Курсовая с практикой на тему Психологические причины конфликтного поведения в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы конфликтного поведения
подростков.. 5
1.1
Определение конфликтного поведения в психолого-педагогической литературе 5
1.2
Особенности подросткового возраста. 10
Выводы по 1
главе. 15
Глава 2 Организация исследования конфликтного
поведения подростков.. 16
2.1 Методы и методики конфликтного поведения
подростков. 16
2.2 Разработка программы
психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков. 23
2.3 Анализ результатов исследования
психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков. 24
Заключение. 30
лИТЕРАТУРА.. 32
Приложения.. 34
Приложение 1. 34
Приложение 2. 35
Введение:
Актуальность. Проблемы
психического и физического развития подростков изучаются давно. Это особенно
сложный период, проходящий в развитии социализации детей. В данный период происходит
множество положительных этапов развития. Дети становятся самостоятельными,
повышают уровень отношений с ровесниками и взрослыми, меняют направление своих
интересов и деятельности, развивают отношение к себе и к людям. Но одновременно
появляются негативные факторы, проявляющиеся в том, что происходит дисгармония
в формировании личности, меняются утвердившиеся интересы детей, проявляются
протестные наклонности по отношению к требованиям взрослых, к которым они
относились положительно.
Исходное состояние проблемы.
Изучение процесса нарушений в поведении детей подросткового возраста определяют
актуальность социальной проблемы, так как проявившиеся негативные факторы
являются показателем неадекватных отношение между подростками и обществом.
Общество показывает, что подросток достиг такого уровня, когда он должен нести
на себе часть ответственности, получать некоторую часть ответственности
взрослых.
Объектом исследование
было выбрано конфликтное поведение подростков .
Предмет исследования был
определен как психолого-педагогическая коррекция подростков.
Цель работы – изучить
психологические причины конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования
заключается в том, что конфликтное поведение подростков будет изменено в случае
проведения специализированной программы, которая включает упражнения, занятия и
игры на взаимодействие. Задачи работы:
1. Дать
определение конфликтному поведению в литературе;
2. Определить
особенности подросткового возраста;
3. Выделить
методы и методики исследования;
4. Разработать
программу коррекции конфликтного поведения;
5. Провести
анализ результатов работы программы.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались
следующие группы методов:
Теоретический метод: анализ литературы по теме исследования.
Эмпирический метод: анализ по методикам:
— тест описания поведения К. Томаса (адаптация Гришиной Н.В.);
— тест «Уровень конфликтности» В.И. Андреев;
— тест «Предрасположены ли Вы к конфликтам?» А.В. Кисилев.
Эмпирическая база
исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №132 г.
Волгоград»
Структура работы: В работе 37 страниц, две главы, 15 источников
литературы.
Заключение:
В результате написания данной работы были реализованы все задачи,
указанные во введении. Благодаря этому было достигнута основная цель –
разработана психолого-педагогическая программа коррекции конфликтного поведения
подростков.
Таким образом у них слабо развита потребность в общении, имеется
эмоциональная и мотивационная незрелость, проблемы в учебе, низкая самооценка,
недостаточность в развитии интеллектуальных и эмоционально-волевых
возможностей. Отсюда следует, что у них нет возможности для самостоятельного и
продуктивного устранения недостатков.
Важное ориентацией коррекционной работы по снижению конфликтности
подростков является смягчение эмоционального дискомфорта, повышение
самостоятельности и самоконтроля, контроль за агрессивностью и возбудимостью.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сказать, что ученики 9
класса в количестве 26 человек показали
следующие результаты:
Программа состоит из десяти занятий, каждое длится по 45 минут. При
повторном исследовании, проведенном после прохождения программы, можно видеть,
что в плане изучения конфликтности, проявления агрессии изменились установки,
касающиеся мыслей детей относительно настоящего времени. Долговременные
установки не претерпели изменений.
Поэтому можно сказать, что программа, предложенная в формирующем
эксперименте, является эффективной. Однако, учитывая ее краткосрочность,
результаты являются нестойкими и формируют лишь поверхностные результаты. Для
повышения устойчивости и закрепления результатов необходимо проводить
постоянную работу в плане коррекции конфликтного поведения подростков.
Однако, гипотеза, которая была выдвинута в начале работы была
полностью подтверждена. Психолого-педагогическая коррекция конфликтного
поведения с подростками способствует снижению конфликтности в коллективе. Также
важно учитывать, что работа является комплексной и ориентирована на снижение
конфликтности, а также на работу с агрессией и тревожностью. На базе
проведенного исследования были сформированы рекомендации по формированию
последующей целенаправленной работы, ориентированной на снижение уровня
конфликтности.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Теоретические основы
конфликтного поведения подростков
1.1
Определение конфликтного поведения в психолого-педагогической литературе При изучении темы конфликтного поведения в подростковом возрасте,
необходимо понять и определить особенности подросткового возраста в целом.
Значение важности подросткового возраста для становления личности будущего
взрослого, изучается в различных источниках психолого-педагогической
литературы.
В ходе подросткового возраста происходит расширение социальных
границ ребенка, происходят изменения в его характере, его жизненных целях,
направлениях деятельности и любимых занятиях. Это можно объяснить тем, что
меняется место подростков в социальной структуре общества. От них требуют
большей ответственности. Также происходит увеличение объем деятельности
подростка, сменяет тип его характера, корректируется структура личности,
которая определяется изменением ранее сформированных структур и тем, что
появляются новые образования, закладываются сознательное поведение, появляется
направленность деятельности, формируются окончательные нормы и установки в
моральном и нравственном поведении.
Все это происходит на фоне противоречий в физиологическом и
психическом плане, формировании нового духовного развития ребенка. Этот этап в
жизни ребенка определяется психологами как переходный, сложный, критический.
Как формальная теория, так и народная мудрость изображают
подростковый возраст как период обострения межличностных конфликтов. Хотя
современные формулировки несколько расходятся с общепринятыми представлениями о
подростковом возрасте как периоде нарушенного личного и социального поведения,
стереотип сохраняется
В своих трудах, посвященных конфликтам со сверстниками, Шанц в 1987
году продемонстрировал, что конфликт можно и нужно отличать от агрессии,
доминирования, конкуренции, влияния и гнева. Эмпирически обоснованное
определение конфликта может быть объективно оценено; каждый из его временных
компонентов может быть проанализирован отдельно и во взаимосвязи с другими
компонентами. Хотя этот дифференцированный подход широко применяется в
большинстве областей межличностных конфликтов, он лишь эпизодически
использовался при изучении социальных отношений подростков
Повышенное внимание к определениям и временным особенностям
проясняет значение конфликта для развития. Необходимо описать конфликт в более
широком контексте развития подростков. Имеет ли межличностный конфликт в
подростковом возрасте отличительные особенности и особое значение для развития?
Ключевой тезис состоит в том, что теории социальных отношений, в
которых предполагают непрерывность и постепенная трансформация конфликтного
поведения, обеспечивают альтернативу преобладающим взглядам на развитие
подростков. Психоаналитические, социобиологические и когнитивно-развивающие
объяснения подчеркивают возрастные различия и сводят к минимуму вклад отношений
и контекстов; изменение конфликтного поведения считается результатом
индивидуального созревания.
Возраст не считается основным источником различий в подростковом
конфликтном поведении. Необходимо учитывать четыре параметра для полноценного
понимания природы конфликтов. В первом случае конфликт определяется и
обсуждается со ссылкой на концептуальные и методологические вопросы. Во втором
рассматриваются психоаналитические, социобиологические, когнитивно-развивающие
и социальные модели отношений применительно к конфликтному поведению
подростков. В третьем разделе описывается репрезентативное исследование с
подробным описанием различий между подростковыми отношениями и между
возрастными группами.
Частота и интенсивность конфликтов, их разрешение и результаты
обсуждаются в рамках каждой из выдвинутых теоретических основ. В заключительном
разделе предлагается всесторонняя интерпретация исследований подростковых
конфликтов. Подчеркиваются контекстуальные соображения и обсуждаются их
последствия.
Психология конфликта формируется на основе психологии личности,
социальной психологии, психологии общения. Существенный вклад в исследование
психологии конфликта привнесли работы К. Томаса, выделившего пять основных
типов поведения людей в конфликтной ситуации (избегание, соперничество,
приспособление, компромисс, сотрудничество) и придумавшего тестовую методику с
целью установления склонности человека к какому-либо из этих типов. Ряд авторов
обнаружили ряд отличительных черт коммуникации среди участников конфликта. В
педагогике конфликты исследуются на разных возрастных этапах социализации
личности: —
в дошкольном возрасте (Т. И.
Юферова [16] и др.);
— в школьном возрасте (В. М. Афонькова [2] и др.);
— в подростковый период (Т. В. Драгунова [4] и др.);
— в молодежных, студенческих группах (В. М. Басова [3]).
Изучая труды иностранных педагогов, стоит упомянуть о теории Шантца,
который в 1987 году охарактеризовал конфликт как "раз-распределенной
социальный эпизод" с несколькими различными функциями, в том числе
частотой и интенсивностью (частота и эмоционального "тепла"
конфликта), проблема (конфликт теме), инициирование и оппозиции (поведения,
которое начало конфликта), разрешение (сделать вывод) и итоговый (после
завершения конфликта).
Подобно пьесе или роману, конфликт следует за сюжетом или
организованной последовательностью, с главный герой и антагонист (участники
конфликта), тема (проблема конфликта), осложнение (начальное противостояние),
нарастающее действие, кульминация, кризис (разрешение конфликта) и развязка
(результат).