Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Психологические особенности влияния памяти на успешность обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития детей младшего школьного возраста 5
1.1. Понятие успешности обучения 5
1.2. Теоретические аспекты развития памяти и успешности обучения у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей влияния памяти на успешность обучения 14
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 14
2.2. Исследование памяти как важного компонента успешного обучения
18
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложение 41

Введение:

Актуальность работы. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Запечатление и сохранение в памяти воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время и в нужной последовательности – необходимые условия овладения системой знаний, навыков и умений.
Память является важнейшей составляющей человеческой личности. Благодаря памяти мы можем иметь о себе полноценное представление как о личности, существующей не только в пространстве, но и во времени, что крайне важно для самоидентификации и адекватного самовосприятия. Человеческой памятью интересуются различные науки, в первую очередь, психология и философия.
Нарушения процесса развития и формирования памяти у младших школьников в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, педагогическом.
Однако проблема коррекции нарушений памяти все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции, с увеличением числа детей с нарушением памяти, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.
В связи с этим одной
из актуальных задач психологов, педагогов и логопедов остается поиск оптимальных путей коррекции нарушений памяти детей. Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования работы по коррекции развития памяти и недостаточная его изученность определяют актуальность исследования.
Обоснование актуальности исследования выявило проблему исследования: каково теоретическое и экспериментальное обоснование содержания, организационных форм коррекционно-развивающей работы, основанной на комплексном подходе к работе с младшими школьниками к прогрессивному развитию памяти?
Объект исследования – память как психический процесс.
Предмет исследования — особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Цель исследования: изучить особенности памяти у детей младшего школьного возраста и разработать психологическую программу ее развития.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
Поставленная в нашей работе проблема решается через ряд частных задач:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме влияния памяти на успешность учебной деятельности, изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста, рассмотреть особенности учебной деятельности младших школьников.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику особенностей детей младшего школьного возраста.
3. Исследовать влияние памяти на успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста, проанализировать полученные данные.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

школьного возраста
1.1. Понятие успешности обучения

Сегодня гуманистическое воспитание базируется на следующих принципах:
Ориентация на развитие личности и ее индивидуальности,
Учет возрастных и индивидуальных особенностей,
Учет культурной и социальной среды вокруг ребенка и его окружения,
Вовлеченность детей в активную осознанную развивающую деятельность,
Воспитание через коллектив и в коллективе,
Ориентация на положительные качества личности воспитанника,
Сочетание педагогического воздействия и самостоятельности воспитанника.
Сочетание в работе педагогов и воспитателей выше перечисленных принципов фактически формирует три разных идеи или подхода к процессу воспитания
Воспитание – как процесс формирования у воспитанников норм и ценностей, характерных для общества, в котором он живет. Так называемая авторитарная педагогика.
Воспитание – как процесс, направленный на саморазвитие и самоопределение воспитанника в обществе. В этом подходе особо выделяется и культивируется свобода личности ребенка как педагогическая ценность [4, с.65].
Воспитание – как процесс, который сочетает в себе гармоничное свободное развитие личности и усвоение ее норм и правил социального окружения. То есть сочетание первых двух подходов, которое и принято называть гуманистическим.
Истоки технологии в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал идею «завтрашней радости», В. А. Сухомлинского, который создал «Школу радости».
С самого раннего возраста ребенок – личность со своим характером и воспитывать его не просто. Но ради светлого будущего своего ребенка, его счастья и здоровье каждый
родитель должен задуматься о том, как же воспитывать ребенка правильно. Прежде всего, до того, как начать воспитывать детей, неплохо было бы разобраться с собой, своими взглядами и убеждениями на процесс воспитания и образования, а так же понять какие качества и черты характера могут вам в этом помещать. Самый простой способ воспитания – личный пример.
Ситуация успеха — это субъективное переживание человеком личностных достижений
в контексте истории его жизни.
Создание ситуации успеха способствует:
— повышению познавательной активности и учебной мотивации учащихся;
— формированию позитивного мышления обучающихся;
-развитию мотивации достижения;
— воспитанию успешной и социально конкурентоспособной личности обучающихся.
Концептуальная основа:
— успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека, придает ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности или
даже сразу к ней;
— успех в учебе влияет на все виды деятельности в будущей взрослой жизни, на выбор профессии, на социальный статус;
— успешность в обучении тесно связана с его гуманизацией и индивидуализацией [12, с.87].
Задача педагога — помочь личности ребенка вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, понять, что зря в жизни ничего не дается — надо приложить усилия, и успех будет эквивалентным затраченным усилиям.
Реализация технологии «создание ситуации успеха» производит ценное человеческое качество — стойкость в борьбе с трудностями.
Создание ситуации успеха носит искусственный характер, поскольку педагог на определенное время (в определенный момент) усиливает оценочный акцент на достойный труд ученика, при этом не обращая внимание на недостатки [2, с.112].
Педагог понимает временный характер создаваемой ситуации, которая в дальнейшем корректируется. Когда ребенок поверит в свои силы, можно указывать на недостатки, постепенно их исправляя совместно и самостоятельно [4, с.65].
В дошкольном возрасте ребенку самостоятельно довольно сложно определить и сформулировать свои увлечения, но это
можно легко проследить со стороны. Родителям просто понять, что увлекает ребенка, какие занятия для него предпочтительнее – книги, лепка, рисование, конструктор или спортивные занятия. На основе наблюдений легко понять, куда стоит отвести ребенка для развития его склонностей.
До 6 лет можно ребенка водить на разные кружки и секции, чтобы понять, что именно ему интересно. Когда ребенок станет старше, он сам уже сможет определить, где ему интереснее всего. Важно понимать, что увлечения ребенка не всегда могут совпадать с ожиданиями родителей, которым следует помнить о том, что ребенок самостоятельная личность, а не способ реализовать неисполненные желания папы или мамы.
Хотя с другой стороны дома ребенку очень комфортно учиться он остается сам собой, никто на него не давит, не пытается подогнать об общие стандарты, ребенка всегда пожалеют, если что-то не получится. Но в домашней обстановке стоит учить не словами, а действиями и поступками. Так, лучик света из кабинета папы, которые горит далеко за полночь, научит ребенка трудолюбию лучше, чем любой урок труда в обычной школе.
Стоит помнить, что домашняя школа это не идеальное решение проблемы воспитания. Это не волшебный инструмент, который разом откроет все таланты ребенка. Это не идеальная система, где родитель – педагог, а ребенок – ученик. Вам еще придется постараться, что бы встроить отношения профессионального сотрудничества с собственным ребенком, никто не обещает легких путей, трудностей будет много. Кроме того, не всему родители могут научить своего ребенка, они просто элементарно могут не знать, например, иностранный язык, или не понимать, как ребенку объяснить математику для начальных классов.
В этом случае придется привлекать репетиторов. Идеальным решением было бы, конечно, сотрудничество со школой. Например, ребенок мог бы посещать школу пару часов в день для общения со сверстниками и получать знания по тем предметам, где родители ему не могут помочь. Вот так я для себя вижу вопрос образования и воспитания своих детей. Но вопросы домашнего обучения пока не сильно освещены в педагогической практике, что собственно и притягивает первооткрывателей.
Еще один вопрос, который
волнует каждого родителя – как правильно запрещать ребенку что-то. Нельзя же постоянно потакать его прихотям и все разрешать, так ребенок вырастет избалованным и эгоистичным. Запреты должны быть, но они должны быть минимальными. Я где-то читал, что количество запретов должно быть приблизительно равно возрасту ребенка. Слишком частые запреты теряют вообще свою значимость в глазах детей.
Любое «нельзя», сказанное ребенку должно касаться только действительно недопустимых вещей и опасных для жизни. При этом запреты должны быть такими, что ребенок однозначно могу понять, что выбегать на дорогу, стоять на подоконнике открытого окна или убегать от родителей в парке недопустимо и опасно. Это должен быть серьезный тон, строгий вид, соответствующая интонация, чтобы ребенок раз и навсегда понял, что это недопустимо. А вот все остальное, что не касается жизни ребенка не должно быть под строгим запретом, пусть ребенок изучает этот мир самостоятельно, это нормальный способ исследования.
Педагогическая технология
«создания ситуации успеха» подразумевает создание различных видов радости, использование приемов работы с различными категориями учащихся. Эти приемы — творчество воспитателя:
— «эмоциональное поглаживание» — улыбкой, взглядом дать понять, что учитель одобряет поведение;
— анонсирование — предварительное обсуждение с учеником, что надо будет сделать, репетиция события;
— «гадкий утенок» — создание возможностей для расцвета ребенка;
— «мышь в сметане» — вселение уверенности в свои силы, призыв к преодолению трудностей;
— «лестница» — постепенное ведение питомца лестницей знаний, психологического самоопределения;
— «даю шанс» — подготовка педагогом ситуации, в которой ребенок раскрывает свои возможности;
— «умышленная ошибка» — активизация внимания учащихся и активная жизненная позиция.
Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформировавшейся направленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на развитие личности.
Для успешного применения этой технологии педагогом, он должен обладать силой суггестивного воздействия через языковые средства педагогической техники, относиться к ребенку как к формирующейся личности, понимать его внутренний мир, владеть эмоциональной культурой, иметь психологическую компетентность.

1.2. Теоретические аспекты развития памяти и успешности обучения у детей младшего школьного возраста

Изучением процессами памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Г. Маклаков, Т. П. Зинченко и многие другие.
Память – это особая способность сохранять, накапливать и воспроизводить информацию и различные навыки, полученные в предшествующие настоящему моменту
промежутки времени.
Структура памяти очень сложная – существует несколько ее видов, за каждый из которых отвечает определенный отдел мозга.
Человеческая память выполняет следующие функции:
Узнавание. Эта функция отвечает за восприятие объекта или предмета, которые воспринимались
ранее [20, с.69].
Воспроизведение. С его помощью осуществляется актуализация воспринятой ранее информации.
Запоминание. В ходе этого процесса информация сохраняется в сознании человека, будучи проассоциированной с ранее полученной информацией.
Сохранение. Эта функция характеризуется процессом аккумуляции приобретенных человеком воспоминаний в течение длительного временного периода, позволяет использование хранящейся в мозге информации.
По степени психической активности
Двигательная
Подразумевает запоминание, хранение и воспроизведение движений, нужна человеку для активного физического взаимодействия с окружающим миром. Развивается рано, практически с детских лет.
Эмоциональная
Помогает запоминать чувства и эмоции, играет важную роль в жизни человека. Работает как сигнальная система, побуждающая к действию или, наоборот, удерживающая от него на основании пережитых в связи с ним эмоций [14, с.32].
Образная
Хранит в человеческом мозге различные представления, воспоминания в виде ярких картинок, звуков, запахов и вкусов. Ее развитие у детей начинается довольно рано, в полтора-два года.
Словесно-логическая
Действует как механизм запоминания и воспроизведения (устного или письменного) мыслей и чувств.
По характеру целей деятельности
Непроизвольная. Этот вид памяти характеризуется отсутствием конкретной программы и цели запоминания и не сопровождается волевыми усилиями человека, а также использованием каких-либо определенных техник запоминания [20, с.69].
Произвольная. Отличается от непроизвольной тем, что в ее основе лежит целенаправленное стремление специально запомнить, а затем воспроизвести определенную информацию. Для этой цели используются различные методы запоминания, которые складываются в целые системы.
Мгновенная (тактильная или сенсорная) Под ней подразумевается тот вид, благодаря которому в наш мозг поступает информация, моментально передаваемая органами чувств. Длительность такой памяти в среднем – не более четверти секунды [10, с.99].
Кратковременная или короткая Устроена так, чтобы сохранять в течение краткого отрезка времени обобщенную картинку воспринятой органами чувств информации. Такое воспоминание хранится в кратковременной памяти не более 20 секунд.
Долговременная или долгосрочная Считается, что она способна сохранять полученную информацию неограниченное количество времени при возможности многократно ее воспроизводить. Свойства долговременной памяти зачастую связаны с процессом мышления.
Оперативная Сохраняет след воспринятой информации, необходимый для завершения некой операции.
Мы столкнулись с тем, что у учёных, занимающихся изучением проблемы памяти у детей с задержкой психического развития, различный взгляд на структуру и развитие памяти.
Изучив литературу по проблемам формирования успешности в учении, я увидела, что многие авторы выделяют следующие причины неуспеваемости:
непосильный объём знаний;
несовершенство методов обучения;
отсутствие нужных общественных мотивов учения;
«интеллектуальная пассивность»;
неправильные навыки и способы учебной работы;
неправильное отношение к труду.
На основании результатов исследований можно констатировать тот факт, что кризис негативной фазы подросткового возраста (кризис 13 лет) характеризуется следующим: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения, дезориентировка во внутренних и внешних отношениях. Если принимать во внимание потерю учебной мотивации,
а также несостоятельность педагогических действий в рамках урочных форм организации учебного процесса, то можно легко прогнозировать отчуждение подростка от школы к концу 7 – началу 8 класса.
Материалам исследований PISA показывают некоторые дефициты учащихся в учебных умениях:
Неумение работать с точной информацией.
Несформированность разных способов чтения: просмотрового, поискового, с ориентацией на отбор нужной информации и т.д.
Неумение привлекать информацию, личный практический опыт, бытовые сведения и т.д., то, что можно вспомнить, домыслить, угадать.
Неумение выделить необходимую информацию из задания (вопроса).
Неумение учитывать точку зрения или информированность адресата.
Действие по образцу, решение задач традиционными методами.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
По мнению ряда исследователей, возможности младшего школьника в отношении использования мнемических приемов практически безграничны, поскольку в этом возрасте развивается абстрактное мышление. Надо лишь помочь ученику структурировать, схематизировать материал, искать аналогии запоминаемой информации.
Активная мыслительная деятельность будет создавать благоприятную для запоминания атмосферу, создающую развитие памяти младших школьников. Работа по развитию памяти должна проводиться ежедневно, на различных этапах уроков.
В систему упражнений необходимо включать задания на развитие различных видов памяти, при этом сложность заданий должна постепенно возрастать и характеризоваться увеличением единиц запоминания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы