Курсовая с практикой на тему Психологические причины школьной неуспеваемости у учащихся младших (средних, старших) классов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Теоретические аспекты психологических причин
школьной неуспеваемости у учащихся младших
классов………………………………………………………………………5
1.1. Исследование неуспеваемости младших
школьников в зарубежной и отечественной
психологии………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические причины
школьной неуспеваемости у младших
школьников……………………………………………………………………………………….. ……13
1.3. Взаимосвязь и
взаимовлияние самооценки,
тревожности, учебной мотивации и уровня
неуспеваемости младших школьников………………………..18
2.Опытно-экспериментальное
исследование психологических причин неуспеваемости младших школьников………………………………………………………24 2.1. Организация
и методы исследования ………………………………………24
2.2. Результаты
исследования и их анализ …………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………………….32
Список литературы ……………………………………………………………….34
Введение:
Нынешнее состояние нашего общества характеризуется
глубокими изменениями и трансформациями во всех сферах. Эти изменения вызвали
переоценку ценностей и новые взгляды на мир, общество и людей.
Недавние изменения в российских школах отражают эти
сложные процессы, которые можно охарактеризовать как изменение социальных
приоритетов, поскольку они основаны на изменении самой образовательной
парадигмы, что отражено в Законе «Об образовании» РФ.
Для изменения образовательной парадигмы необходимо найти
подходящие для идей новой образовательной парадигмы методы воздействия на
обучение, позволяющие более эффективно организовать учебный процесс, чтобы
можно было сформировать у студентов качества, необходимые для выживания на
конкурентном рынке. отношения, такие как оптимизм, творчество, творческая активность,
чувство собственного достоинства, самооценка. При этом проблема школьной
неуспеваемости сегодня стала особенно актуальной.
Изучению причин школьной неуспеваемости и путей ее
преодоления посвящены многие исследования педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева,
Г.А. Антоновой, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, М.А. Даниловой, Л.В. Занкова,
В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, М.П. Кашкина, Н.А. Менчинской, Э.И. Моносзон,
Н.И и других. Многими авторами
отмечалось, что школьная неуспеваемость — это не только низкий уровень знаний
неуспевающего ученика, несоответствующий требованиям времени, но и проблемы
поведенческого плана. Устранение психологических причин неуспеваемости младших
школьников – не новая проблема.
Цель исследования состоит в выявлении психологических причин неуспеваемости школьников, а также
реализации педагогических условий для работы по устранению психологических
причин неуспеваемости детей школьного возраста.
Объектом исследования является неуспеваемость школьников
как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: психологические причины
неуспеваемости детей школьного возраста.
Гипотеза исследования: неуспеваемость школьников можно
предупредить если будут выявлены психологические причины неуспеваемости младших школьников.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены
следующие задачи исследования:
— рассмотреть
теоретические аспекты психологических причин школьной неуспеваемости у учащихся
младших (средних, старших) классов;
— исследовать причины неуспеваемость младших школьников в
зарубежной и отечественной психологии;
— определить проблемы
школьной неуспеваемости у младших школьников;
— провести
опытно-экспериментальное исследование психологических причин неуспеваемости
младших школьников
Методы исследования:
Методы аналитического исследования психолого-педагогической
литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, анкетирование,
тестирование.
Теоретическая значимость
исследования заключается в уточнении понятий: «неуспеваемость»,
«психологические причины неуспеваемости» младших школьников
Практическая значимость исследования определяется тем, что
предлагаемая система работы по предупреждению неуспеваемости отвечает
современным требованиям учебно-воспитательного процесса школы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы и приложения.
Заключение:
В результате анализа теоретических
материалов по данной теме были выявлены причины и последствия неуспеваемости
детей в школе. Когда ребенок идет в школу, его жизнь кардинально меняется, и социальная
ситуация развития меняется конкретным образом. Формируется образовательная
деятельность, которая для него является лидером. Именно на основе учебной
деятельности развиваются основные психологические факторы школьного возраста.
Также хочу отметить, что этот
возраст чувствителен: формирование учебной мотивации, развитие познавательных
процессов; развитие производственного оборудования и навыков воспитательной
работы, «обучаемость»; раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
развитие навыков саморегуляции и саморегулирования; развитие адекватной
самооценки, развитие критики себя и других; установление социальных норм,
нравственное развитие; развитие коммуникативных навыков со сверстниками,
построение дружеских отношений.
Раннее детство является периодом
становления и бурного развития образования и влияет на учебную деятельность.
Недостаточное развитие произвольного внимания, произвольной памяти, способности
регулировать умственную деятельность приводит к снижению успеваемости.
Важно отметить влияние мотивации на
учебную деятельность, формирование которой начинается задолго до поступления в
школу. Основное содержание мотивации в этом возрасте — «учиться». Мы
сосредоточились на психологических последствиях школьной неуспеваемости и их
влиянии на развитие личности учащихся. Мы предположили, что у школьников,
которые не преуспели в учебе, снизилась самооценка и мотивация к обучению, а
также повысилась тревожность.
В ходе исследования, самооценка,
учебная мотивация и тревожность школьников проводились в двух группах. На
основе наблюдений детей в классе и во время перерывов были выделены две группы
детей, которые рассказали учителю об особенностях учеников и их учебной
деятельности. В первую группу вошли школьники, которые преуспели в учебе, а во вторую
группу – школьники неуспевающие. Исследование частично подтвердило гипотезу.
Согласно исследованиям, ученики,
которые не успевают в школе, обладают более низкой самооценкой и более
тревожными. Однако уровень учебной мотивации у школьников, успешно и неуспевающих
в учебе, практически не различается.
Фрагмент текста работы:
1.Теоретические
аспекты психологических причин школьной неуспеваемости у учащихся младших
классов
1.1.
Исследование причин неуспеваемости младших школьников в зарубежной и
отечественной психологии
Школьная практика давно доказала, что каждый ученик без каких-либо
органических дефектов может приобретать знания в рамках школьной программы, но
не во всех случаях удается достичь необходимого уровня усвоения, а некоторые
ученики испытывают трудности с усвоением учебных материалов. [7]
Специалисты из разных
областей педагогической науки отдают приоритет тому или иному аспекту этого
вопроса. Таким образом, основной исследовательский объект обучения определяется
особенностями условий обучения и учебного процесса, что способствует
преодолению академической неуспеваемости. С другой стороны, психологи
акцентируют внимание на личностных характеристиках неуспешных студентов в
процессе обучения, чтобы выявить оригинальность их учебной деятельности.
Психологические исследования
дают ответ на этот вопрос — какова типичная комбинация характеристик
школьников, определяющих природу академической неуспеваемости. Педагогическая
основа такого исследования содержится в работе А.М.Гельмонта. В этой работе
проводится дифференцированный анализ неуспеваемости школьников и их причин [8].
1) плохая
подготовленность и значительные пробелы в знаниях;
2) отрицательное
отношение к учению;
3) отсутствие привычки к
организованному труду, недостаточный уровень общего развития.
А.М.Гельтман указал, насколько
тесно переплетаются причины полагаться на учителей и учеников, насколько
эффективен метод обучения, это зависит от понимания индивидуальных особенностей
учеников и как отсутствие этого метода приводит к формированию новых негативных
эффектов.