Курсовая с практикой на тему Психологические причины школьной неуспеваемости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы неуспеваемости школьников 6
1.1. Понятие и сущность школьной неуспеваемости 6
1.2. Классификация неуспевающих школьников 11
1.3. Факторы и причины неуспеваемости школьников 16
2. Эмпирическое изучение причин неуспеваемости младших школьников 24
2.1 Описание проведения эксперимента 24
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 28
Заключение 36
Список использованной литературы 40
Приложение 1 43
Введение:
Школьная неуспеваемость считается самой главной центральной проблемой, с которой сталкивается педагогика и педагогическая психология. И по сей день самым «больным» местом любого общеобразовательного учреждения остается низкий уровень успеваемости среди учащихся. Причин тому множество и это не только несовершенные методы обучения виноваты, но и возрастные особенности, психологическая готовность детей к обучению в школе. На сегодняшний день данная проблема аще больше актуализировалась в связи с тем, что современные школьники имеют неправильно сформированное восприятие к образовательному процессу, не понимая общественной значимости, а самое главное у них нет стремления к успешности на уровне учебного процесса.
Актуальна проблематика выяснения причинно-следственной связи и факториальности в процессах неуспеваемости обучающихся. Возникновение затруднений связано с многообразием причин, сложности возникающее при их идентификации, как следствие педагогический анализ осуществить практически невозможно в том или ином конкретном случае. Что и обусловило актуальность данной темы.
Проблемой неуспеваемости занималось огромное количество исследователей, посвятив этому значительную часть своих трудов, причем ищут ответы, на этот вопрос, начиная с XVII в. и по сегодняшний день. Веками длится процесс изучения факторов, которые вызывают неуспеваемость, причем на международном уровне. Но прошло уже столько времени, а ответы так и не найдены, поскольку приходит новый век, новое поколение и новые веяния в образовательной системе и в общественной жизни и эту проблему пересматривают заново, поскольку открываются новые аспекты для ее детального и более подробного изучения.
Проанализировав литературные источники, была заметна тенденция изучения данной проблематики многочисленными исследователями. Многими педагогическими классиками был применен разносторонний подход к анализу причинных компонентов влияющих на неуспеваемость учащихся, а также были предложения различных путей решения проблемы, как в преодолении, так и в предупреждении.
Среди отечественных ученых и педагогов, которые изучали отдельные аспекты проблем связанных с предупреждением и преодолением неуспеваемости учащихся можно выделить следующих — Ю. К. Бабанского, М.А. Данилова, А.М. Гельмонта, В.П. Есипова, Л.В. Занкова, Ф.Ф. Королева, С.М. Риверса, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а также психологов — Б. Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, Н.А. Менчинскую, Н.И. Мурачковского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славина, А.А. Смирнова, В.С. Цетлина, дефектологов – Т.А. Власова, B.И. Лубовского, М.С. Певзнера, зарубежных исследователей – Я.А. Коменского, А.Дистервега, P. Barney, J. Bruner, I. Illich, J. Konopnicki, C. Kupisiewioz, H. Lowe, G. Stohr, G. Witzlack и других.
Выдающимися отечественными психологами также было проведено множество работ в области выяснения факторов влияющих на неуспеваемость учащихся. Наибольший всесторонний и фундаментальный вклад на уровне психологии в решение данного вопроса внесли: Г. А. Антонова, В. И. Зыкова, Н. А. Менчинская, Н. И. Мурачковский, А. М. Орлова, Л. С. Славина, П. П. Блонский, Т. Л. Мусеридзе и другие ученые.
Причинам неуспеваемости школьников посвящены труды современных ученых и исследователей, таких как: Ю. П. Вавилов, В. Ф. Калошин, Л. И. Максименкова, О. А. Непрокина, А. А. Солодовникова, А. В. Тончева. Проблеме преодоления неуспеваемости школьников принадлежат работы: Н. Г. Акушевой, Е. А. Афониной, А. В. Корпенко, Н. П. Локаловой, Е. Н. Осиповой. Проблеме формирования учебной мотивации у школьников посвящены труды Р. В. Туртуловой и О. В. Лаврику.
Объект исследования – школьная неуспеваемость.
Предмет исследования – психологические причины школьной неуспеваемости.
Гипотеза: проблема школьной неуспеваемости может быть решена учителем в том случае, если будет проведена правильная и своевременная диагностика причин неуспеваемости обучающихся.
Цель курсовой работы – определить психологические причины неуспеваемости в обучении школьников.
Задачи курсовой работы:
— Раскрыть понятие школьной неуспеваемости;
— Привести классификацию неуспевающих школьников;
— Определить факторы и причины неуспеваемости школьников;
— Исследовать и проанализировать причины неуспеваемости школьников 2 класса МКОУ «Комсомольская ООШ»;
Методы:
— Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
— Наблюдение за учебной деятельностью младших школьников 2 класса МКОУ «Комсомольской ООШ»;
— Методика «Заучивание 10 слов»;
— Методика «Исключение лишнего»;
— Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона);
— Методика «Графический диктант».
Исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская основная общеобразовательная школа». В нем приняли участие 11 учащихся 2-го класса.
Заключение:
Одна из актуальнейших проблем современной школы – проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости.
Для исследования состояния разработанности проблемы неуспеваемости школьников был проведен анализ существующих в психолого-педагогической литературе дефиниций понятия «неуспеваемость». Наиболее удачливым мы назовем определение В. С. Цетлина: «несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения — цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года»
Был сделан вывод, что по своей сущности неуспеваемость школьников – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Были определены типы и виды неуспеваемости школьников, также составлена психологическая характеристика неуспевающих школьников.
Проанализировав различные классификации неуспевающих школьников, мы выделили основные категории, такие как:
— дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);
— дети с временной задержкой психического развития;
— педагогически запущенные дети;
— дети с ослабленным слухом и зрением;
— дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
На сегодняшний день ученые выделяют несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:
• Физиологический фактор;
• физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, нарушения двигательных функций центральной нервной системы и др.
• Психологический фактор;
• психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность восприятия информации, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узкий кругозор и др.
• Социологический фактор.
• педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы и др.
• социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка и др.
Все приведенные факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.
Базой исследования послужила МКОУ «Комсомольская ООШ». В нем приняли участие 11 учащихся 2-го класса.
Была проведена беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности. Также проводилось наблюдение младших школьников 2-ого класса на уроках математики и русского языка для выявления психологических причин обозначенных учителем трудностей.
В ходе беседы с учителем и на основе наблюдения за школьниками 2-ого класса мы выявили ряд трудностей в их обучении и определили возможные причины этих трудностей. Полученные данные были приведены в Приложении 1.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы неуспеваемости школьников
1.1. Понятие и сущность школьной неуспеваемости
Неуспеваемость как проблема давно была и есть первой неразрешенной как в теоретическом, так и практическом плане.
Поскольку у проблемы неуспеваемости школьников очень много сложностей и аспектов, то для того чтобы ее всесторонне рассмотреть необходимо применение целостного синтетического подхода, способного к интеграции знаний полученных в разных областях психологии — общая психология, возрастная и педагогическая психология, психодиагностика.
Для изучения состояния того насколько разработана проблема неуспеваемости учащихся было необходимо проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу и дефиниции понятия «неуспеваемость».
В.С. Цетлин давал следующее определение неуспеваемости: «подготовка обучающихся не соответствует образовательному стандарту, который обуславливает фиксируемые в том или ином фиксированном промежутке образовательного процесса — наличие цепочки уроков на которых изучается тот или иной вопрос либо радел курса, учебная четверть, полугодие, год» [7, C. 39].
Давая определение понятию неуспеваемости, мы также должны согласиться с B.C. Цетлиным, особенно в том, что данное понятие не может быть догмой, поскольку школа постоянно подвержена изменениям, изменяются цели и содержание процесса.
Согласно определению П. И. Пидкасистого, неуспеваемость — это наличие систематического отставания учащихся при усвоении образовательного содержания относительно предусмотренными в рамках учебной программы и образовательных стандартов, вследствие чего о полноценном обучении нельзя будет говорить, поскольку таковое исключается [8, C. 28].
Причем стоит отметить, что между неуспеваемостью и неудовлетворительной оценкой нельзя ставить знак равенства. Поскольку