самосознание и самооценка, на которых влияют более сложные и содержательные
отношения с взрослыми и другими детьми.
Ситуация
развития ребенка в неполной семье является менее благоприятной как в
социокультурном, так и в психологическом отношениях. Роль семьи в обществе
несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т.к.
именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как
первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении
всей своей жизни.
Именно в
семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы
поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Семья является первой
общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в
жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого
человека как личности.
Все заложенное семейными
взаимоотношениями является определяющим для построения в будущем отношений с
другими людьми, появлении определенного поведения при взаимодействии с
окружающим социумом. При этом, тип взаимоотношений, который был сформирован в
родительской семье, зачастую переносится на свою будущую семью.
Также важными
условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи.
Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные
интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения
между родителями и детьми.
В последнее время особо остро стала ощущаться
потребность в создании службы психологического консультирования семей.
Количество семей, обращающихся за специализированной помощью к психологам,
постоянно растет. Особый круг вопросов встает перед родителями, имеющими детей
с проблемами развития, среди которых выделяется в первую очередь низкая
самооценка, уровень агрессивности и тревожности, проблемы с эмоциональным
состоянием. Все это определяет особенности проведения психологического
консультирования по проблемам дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Семейные взаимоотношения
выступают как первооснова для развития человека и социализации личности
ребенка. Семья является первым и основным социальным институтом, в котором
оказывается человек.
В семейных
отношениях между родителями и детьми важным выступает использование
педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных
особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания [15].
Детско-родительские
отношения являются определенным сочетанием личностных особенностей родителей,
стиля воспитания, психологической атмосферы в семье, а также выбранным стилем
организации жизни в семье в общем. Являясь первым институтом социализации,
семья формирует у ребенка те или иные моральные и духовные качества,
полоролевое поведение, характер и т.п. В связи с этим детско-родительские
отношения имеют сильное влияние на формирование личности детей [8].
Семейное воспитание же представляет валовую интегративную
характеристику внутрисемейных отношений, показывающую отношение родителей к
своему родительскому долгу, разного рода ценностные ориентации и установки,
эмоциональное отношение к ребенку и уровень родительской компетенции. А типы
семейного воспитания могут быть гармоничными либо дисгармоничными.
Исследователи
стилей семейного воспитания говорят о том, что существует некая классификация,
основанная на различных признаках и свойствах. Рассмотрим подробнее основные
стили семейного воспитания.
1.
Авторитарный стиль.
Родители с
авторитарным воспитанием придерживаются традиционного канона, который
заключается в авторитете и власти родителей, безоговорочном послушании детей.
Зачастую в
таких семейных отношениях прослеживается низкий уровень вербальной
коммуникации, наблюдается применение наказаний и запретов, а также требования,
которые могут быть достаточно жестокими.
В такой семье
у ребенка формируется зависимость, можно увидеть отсутствие инициативы и
пассивность. Такие дети не способны становиться лидерами, имеет низкую степень
социальной и коммуникативной компетентности, а также низкий уровень социальной
ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Для
детей мальчиков, воспитывающихся в таких семьях, характерно проявления
агрессивности и низкого уровня волевой и произвольной регуляции [21].
2. Либеральный
стиль.
Родители,
придерживающиеся либерального стиля воспитания, ставят себя на одну ступень с
детьми. Она предоставляют ребенку полную свободу, с целью получения ребенком
самостоятельного опыта.
В таких
семьях нет правил или запретов. Не существует регламентации поведения. Однако
при этом отсутствует реальная помощь и поддержка со стороны родителей.
Отмечается, что в таких семьях нет уровня ожидания в отношении тех или иных
достижений ребенка.
Семьи
либерального типа характерно формирование инфантильности и высокой тревожности
ребенка, способствование отсутствию независимости и появлению страха реальной
деятельности и достижений. В таких семьях можно наблюдать избегание ребенком
ответственности и высокую импульсивность [26].
3.
Демократический стиль.
Родители,
придерживающиеся демократического стиля воспитания, мотивируют свои поступки и
требования, одновременно с этим прислушиваются к мнению ребенка и уважает его
позиции, способствуя развитию самостоятельности суждений. Результатом этого
становится понимание ребенком своих родителей, что приводит к послушанию и
развитию у детей чувства собственного достоинства.
В таких
семьях родители становятся для детей образцом гражданственности, трудолюбия,
честности и нравственности, проявляется стремление становиться похожим на
родителей.
Данные исследований многих ученых говорят о том, что
воспитательные стили родителей значительно влияют на формирование личности,
которое наблюдается на уровне черт, личной зрелость и семантической структуры
обыденного сознания [30].