Курсовая с практикой на тему Психологические проблемы воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы исследования психологических проблем воспитания 5
1.1 Современное
научное понимание феномена «воспитание». 5
1.2 Анализ
представлений о современных психологических проблемах воспитания 13
Выводы по главе 1. 17
Глава 2 Эмпирическое
исследование психологических проблем воспитания. 18
2.1 Организация
исследования: описание выборки, методик. 18
2.2 Анализ
результатов эмпирического исследования. 18
Таблица 1. 19
Выводы по главе 2. 22
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Приложение 1. 27
Введение:
Воспитание
является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В
Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" приведено
следующее определение воспитания: воспитание – деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства.
Как
правило в процессе воспитания ребенок осваивает основные нравственные и
культурные конструкты и ценности того социума, в котором он существует,
овладевает социальными нормами и правилами поведения и взаимодействия с
окружающими. В различные эпохи и периоды воспитание осуществляется различными способами
и методами, однако можно отметить, что основным способом воспитания выступает
личное общение и взаимодействие взрослого с ребенком, непосредственное
восприятие ребенком тех ценностей и культурных тенденций, которые должны быть
присвоены в результате воспитания.
Главными
ценностно-смысловыми ориентирами продуктивного алгоритма воспитательной системы
выступают общечеловеческие ценности: воспитание Землянина; Гражданина и
Патриота своего Отечества; Семьянина; Профессионала; Человека образованного, культурного,
цель жизнедеятельности которого – сохранение Мира на Земле (по В. А.
Караковскому), которые опираются на целостную образовательную систему
осуществления описанной деятельности.
Увеличение
уровня продуктивности формирования нравственных характеристик школьников
подразумевает формирование и организацию деятельности целостной образовательной
системы осуществления данной деятельности. Идеальная цель подобной
воспитательной систем: личность учащегося с прочным положительным восприятием и
принятием общечеловеческих ценностей.
Однако
исследователи и педагоги выделяют также и психологические проблемы воспитания.
В настоящее время одной из таких проблем выступает, например, проблема
негативного влияния Интернет-пространства на формирование ценностей молодого
поколения. Так, в виртуальном пространстве представлено большое количество
различных систем ценностей и взглядов, в том числе негативных, неприемлемых в
обществе, которые могут усваиваться детьми и молодежью, несмотря на те
ценности, которые пропагандируются в социальных институтах.
Цель
исследования: изучить современные психологические системы воспитания.
Заключение:
Современный
образовательный процесс предусматривает не только формирование у субъекта
определенных умений, знаний, способов действия, но и личностных качеств,
взглядов на мир, определенной точки зрения. Говоря иначе, обязательным
компонентом любого образовательного процесса является воспитательный компонент.
При этом, несомненно, большое значение имеют те методы воспитания, которые
применяются педагогом в работе с каждым учащимся.
Следует
отметить, что к настоящему времени в педагогике представлено огромное
количество разнообразных методов воспитания, соответственно, перед педагогом
встает выбор такого метода, который в данном конкретном случае принесет
наибольшие плоды, окажется максимально эффективным. В свою очередь, это
приводит к вопросу об основаниях для выбора тех или иных методов воспитания в
разных условиях и для разных групп обучающихся или субъектов. Можно, конечно,
говорить о том, что хороший педагог интуитивно чувствует, какие методы
воспитания целесообразно применять в том или ином случае, однако такая тактика
построения воспитательного процесса далеко не всегда эффективна.
В
практической деятельности педагоги, воспитатели, выбирая методы воспитания,
руководствуются целью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное
значение имеет возраст детей, и индивидуальные особенности большей части
воспитанников.
Фрагмент текста работы:
Современное
научное понимание феномена «воспитание» И.Г.Песталоцци целью воспитательной деятельности считал совершенствование
человеческой природы, для того чтобы обеспечить нравственный и религиозный
социум. Первым аспектом воспитательной деятельности является материнская
любовь, соответственно, первой составляющей целостной системы воспитания
выступает семейное воспитание. В случае, если за основу берется что-либо простое
и чистое, то у человека формируется стремление действовать в соответствии с
моральными нормами, интуитивно оценивая базовые принципы и стремясь к эталону
воспитания. Для Песталоцци эталоном воспитанного человека являлась личность, в
которой оптимальным образом соотносятся три основных фактора, которые оказывают
интенсивное воздействие на становление личности человека: ментальная сила, сила
сердца и техническая сила, которые ассоциируются с интеллектом, сердцем и
руками [9].
Воспитание ума — это накопление знаний, воспитание сердца — формирование
моральных и религиозных представлений, воспитание рук — формирование
технических умений, в том числе физическое воспитание. Внутренним фактором,
интегрирующим данные факторы, выступает любовь. Любовь как фундамент силы
сердца инициирует проявления нравственного и религиозного поведения,
соответственно, все три вида поведения следует гармонично интегрировать.
Основой для формирования подобной гармонии выступает, в соответствии со
взглядами Песталоцци, воспитании ребенка в гармонии с природой, что позволяет
педагогу посредством коммуникации с природой достичь определенных трансформаций
в человеческой природе, сделать его более благородным..
Ф.Фребель развил и систематизировал воспитательную концепцию Песталоцци.
Согласно его представлениям, природа и люди объединены Богом и развиваются
согласно закону Божьему, остается только освоить способность проявлять,
демонстрировать подобную божественную природу. Воспитательная деятельность
должна ориентировать ребенка в данном направлении. При этом Фребель одной из
наиболее важных форм воспитательной деятельности называл воспитание в семье. Местом
естественного развития детей он считал дом, а лучшими учителями — родителей. Детский
сад, в его понимании, выступает как необходимый вспомогательный инструмент в
воспитании ребенка [12].
Согласно представлениям И. Ф. Гербарта воспитательная деятельность должна
стать основой для формирования гармоничного взаимодействия между волеизъявлением
и формированием разнообразных интересов ребенка. Достичь этого можно за счет
нравственного воспитания, воспитывающего обучения и руководства. Придерживаясь
взглядов Канта, Гербарт считал хорошего человека эталоном идеальной личности, а
становление нравственного характера в данном аспекте выступает в качестве цели
воспитательной деятельности. Он придерживался точки зрения, что фундаментом
духовного функционирования субъекта выступают его представления, соответственно,
вырабатывая у ребенка мысли определенной направленности или определенные
сочетания представлений, можно сформировать требуемый характер личности. Таким
образом, Гербарт пропагандировал концепцию становления нравственного посредством
освоения знаний. Однако он придерживался авторитарного подхода в воспитании,
виды основную его суть в руководстве детьми. Цель подобного управления —
подавление чрезмерной подвижности, озорства ребенка, неорганизованности его
поведения. Именно за счет руководства можно организовать внешний порядок, а этика
позволяет сформировать порядок внутренний. В качестве средств воспитания
Гербарт выделял угрозу, надзор за воспитанниками, приказания и запрещения. Однако,
чем интенсивнее данные средства использовались непосредственно воспитательной
деятельности, тем большее количество педагогов склонялось к целесообразности
концепции свободного воспитания, предложенной Руссо, с которой были согласны
педагоги различных мировых государств как с концепцией спонтанности и самотека в
воспитании. Гербарт, наоборот, старался систематизировать педагогику как науку,
создать для нее научную базу из сочетания этики и психологии. Цели воспитания
он старался сформулировать, опираясь на этику, а средства воспитания отбирал в
психологической науке. Это составляет специфику его концепции [11].