Курсовая с практикой на тему Психологические особенности выбора карьеры у спортсменов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У СПОРТСМЕНОВ 5
1.1 Характеристика карьеры, особенности построения, этапы и типология 5
1.2 Характеристика и особенности спортивной карьеры 12
1.3 Анализ основных психологических характеристик развития индивидуальных карьерных траекторий у студентов-спортсменов 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА КАРЬЕРЫ У СПОРТСМЕНОВ 23
2.1 Цели и методы исследования 23
2.2 Описание и анализ полученных результатов 26
2.3 Выводы по результатам исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Развитие и совершенствование профессионального спорта в нашей стране инициировало появление различных научных исследований, раскрывающих сущность и характеристики основных аспектов профессиональной спортивной карьеры. Эти исследования обнаруживают, что профессиональная спортивная карьера представляет собой многолетнюю спортивную деятельность, ориентированную на демонстрацию высоких спортивных достижений и непрерывное спортивное совершенствование. При этом сама по себе спортивная деятельность как вид деятельности довольно сложна и происходит в основном в экстремальных условиях соревновательного плана.
Несмотря на то, что в последние годы проблема спортивной карьеры неоднократно составляла предмет исследований спортивных специалистов, она остается еще не до конца изученной. Большинство опубликованных научных работ, которые посвящены проблеме спортивной карьеры, определяют либо те проблемы, с которыми сталкивается профессиональный спорт, либо освещают развитие специальных способностей, которые необходимы спортсмену для успешной реализации своей деятельности. Однако в них недостаточно внимания уделяется проблемам социализации личности в спорте, выявлению этапов профессионализации, описанию специфики психологического сопровождения и особенностей выбора карьеры в спорте.
Иначе говоря, сейчас в научной литературе по проблемам развития карьеры далеко не всегда уделяется необходимое внимание аспектам развития данной системы как таковой и тем более относительно современных подходов к их построению с использованием различных технологий. При этом стоит отметить, что в успешном управлении и развитии карьеры заинтересованы и государство, и общество, поскольку подобный подход в первую очередь снимает социальную напряженность.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования по анализу психологических особенностей выбора карьеры у спортсменов.
Цель работы – осуществить анализ психологических особенностей выбора карьеры у современных спортсменов. В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ типологий и этапов карьеры в психологической науке.
2. Определить специфику спортивной карьеры.
3. Провести практическое исследование психологических особенностей выбора карьеры у студентов-спортсменов.
Объект исследования – система спортивной карьеры. Предметом исследования являются психологические особенности выбора карьеры у спортсменов. База исследования: студенты института физкультуры и спорта г. Волгограда.
Теоретико-методологическая основа работы: Изучению различных аспектов системы карьеры посвятили свои работы такие авторы как Э. Шейн, Ф. Беттджер, Э. Борри. Вопросы, связанные с пониманием сущности системы карьерного развития анализируются в работах таких отечественных ученых как В.И. Верховина, А.П. Егоршина, А.Л. Журавлева, А.Я. Кибанова и др.
В работе применялись следующие методы сбора и анализа информации: метод включенного наблюдения; опросные методы; метод анализа.
Структура работы: работа написана на 42 страницах, состоит из введения (3 страницы), двух глав (теоретическая и практическая глава), заключения (2 страницы), списка использованной литературы (25 источников) и приложений (5 приложений).
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной практической программы по управлению карьерой у спортсменов.
Заключение:
Проведенное исследование показало, что выбор студентов-спортсменов детерминирован тем, что сегодня спортивные психологи рассматривают две карьеры для спортсмена — это, непосредственно, сама спортивная карьера и та карьера, которую спортсмен может продолжить либо уйти после завершения спортивной карьеры, либо совместно со спортивной карьерой заниматься и развивать уже карьеру в каком-либо другом направлении.
При анализе основных аспектов профессиональной деятельности спортсменов были определены конкретные психологические компоненты индивидуальных карьерных траекторий, которые способствуют достижению результата в спортивных профессиях:
1) сознательное предвосхищение общественно-ценного результата сознание обязательности достижения необходимого результата (т.е. понимание меры ответственности и переживание ответственности);
2) владение внешними и внутренними технологиями деятельности (знание средств деятельности, практическое применение средств деятельности);
3) эмоциональные переживания, связанные с применением средств деятельности;
4) ориентировка в межличностных производственных отношениях (понимание как четкое знание вариантов взаимоотношений и само переживание данных взаимоотношений).
Исследуя спортивную карьеру студентов-спортсменов, мы определили, что, на сегодня, мы имеем дело с ранней карьерой, так как из результатов опрошенных, мы отметили тот факт, что спортивная карьера начинается еще в дошкольном возрасте, когда родители приводят своих детей в спорт и, как показали результаты, очень рано из него уходят.
Результаты опросов спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру и уже завершивших ее, обнаружили, что сами спортсмены воспринимают завершение спортивной карьеры как определенный кризис в своей жизни. Острота психологических проблем после завершения спортивной карьеры представляется даже более острой, чем на этапе ее «финиша».
Опросы показали, что основными психологическими проблемами являются профессиональное самоопределение и избавление от дискомфортных психоэмоциональных состояний. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что в данных случаях должна быть направлена и оказана психологическая помощь спортсменам.
Итак, в процессе настоящего исследования были решены следующие задачи:
1. Осуществлен теоретический анализ типологий и этапов карьеры в психологической науке.
2. Определена специфика спортивной карьеры.
3. Проведено практическое исследование психологических особенностей выбора карьеры у студентов-спортсменов.
Завершив практическое исследование динамики развития самоотношения личности студентов-спортсменов в период их обучения, можно заключить следующие выводы. Наша гипотеза о том, что существуют различия в критериях самоотношения студентов в период их обучения, т.е. сам компонент самоотношения не является в личностной структуре статичным, оно может меняться под влиянием условий обучения, развития и социальной среды – подтверждается результатами использованных в исследовании методик.
Таким образом, поставленная цель и задачи исследования достигнуты.
Фрагмент текста работы:
В процессе своей профессиональной деятельности индивид, обычно, занимает не одну, а несколько определенных должностей. Подобная последовательность должностей и называется профессиональной карьерой.
В настоящее время определение «карьера» довольно широко применяется в науке и практике управления. Но при этом стоит обратить внимание на то, что, однако трактуется данное понятие по-разному. Определение «карьера» произошло от итальянского «carriera», что в переводе обозначает «бег, жизненный путь, поприще». Стоит отметить, что уже в самой этимологии прослеживается определенная двойственность в современном интерпретировании карьеры, динамичная и статичная особенности данного явления. Карьера понимается, во-первых, как процесс довольно интенсивного движения; во-вторых, и как результат данного движения. В общем аспекте как научный термин, карьера в настоящее время имеет множество трактовок, которые можно условно объединить в следующие три основные группы [5, с.21].
1. К первой группе можно отнести определения, которые отождествляют карьеру с набором выполняемых индивидом видов профессиональной деятельности и занимаемых профессиональных должностей:
1) фактическая последовательность должностных ступеней (т.е. рабочих мест и положений в организации);
2) профессиональное продвижение, рост как некоторые этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних его уровней к другим;
3) продвижение сотрудника по должностной лестнице: изменение профессии, специальности и квалификации, статуса (т.е. должности), роли (должностных обязанностей);
4) иерархическое отражение этапов должностного продвижения сотрудника в процессе всего трудового пути или определенного его отрезка.
2. Во вторую группу входят определения, которые рассматривают карьеру как процесс развития и самореализации человека как активного субъекта:
1) индивидуальная последовательность аттитюдов (т.е. социальных установок) и некоторых поведенческих проявлений, которые связаны с профессиональным опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни;
2) карьера сотрудника (руководителя или специалиста) как процесс его успешной профессиональной самореализации при общественном признании и в результате продвижения по служебной лестнице, что дает взаимный интерес компании и сотрудника.
3. Третья группа включает в себя определения, которые не ограничивают карьеру только лишь профессиональной сферой жизни:
1) виды деятельности, которые определенным образом слиты с образом жизни и реализующие цели жизни человека;
2) совокупность ролей индивида, которые направлены на реализацию себя в какой-то из наиболее важных сфер жизни, таких как досуг, работа, семья.
Таким образом, подобное разнообразие определений карьеры говорит о том, что в современном понимании карьера имеет как внешнюю сторону (т.е. прохождение последовательных этапов продвижения), так и внутреннюю, психологическую.
Идеальная форма карьерного процесса представляет собой развитие по восходящей (т.е. прогрессивный тип). Каждая последующая стадия изменений в этом процессе отличается от предыдущей более высоким уровнем способностей и возможностей своей жизнедеятельности. Она включает в себя достигнутые раньше результаты и дает необходимость для более поздней стадии. По причине того, что понятие карьеры в настоящее время не всегда связывается именно с профессиональной деятельностью, для определения стремления к успеху в профессиональной сфере также применяется понятие «деловая карьера», под которым понимается самореализация субъекта в процессе его профессионального роста, смены занимаемых профессиональных позиций (т.е. профессий, должностей и т. п.).