Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности воспитания близнецов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития и воспитания близнецов 6

1.1. Особенности психологического развития детей-близнецов 6

1.2. Проблемы и психологические особенности воспитания детей-близнецов 8

Глава 2. Анализ проблем воспитания и развития близнецов в семье 15

2.1. Анализ особенностей воспитания детей близнецов в семье 15

2.2. Анализ психологических проблем воспитания и развития детей в многодетной семье: характеристика, профилактика семейных конфликтов 25

Заключение 30

Список используемой литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность работы. В настоящее время в России участились случаи рождения близнецов. По информации Фонда социального страхования, число рождения двоен в России выросло с 8,374 тысяч (за 2006 г.) до 19,816 тысячи (за 2020 г.).

По официальной статистике Министерства здравоохранения и Министерства социального развития России также значительно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья (физическими, психическими, социальными).

По данным Н.Н. Баландиной и О.Н. Бокомягковой появление в семье ребенка всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей. Коренным образом меняются их жизненные позиции, теперь им важно освоить новую роль — родителей. Ими было отмечено, что при рождении двойни эмоциональные переживания усиливаются вдвойне. Решающую роль в воспитании детей играет мать, женщина, родившая ребенка, ищет психоэмоциональной поддержки от значимого социального окружения. Если в семье рождается двойня, женщина-мать испытывает вдвое большую потребность в проявлении эмпатии и поддержки.

В связи с этим возникает интерес к личности родителей, воспитывающих близнецов, изменению ее семейной структуры и межличностных установок. О.Н. Богомягкова, Н.Н. Баландина указывают на то, что с появлением в семье близнецов, в отличие от одного ребенка, физическая и моральная нагрузка на всех членов семьи значительно возрастает.

Специфика психического развития близнецов отражает два фактора: отношение окружающих (прежде всего родителей) и отношения самих близнецов между собой. Особенность близнецов выражается во внешнем сходстве, поэтому отношение окружающих подчеркивает это сходство, что сказывается на стремлении близнецов к индивидуализации. Общение друг с другом способствует специфическому формированию самосознания, порой возникает взаимозависимость «лидер» и «ведомый».

Основными факторами доминирования одного близнеца над другим выступают не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда, школьная успеваемость.

Объект исследования – процесс воспитания близнецов.

Предмет исследования – психологические особенности воспитания детей-близнецов.

Цель исследования – изучить психологические особенности воспитания детей

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть особенности психологического развития детей-близнецов;

2. изучить проблемы и психологические особенности воспитания детей-близнецов;

3. проанализировать особенности воспитания детей близнецов в семье

4. проанализировать психологические проблемы воспитания и развития детей в многодетной семье: характеристика, профилактика семейных конфликтов.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, близнецы представляют для науки уникальный материал для изучения роли окружающей среды и генетических факторов в формировании различных индивидуальных особенностей человека от поведения и характера до предрасположенности к заболеваниям. Феномен «близнецовости» пронизывает всю историю человечества, отражаясь в мифологии, что как следствие накладывает определенный отпечаток на воспитание близнецов.

В каком-то смысле воспитание начинается намного раньше, так как на отношение родителей к своему ребенку влияет и воспитание, полученное самими родителями, и окружающая среда, и, в конечном счете, все мировоззрение данной эпохи, выработанное в ней отношение к человеку, к ребенку, к семье как единице общества.

Психическое развитие близнецов подчиняется тем же законам, что и развитие обычных детей, но имеет некоторые специфические черты, обусловленные «близнецовой ситуацией», оказывающей огромное влияние на развитие их личности.

К сожалению, и родители, и учителя не всегда учитывают это и нередко допускают грубые педагогические ошибки, влекущие за собой отклонения в становлении личности близнецов.

Одна из частых ошибок в том, что взрослые относятся к близнецам, как к единому целому, всячески подчеркивают и поощряют их сходство, полагая, что они должны абсолютно во всем походить друг на друга. Их даже одевают одинаково. А между тем необходимо обращать самое пристальное внимание на индивидуальность потребности и желания близнецов – они различны от рождения, их нужно замечать, давать проявляться и ни в коем случае нельзя нивелировать.

Близнец как объект научного исследования представляет собой сложнейшую систему. Его связи и взаимодействия с окружающим миром весьма многообразны, а потому и многообразны его свойства и качества.

В физическом воспитании деятельность любого человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств. Изучение психологической сущности воспитания, закономерностей и условий формирования личности, соотношение этих закономерностей с возрастом, помощь педагогике в конкретизации целей и конструирование новых методов воспитания – таковы задачи психологии воспитания

Воспитание близнецов определенно должно быть разным. Несмотря на их желание быть вместе, стоит разлучать их уже с периода детского сада. «Оказываясь вместе, близнецы возобновляют свою игру в «министра иностранных дел» и «министра внутренних дел»: изменяясь внешне, но всегда сохраняя идентичность, они склонны в той или иной степени к повтору и регрессу».

Для обеспечения индивидуального развития и совершенствования близнецов необходимо создать условия, где каждый из близнецов, независимо от второго, будет себя реализовывать. Также стоит отметить необходимость превзойти стереотип порядка рождения.

Необходимо стараться увидеть в каждом ребенке уникальность, «позволить ребенку развиваться сообразно его природной идентичности, предоставляя ему больше пространства для души».


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития и воспитания близнецов

1.1. Особенности психологического развития детей-близнецов

Близнецы – это двое и более детей, которых выносила и родила одна мать. Бывают двойни, тройни, четверни и так далее. Самые популярные виды близнецов – монозиготные (однояйцевые) и дизиготные (двуяйцевые). Чаще всего близнецы рождаются слабыми, недостаточно развитыми, с малым весом. Среди близнецов гораздо чаще встречается смертность.

К близнецам родители относятся особенно, и такие дети растут в особенной атмосфере. В семьях, воспитывающих близнецов, все трудности выражены гораздо ярче. От родителей требуется больше усилий, чтобы их решить. Все проблемы умножаются на два. Все намного специфичнее.

Часто общество воспринимает близнецов единым целым, не принимая во внимание их различия. Никто не придает значения тому, как дети относятся к путанице в их именах, часто обращаются к близнецам по фамилии или одному имени.

Между ними устанавливаются очень тесные отношения, они живут в своем, только им понятном мирке. Отношения близнецов внутри пары являются важным фактором, который характеризует специфику их развития. Привязанность, взаимозависимость, стремление быть во всем похожим друг на друга. Все вышесказанное приводит к специфическим условия саморазвития. Этот фактор получил название «реакция близнецовости» — нивелирование различий между близнецами. Формирование самосознания близнецов происходит под действием «реакции близнецовости», что часто приводит к замедлению развития личности.

Часто между близнецами происходит распределение различных функций и навыков. Например, один может общаться с внешним видом, а другой избегать этого. Близнецы считают себя единым целым и уверены, что каким-либо навыком достаточно овладеть только одному из них. Так происходит распределение ролей, которое может сохраниться в течение всей жизни и приводит к нарушению взаимодействия близнецов с социальной средой даже во взрослом возрасте. Родители должны постараться, чтобы избежать указанных последствий. Необходимо поощрять у близнецов независимость, осознание собственного «я».

Уделять внимание различиям, детей называть по имени и относиться к ним, как к разным индивидам, а не единому целому. Разные игрушки, одежда, кроватки, прически — все это поможет отличать детей и сохранит их индивидуальность. Если дети не соглашаются на глобальные различия, можно использовать разные цвета, аксессуары. Также не забывать про индивидуальные подход в дни рождения: праздничный торт, подарки и поздравления должны быть у каждого из близнецов. Поощряя различия между детьми, родители должны быть очень осторожны. Близнецы могут болезненно воспринимать успехи и достижения партнера. Иногда такое восприятие приводит к соревновательности в отношениях близнецов и не утихающему конфликту. Особенно это актуально для близнецов-подростков .

Во все времена близнецы считались необычным явлением. Они вызывали удивление и любопытство. Сегодня во всем мире примерно на сто родов приходится рождение одной пары близнецов. Близнецы — это, прежде всего, неповторимая социальная ситуация. Двое детей находятся на одном уровне физического и психического развития. У них схожий жизненный опыт, непрерывное общение друг с другом. Впервые глубокие исследования «близнецовой ситуации» провел психолог Р. Заззо. Он считал «близнецовую ситуацию» фактором, влияющим на умственное и личностное развитие близнецов .

Развитие речи у близнецов в дошкольном возрасте чаще всего отстает по сравнению с другими детьми. В дальнейшем такое отставание может привести к задержке интеллектуального развития. Часто родители решают, что их дети-близнецы уже полноценнее партнеры по общению. Они предоставляют их самим себе.

Общение с взрослыми помогает детям познать окружающий мир во всем его многообразии. А общение друг с другом приводит к выработке собственного языка, жестов, мимики, которые не понимают даже родители. Чем дольше дети будут так общаться, тем сильнее они привяжутся друг к другу и еще больше отгородятся от внешнего мира. Когда же близнецы перейдут в подростковый возраст и не начнут протестовать против идентичности, тогда и могут возникнуть конфликтные отношения между ними.

Задержка речевого развития близнецов часто сочетается с отсутствием социальной самостоятельности и самодостаточности, проблематичным общением с детьми их возраста, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Близнецы воспринимают себя как единое целое, не отделяя друг от друга. Это приводит к проблемам личностного развития. Один из близнецов воспринимает другого, как часть себя. При этом близнецовые пары не замечают своих недостатков .

При развитии проблем с речевым развитием, близнецы не считаются интеллектуально отсталыми. Просто таким детям требуется помощь и занятия по развитию речи с логопедом.

1.2. Проблемы и психологические особенности воспитания детей-близнецов

Как известно, различают монозиготных и дизиготных близнецов. Наиболее часто рождаются дизиготные близнецы. Чаще всего это разнополые близнецы, мало Похожие друг на друга, но сохраняющие сильнейшую взаимосвязь. Такие дети все детство проводят вместе, но, становясь подростками, начинают отстраняться друг от друга . У таких близнецов наиболее остро проявляется конкуренция. Девочки развиваются и социализируются быстрее, и поэтому будут стараться доминировать над братом, выполняя по отношению к нему роль мамы .

Данные исследований показали, что в большинстве случаев в семьях с разнояйцовыми близнецами к девочке и мальчику проявляют разное отношение, по-разному осуществляется уход, по-разному строится воспитание, создаются разные условия для развития, у каждого ребенка свой набор игрушек и одежды. Это увеличивает различие в характерах близнецов, к каждому ребенку относятся как к отдельной личности. В таких семьях приветствуется привязанность одного ребенка к маме, а другого к папе. При этом каждый ребенок подчеркивает свою индивидуальность, приобретает черты, присущие только ему.

Реже встречаются семьи с монозиготными близнецами, которые воспринимаются как единое целое. Чем чаще окружающие подчеркивают их неделимость, тем больше дети убеждаются: их главное достоинство в том, что их двое. Когда близнецов называют по фамилии и во множественном числе, закрепляется установка на то, что близнецы – единое целое .

Жизнь близнецов достаточно необычна. Это связано с тем, что оба ребенка одновременно получают психическое и физическое развитие, практически всегда взаимодействуют друг с другом. Близнецы являются уникальной социальной ситуацией.

Впервые термин «близнецовая ситуация» Ввел Р. Заззо – ученый из Франции. Данное понятие было рассмотрено им как фактор умственного и личностного развития близнецов. Именно Р. Заззо Высказывался о необходимости исследования «близнецовой ситуации» и показывал ее проявления .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы