Курсовая с практикой на тему Психологические причины и факторы формирования зависимости от интернета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты изучения
психологических причин и факторов формирования интернет-зависимости. 5
1.1 Интернет и взаимодействие пользователя с ним. 5
1.2 Зависимость как психологическая категория. 9
1.3 Понятие интернет-зависимости. 14
1.4 Факторы обуславливающие интернет-зависимость. 19
2. Практические аспекты изучения психологических
причин и факторов формирования интернет-зависимости. 25
2.1 Исследование №1. 25
2.2 Исследование №2. 29
2.3 Исследование №3. 32
Заключение. 35
Список использованных источников. 38
Приложение. 42
Введение:
В
России за последнее десятилетие Интернет нерушимо вошел в нашу жизнь.
Свидетельством тому могут быть ежедневные посещения всемирной паутины
миллионами людей, для общения, отдыха, работы, просто поиска необходимой
информации и т.д. Является безусловным, в ХХI в. Интернету принадлежит огромная
положительная роль в жизни человека, однако, наряду с его достоинствами
присутствует и негативное последствие его распространения в мире – это
формирование болезненного пристрастия к нему, классифицируемое как зависимость
от Интернета.
Интернет-зависимость
признается одним из вариантов аддиктивного нарушения, имеющего нехимическую
природу, обладающего значительными негативными последствиями для самого
человека, его окружения и социума в целом, что в самых тяжелых случаях требует
оказания квалифицированной медицинской помощи с максимальным уровнем
персонализации [1].
Отдельные
аспекты рассматриваемой проблемы в той или иной мере изучались социологами,
психологами, педагогами и психиатрами (К. Янг, М. Гриффитс, А. Голдберга, Р.
Дэвиса, А.Е. Войскунского, О.Е. Смыслова, А.А. Аветисова О.Д. Бабаева и др.).
Исследователями предложено определение интернет-зависимости, ее критерии и
оценочные инструменты. Результаты проведенных исследований используются многими
специалистами-практиками в качестве основы для разработки системы
профилактических мер и во многом определяют современное состояние и перспективы
изучения проблемы.
Актуальность исследования. Несмотря
на продолжающееся увеличение количества работ и в зарубежной и в
отечественной психологии, по-прежнему все еще нет единой точки зрения о
детерминантах интернет-зависимости. При этом многими авторами одними из
основных называются психологические причины и факторы данного вида зависимости.
Изучение данных причин позволит осуществить более эффективные профилактические
мероприятия интернет-зависимости личности.
Объект исследования: зависимость
от Интернета.
Предмет исследования: психологические
причины и факторы формирования зависимости от Интернета.
Цель исследования:
рассмотреть, что представляют собой психологические причины и факторы
формирования интернет-зависимости.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть особенности взаимодействия
пользователя с Интернетом.
2. Охарактеризовать понятие зависимости и
интернет-зависимости.
3. Перечислить факторы обуславливающие
интернет-зависимость.
4. Обобщить исследования основных психологических
причин и факторов формирования зависимости от Интернета.
Гипотеза исследования. Психологическими
причинами и факторами формирования зависимости от Интернета являются:
· преобладание у лиц поведенческой стратегии
избегания, и слабого поведенческого контроля ресурсов (исследование №1);
· стиль семейного воспитания (исследование №2);
· фактор одиночества (исследование №3).
Методы исследования:
теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы)
и практические (тестирование).
Научная новизна исследования: в
работе впервые сделана попытка обобщить основные психологические причины
интнернет-зависимости.
Теоретическая значимость исследования: проведен
анализ психологических причин и факторов формирования интернет-зависимости.
Практическая значимость исследования:
результаты работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для
преодоления интернет-зависимости.
Структура работы:
введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список
использованной литературы и приложение.
Заключение:
Работа
посвящена изучению психологических причин и факторов формирования зависимости
от Интернета. Исследование проведено на теоретическом и практическом уровнях.
В
первой главе представлена теоретическая часть исследования. Бурное развитие
компьютерных технологий и необычайно быстрое внедрение их в повседневную жизнь привели
к активному взаимодействию человека с Интернетом. Почти не существует моментов,
в которых не пришлось, бы обращаться к нему.
В
процессе такого взаимодействия вырабатывается новая форма общения –
виртуальная, со своими законами и правилами поведения. Зачастую процесс
погружения в эту среду, имеет стихийный характер, т.к. спонтанно возникающие и
развивающиеся коммуникативные способности формируются вне реальной жизни. В
этом процессе присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты.
Одним из отрицательных является интернет-зависимость.
Под
зависимостью в психологической литературе понимается ощущаемая человеком
навязчивая потребность в определенной деятельности. Однако в том случае, когда эта
навязчивая потребность начинает заслонять собой все остальные цели в жизни
человека, становясь ее смыслом, можно с уверенностью говорить о формировании
зависимости как аддиктивном поведении.
Интернет-зависимость
– это чрезмерное, доминирующее в жизни увлечение Интернетом, которое используется
для ухода от реальности и ведет к деформации или качественным изменениям
социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
В качестве
факторов формирования такой зависимости выступают психологические, социальные, нейробиологические
и генетические причины. Однако из них сегодня наиболее изученными являются
психологические.
Вторая
глава посвящена практическому исследованию основных психологических причин и
факторов формирования – зависимости. В работе рассмотрены три исследования.
Гипотезами
исследований являются предположения, что психологические причины и факторы
формирования зависимости от Интернета заключаются в:
· преобладании у лиц поведенческой стратегии
избегания, и слабого поведенческого контроля ресурсов (исследование №1);
· стиле семейного воспитания (исследование №2);
· факторе одиночества (исследование №3).
Результаты
первого исследования показывают, что лица, склонные к интернет-зависимости характеризуются
высоким уровнем личностной тревожности, депрессии, агрессивности и
враждебности. Помимо этого, для интернет-зависимых характерны низкие показатели
силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. Выявленные
особенности интернет-зависимых предрасполагают их к увеличению использования
Интернета за счет возможности конструирования в ней новой виртуальной личности,
получения эмоциональной поддержки и признания в Интернете, а также за счет
возможности достижения целей не путем развития собственных необходимых качеств,
а путем смещения самих целей в виртуальную реальность.
Результаты
второго исследования показывают, что семейное воспитание является решающим в
развитии интернет-зависимости. Так, противоречивое и унижающее воспитание ведет
к агрессивно-защитному типу поведения детей
с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание –
к пассивно защитному типу поведения с робостью и зависимостью. Соответственно,
у подростков воспитывающихся в семьях с авторитарным типом воспитания наиболее
выражены показатели интернет-зависимости. Данную особенность можно объяснить
поведение личности зависимого подростка. Базовая потребность ребенка в
безопасности, достаточно сильно игнорируется в семье с таким типом воспитания.
Подросток, ища себе спокойную и безопасную обстановку и находит ее в Интернете.
Так же в семьях с авторитарным типом воспитания у ребенка достаточно слабо
развиты навыки коммуникации и взаимодействия с людьми, любая ситуация общения
может вызывать у него чувство тревоги и страха, но этот страх пропадает при
коммуникации в Интернете.
Результаты
третьего исследования показывают, что интернет-зависимые характеризуются такими
показателями коммуникативной сферы, как высокая степень одиночества и
конфликтности, что свидетельствует о наличии у них трудностей в формировании и
успешном осуществлении межличностного общения. Преодоление данных трудностей у
интернет-зависимых осуществляется путем замещения реальности общения на
виртуальное. Именно Интернет предоставляет возможность конструирования в рамках
общения новой виртуальной личности.
Отсюда,
основными психологическими характеристиками и факторами формирования
интернет-зависимости можно назвать: одиночество, низкие коммуникативные способности
и компетенции, авторитарный стиль воспитания, предпочтение стратегии избегания
при столкновении с трудностями, низкие показатели силы воли,
стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе.
Таким
образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотезы исследований
могут считаться подтвержденными.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты изучения
психологических причин и факторов формирования интернет-зависимости
1.1 Интернет и взаимодействие пользователя с ним
Потребность
человека в информации считается одной из самых главных среди основных жизненных
потребностей. Сегодня, ООН признано право человека на информацию, и, как
следствие, право на доступ в сеть Интернет, что документально закреплено в
положении A/HRC/17/27 от 16.05.2011 [39]. Ежедневно Интернетом пользуются
порядка 2 миллиардов человек, без учета пользователей, которые пользуются
интернетом с мобильных устройств, т.к. те выходят в сеть периодически. Таким
образом, основная масса населения Земли желает реализовать право и потребность
в информации, для чего и посещает Интернет. Развитие Интернета сопряжено не
только с техническим прогрессом, но и социокультурным прогрессом, являющимся
его следствием и необходимостью.
Интернет
выполняет множество важных функций в жизни человека:
· основной и всеобъемлющий источник информации,
как база данных (различные энциклопедии, современные СМИ, сетевые библиотеки,
справочные сайты и т.д.);
· универсальная среда телекоммуникации, позволяющая
людям общаться даже если они находятся на громадном расстоянии друг от друга
или говорят на разных языках (коммуникация доступна благодаря разнообразным чатам,
сервисам, электронной почте, форумам и т.п.).
С
самого начала Интернет проектировался в виде единой коммуникационной системы,
при попадании в которую пользователи имели бы доступ к разнообразным службам и
сервисам. Взаимодействие пользователей с Интернетом, происходит путем
скачивания либо отдачи контента. При использовании данного ресурса как средства
телекоммуникации, пользователи взаимодействуют друг с другом непосредственно
внутри сети. На сегодняшний день, это особая среда «обитания» пользователей,
где присутствует иной уровень духовного бытия, обладающий значительным отличием
от реальной жизни.
Огромное
количество пользователей в Интернете, уже само по себе подразумевает существование
своеобразной социокультурной среды, со своей особой культурой поведения,
традициями, образом жизни и особым языком, понятными лишь тем, кто каким-то
образом взаимодействует с этой средой.
Рождаясь,
человек существует лишь в мире физических объектов, коим является и он сам. Его
социокультурное бытие оказывается привязано к миру и определяется посредством
его реального общения, т.е. взаимодействия с другими индивидами. В процессе
социализации и происходит обучение человека жизни в этом обществе.
Глобальный
мир Интернета, является виртуальной реальностью, где пользователь вынужден
сталкиваться с особой культурой, что предполагает обучение ее нормам поведения
и традициям [17, с. 154].
Глобальной
сетью предполагается формирование и функционирование различных социальных
групп, появление которых вне интернет-сообщества просто невозможно. Все они
зачастую существуют на базе технических и информационных возможностей, кардинально
отличающихся от возможностей, что предоставляются реальной жизнью. Интернетом создаются
длительные коммуникационные связи, носящие более устойчивый характер. Их образование
происходит спонтанно или при определенной необходимости для самих
пользователей. Такие сообщества в Интернете содержат различные типы людей
(отсутствует разделение по каким-либо уровням (социальному, культурному или
интеллектуальному)) и, несмотря на существующие четкие связи в этих
сообществах, в них отсутствуют какие-либо четкие границы. И все эти сообщества
представляют собой единое глобальное информационное сообщество на просторах сети
Интернет.
Исследование,
проводимое в 2014 г. Чевтаевой Л.Н позволило выделить особенности
информационного взаимодействия пользователей сети Интернет [36].
Так,
первое место принадлежит поиску справочной информации (порядка 62%
пользователей Интернета). Другими словами, более половины пользователей
обращаются к Интернету в основном, если требуется получение какой-то справки,
либо уточнение каких-то фактов (навигация, уточнение расписания транспорта,
просмотр прогноза погоды и т.п.). Это стало более доступно после появления
смартфонов, что делает выход в Интернет очень удобным. Например, на посещение
сайтов профессиональной тематики (чтение и скачивание специализированной
литературы) приходится порядка 16,28% пользователей, на поиск образовательных
сайтов 14%, скачивание художественной литературы – 12,97%. Просмотр
документальных фильмов, чтение новостей и общение в соцсетях – порядка 9,82%
пользователей; уделят внимание просмотру клипов и посещению интернет-магазинов
(8,93% пользователей).
Второе
место заняло скачивание и обмен различным софтом порядка 28,57% пользователей. Это
скачивание мультимедиа (фильмы) контента и использование электронной почты –
12,5%. Размещение своей музыки и статей, художественных фильмов и фотографий –
4,76% и 4,65%. Примерно 4,33% ведут свои блоги и поддерживают твиттер-аккаунты.
Порядка 2,33% размещают частные объявления и рекламу.
Третье
место по популярности, занимает обращение к компьютерным играм (9,43%
пользователей).
Другими
словами, Интернет дает интерактивные возможности каждому пользователю, получать
и отдавать информационные продукты в той или иной форме, взаимодействовать друг
с другом либо же со службами самой сети. Даже с учетом того, что пользователями
больше потребляется контент и информация из сети, а в значительно меньшей
степени, делятся всем этим, происходит своеобразный культурно-информационный
обмен, что весьма благотворно сказывается на развитии Интернета и культуре
человеческого общества в целом.
Необходимо
сказать, что в интернет-сообществе могут устанавливаться горизонтальные связи,
а также происходить трансформация вертикали отношений, что в итоге отражается
на изменениях отношений и в реальной жизни. К примеру, сегодня посредством «Twitter»
отдельному школьнику может ответить Министр образования. Однако принадлежность
к виртуальным группам в таком сообществе может быть лишь иллюзорной. Так, то же
виртуальное присутствие в каком-то блоге, в «Twitter» зачастую может сводиться
не к участию, а лишь к просмотру комментариев. Данные обстоятельства
способствует развитию феномена «попутчика», риску начала жизни чужой жизнью,
иллюзии знакомства со знаковыми фигурами.
Интернет
как своеобразная мозаичная система, предоставляя возможности многообразных
отношений, придает им характер фрагментарности, временности. В них
маски-персоны, которые определяют групповую принадлежность, достаточно легко
надеваются и так же быстро могут сниматься. Непрекращающиеся, постоянно
расширяющиеся и меняющиеся контакты напоминают мир вещей одноразового
пользования. Данные обстоятельства способны порождать у человека привычку не иметь
стойких и длительных привязанностей и, соответственно, оставаясь одиноким во множестве
сообществ, человеку транслируется ощущение ненадежности, неуверенности и
отсутствия безопасности [32, с. 121].
Помимо
этого, в сети Интернет присутствует целый ряд коммуникационных рисков
(кибербуллинг, груминг, встреча с сетевыми незнакомцами, интенсивное общение в
многопользовательских играх).
Другими
словами, контекст и процесс формирования взаимодействия пользователей с
Интернетом, достаточно сложен и неоднозначен. Люди, погружающиеся в Интернет,
самостоятельно развивают социабельность в новой виртуальной форме, используя
свои природные данные и коммуникационные возможности среды. В подавляющем
большинстве этот процесс имеет стихийный характер, т.к. спонтанно возникающие и
развивающиеся коммуникативные способности и компетенции формируются в большой
степени вне контекста взаимодействия людей в реальной жизни.
Таким
образом, взаимодействие пользователей с Интернет средой имеет свои особенности.
При этом в этом процессе присутствуют как положительные, так и отрицательные
моменты. Одним из отрицательных является интернет-зависимость. Для понимания
этой категории, дадим общую характеристику понятию «зависимость».