Курсовая с практикой на тему Психологические проблемы матерей находящиеся в декретном отпуске
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблем матерей находящиеся
в декретном отпуске. 6
1.1. Различные аспекты изучения материнства. 6
1.2. Психологические проблемы материнства. 10
Глава 2.
Практические аспекты проблем матерей находящиеся в
декретном отпуске. 16
2.1. Анализ
результатов исследования. 16
2.2.
Рекомендации по преодолению психологических проблем в декретном отпуске. 22
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 29
Введение:
Введение
Актуальность исследования.
Необходимость
сохранения здоровья подрастающего поколения актуализировала проблему
психологической помощи семье и, главным образом, женщине, воспитывающей
ребенка.
В последние
десятилетия у российских матерей наблюдается деформация ценностей и норм,
социальных стереотипов и установок, изменяются их функции в отношениях с
ребенком (Е.В. Васильева). То есть феномен материнства сегодня претерпевает
существенные изменения (И. Кон, М. Мид, Г.Г. Филиппова, М.С. Радионова, Е.
Badinter, R. Gelles, В. Kornel и ДРО
В процессе
взаимодействия с ребенком женщина неизбежно сталкивается с различными видами
трудностей.
Изучая
детско-родительские отношения, отечественные и зарубежные исследователи в
основном акцентируют внимание на эффективности развития личности ребенка в
процессе этих отношений (Дж. Боулби, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Фрейд, К. Хорни,
Д.В. Виникотт, М. Кляйн, A.C. Спиваковская, Е.О. Смирнова и др.).
Проблемы
матери в этом аспекте изучены недостаточно. Поэтому особую актуальность
приобретает исследование психологических трудностей матери, которые могут
возникать в процессе взаимодействия с ребенком и нарастать по мере его
взросления.
Рождение
ребенка является для женщины ответственным событием и в целом изменяет ее
жизнь, перестраивает отношения во всех аспектах ее бытия: от семейного,
бытового до профессионального и личностного.
Включенность
женщины в постоянные взаимодействия со своим ребенком, «замкнутость»
психологического пространства этих диадных отношений формируют совершенно
особенную среду бытия матери, наполненную новой для женщины ответственностью,
обязанностями, физическими нагрузками и эмоциональными переживаниями, а также
многими другими сопутствующими материнству психическими процессами и
состояниями.
Действие
многочисленных стрессогенных факторов материнства (как объективных, так и
субъективных) может вызывать накопление у женщины усталости и изнеможения, что
ведет к ее истощению и, как следствие, эмоциональному «выгоранию» и депрессии.
Изучение
факторов, провоцирующих появление депрессии у матерей и ее последствий,
приобретает особую актуальность. Проблема изучения данного феномена в
предлагаемом ракурсе заключается в определении спектра личностных особенностей,
обусловливающих опасность депрессии.
Ранняя
диагностика, коррекция и профилактика развития депрессии могут предупредить ее возникновение
у матерей и помочь в приостановке начавшегося процесса, а также способствовать
предупреждению деформаций личности не только матери, но и ребенка.
Учитывая
неразработанность данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии,
встает задача создания надежной психодиагностической методики для оценки
наличия и уровня депрессии у матерей.
В настоящее
время этот аспект материнских исследований является одним из наиболее острых
направлений психологических исследований — как в практическом, так и в
теоретическом плане. Сюда относятся проблемы, связанные с матерями, которые
бросают своих детей и открыто игнорируют и жестоко обращаются с ними, нарушения
отношений матери и ребенка, которые являются причиной снижения эмоционального
здоровья детей и отклонений в их оптимальном психическом развитии.
Таким
образом, исследование данного феномена в контексте детско-родительских
отношений является важным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Объект исследования — матери находящиеся в декретном
отпуске.
Предмет исследования — психологические проблемы матерей
находящиеся в декретном отпуске.
Цель исследования: выявить психологические проблемы
матерей находящиеся в декретном отпуске.
Для достижения
цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить
различные аспекты изучения материнства
2.
Проанализировать психологические проблемы материнства
3. Провести анализ
результатов исследования
4. Предложить
рекомендации по преодолению психологических проблем в декретном отпуске
Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы:
развития, системности, детерминизма, единства сознания и деятельности,
взаимообусловленности внешнего и внутреннего в развитии психических явлений и
основные принципы гуманитарного и естественнонаучного подходов в психологии,
культурно-историческая концепция формирования личности (Л.C. Выготский) и
субъектно-деятельностный подход к изучению социально-психологичеких явлений
(C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский и др.), а также положения
по основам экспериментальной психологии (В.Н. Дружинин).
Методы
исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, тест «Шкала депрессии»,
адаптированный Т. И. Балашовой, U-критерий Манна-Уитни.
Теоретическая значимость: работа может быть использована в
различных психологических исследованиях в качестве теоретического источника.
Практическая значимость: работа может быть использована
психологами для организации помощи матерям, находящимся в декретном отпуске.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В современных
исследованиях изучение материнства как психосоциального феномена имеет два
основных направления: обеспечение развития ребенка и как части женской
личностной сферы. Счастье материнства далеко не всегда бывает безоблачным. Мамы
эмоционально и физически устают. И не только от длительного процесса
беременности и родов, но навалившихся обязанностей, бессонных ночей.
Депрессия-это
психическое заболевание, характеризующееся расстройствами настроения.
Изменения, которые происходят в семейной жизни после рождения ребенка, также
играют определенную роль в возникновении депрессии. Отношения между супругами,
текущие и предыдущие родительские отношения, жизненные события, отношения
способности и поддержки-все это отражается на состоянии матери и ребенка.
Например, если отец ребенка отказывается помогать жене ухаживать за ребенком или
не уделяет жене достаточно внимания.
Часто
неспособность построить собственную семейную жизнь обусловлена отсутствием
положительного опыта семейной жизни, накопленного в детстве и подростковом
возрасте родителями семьи. Доверие, поддержка и любовь родителей помогают
сформировать уверенность будущей матери, которая помогает ей адаптироваться к
новой роли матери. Если у женщины нет положительного опыта семейной жизни,
который помогает строить отношения в собственной семье, она не готова видеть
себя женой, а потом и матерью. Ей труднее понять причины неизбежных трудностей
семейной жизни. Она менее комфортно переносит любые стрессы, в том числе
беременность и роды. Депрессия чаще встречается у матерей находящихся в
декретном отпуске. В это время привычный ритм жизни, быт и привычки полностью
перестраиваются, что само по себе является большим стрессом для женщины. Кроме
того, частое недосыпание, частое недоедание, отсутствие помощи по дому и
круглосуточное сидение дома могут повлиять на эмоциональный фон женщины.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблем матерей находящиеся в
декретном отпуске 1.1. Различные аспекты
изучения материнства
В современных
исследованиях изучение материнства как психосоциального феномена имеет два
основных направления: как обеспечение развития детей и как часть индивидуальной
сферы женщины. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную
психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов и послеродового
периода.
В
соответствии с первым направлением мы рассмотрим следующие аспекты материнских
исследований [12]:
Культурно —
исторические аспекты матери;
Психофизиологические
аспекты матери;
Психологические
аспекты матери;
Психология и
педагогика;
Психотерапевтическое
направление;
Материнство
как этап гендерной, возрастной и личностной идентичности; девиантное
материнство;
Индивидуальные
генетические аспекты материнского становления.
Культурно —
исторические аспекты материнства. В исследованиях этого направления материнская
система рассматривается исторически детерминированной, время от времени
меняющей свое содержание. Кросс-культурные исследования, главным образом работы
Мида, показывают, что в разных культурах содержание материнского поведения и
материнского эмоционального опыта, а также представления о развитии ребенка и
роли матери различны в зависимости от конкретных культурных паттернов
материнства и детства.
В исследовании ставится вопрос о биологических основах
обеспечения материнства развития детей, а также вопрос о специфических
культурных